Найти тему
Train and Brain

3 ответа на самые популярные вопросы о полетах и самолетах! Удивительно, но мало кто может ответить на них верно.

Оглавление

За полтора года человечество начало забывать что именно брать с собой в поездку на самолет. Какие предметы можно, а что нельзя. Помаленьку жизнь возвращается в свое привычное русло. Полеты возобновляются. А значит, вопросы задаются вновь, но ответы в 90% случаев дают неверные. Проверьте свои знания!

Поехали!

1. Опасна ли турбулентность?

Во время полета воздушные суда нередко попадают в зону действия турбулентности, что сопровождается тряской и вызывает у пассажиров массу неприятных чувств. Для пилотов турбулентность - обычное дело. Это всё равно, что при езде за рулём автомобиля заехать на неровность плохой дороги или же попасть в качку на корабле.

Последствие турбулентности в пассажирском самолете, 2013 г. Сингапурские авиалинии. Источник https://tourweek.ru/
Последствие турбулентности в пассажирском самолете, 2013 г. Сингапурские авиалинии. Источник https://tourweek.ru/
Последствие турбулентности в пассажирском самолете, 2013 г. Сингапурские авиалинии. Источник https://tourweek.ru/
Последствие турбулентности в пассажирском самолете, 2013 г. Сингапурские авиалинии. Источник https://tourweek.ru/

В небе самолет перемещается внутри воздушных потоков, которые пересекаются между собой, образуя воздушные ямы. Когда самолет попадает в такую яму - вы чувствуете тряску.

Турбулентность часто сопровождает грозовые облака. Конечно пилоты понимают неприятные чувства пассажиров при попадании в такую зону. Поэтому они стремятся уйти от нее, в отдельных случаях даже ценой изменения маршрута.

Конструкция самолета рассчитана на то, чтобы выдерживать возникающие при турбулентности перегрузки. Поэтому обычной штатной тряски опасаться не стоит. Но всегда при этом нужно обязательно слушать команды пилота и пристегнуть ремень безопасности.

Не нужно бояться турбулентности, но обязательно пристегивайте ремень безопасности.
Не нужно бояться турбулентности, но обязательно пристегивайте ремень безопасности.

С опытным пилотом вам бояться нечего, поскольку он видит масштабы опасности и рисковать жизнями людей на борту не будет - изменит маршрут при необходимости.

2. Почему пассажирские самолёты летают на такой большой высоте?

Большинство пассажирских самолетов летают на высоте 10-12 км. С земли мы видим небольшую точку с инверсионным следом. Почему выбрана именно такая высота?

Самолет летит благодаря подъемной силе, создаваемой рассекаемым им воздухом. В тоже время воздух создает колоссальные помехи движению. При подъеме на высоту воздух становится разряженным, поэтому сопротивление падает. Расход топлива становится меньше.

На высоте 10 км при одинаковых скоростях, самолёт будет расходовать на 80% меньше топлива, чем если бы он летел на высоте 1 км.

Возникает резонный вопрос: а почему бы не подняться еще выше?

10-12 км это оптимальная высота, на которой воздуха именно достаточно для того, чтобы создавать нужный объем воздушной подъемной силы и, в тоже время, встречать минимальное сопротивление навстречу. А еще конструкции самолета просто не рассчитаны подниматься выше, ведь там уже другая температура и другие опасности.

Вот так можно наглядно показать оптимальную высоту полета для самолетов. Источник: https://www.techcult.ru/
Вот так можно наглядно показать оптимальную высоту полета для самолетов. Источник: https://www.techcult.ru/

Вторая причина для такой высоты: безопасность. Здесь минимальное количество птиц, грозовых облаков и нет таких резких порывов ветра, какие бывают на земле.

Ан-24 авиакомпании «Полярные авиалинии» попал в грозовой фронт, в котором град сильно повредил фюзеляж. Источник: https://www.meteo-tv.ru/
Ан-24 авиакомпании «Полярные авиалинии» попал в грозовой фронт, в котором град сильно повредил фюзеляж. Источник: https://www.meteo-tv.ru/

Плюс на такой высоте пилот имеет больше времени для устранения негативных последствий при неблагоприятной ситуации. На небольшой высоте у него попросту не будет даже времени на раздумье.

Третья причина — охлаждение двигателей. На высоте 10км температура за бортом -50C! При такой температуре двигатели получают необходимый отвод тепла, соответствующий их нагрузке и не перегреваются.

3. Что за ящик в самолёте называется «чёрным»?

Бортовой самописец в народе называют "черный ящик. Это устройство для сбора показаний работы самолета. В случае возникновения внештатной ситуации или аварии, информация, записанная на нем, помогает восстановить ход событий. Как вела себя система, где произошел сбой, разговоры пилотов.

Так выглядит неповрежденный бортовой самописец. Источник: https://www.dw.com/
Так выглядит неповрежденный бортовой самописец. Источник: https://www.dw.com/

Корпус самописца окрашен в ярко-оранжевый цвет. Возможно, «чёрным ящиком» его называют из-за использовавшейся раньше фотоплёнки, которой требовалась полная темнота (поэтому внутренняя часть устройства была выкрашена в чёрный цвет). По другой версии, «чёрным ящиком» называется любое устройство, для которого важно - что на входе и что на выходе, но что внутри — не важно или недоступно для изучения.

Самописец имеет прочный титановый корпус и усиленную изоляцию, выдерживает температуру 1100C в течение часа, давления воды 350 кг/мм и силу удара 3500g. Ящичек способен пролежать на глубине до 6км и в течение 3 месяцев передавать радиосигнал о своём местоположении.

Бортовой самописец самолета Boeing 737-800, разбившегося в Ростове-на-Дону 19 марта 2016 года //Фото: пресс-служба МАК. Даже в таком состоянии они были пригодны для изучения.
Бортовой самописец самолета Boeing 737-800, разбившегося в Ростове-на-Дону 19 марта 2016 года //Фото: пресс-служба МАК. Даже в таком состоянии они были пригодны для изучения.

Впервые его стали использовать в 1930-х годах. Запись велась на ленточную фольгу или фотопленку. Немногим позже использовали магнитную ленту, а сейчас — сверхнадёжный твердотельный накопитель.

Зачем же сейчас продолжают помещать эти ящики на самолет? Ведь современные технологии спутниковой связи позволяют передавать множество данных напрямую на операционный пост.

Этот метод продолжают использовать потому, что степень его надежности крайне высока. Также здесь невозможна подделка или вброс ложной информации.

Очень ждем от вас обратную связь! 🤗💗