Найти тему

В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра в Москве на драматическую и балетную. Драматическ

В естественных и технических науках, как и в гуманитарных, проходило накопление эмпирических знаний и становление научных школ.

В 1803 г. в Санкт-Петербурге профессор Медико-хирургической академии В. В. Петров (1761–1833) издал фундаментальный труд под названием «Известие о гальвани-вольтовских опытах, которые производил профессор физики Василий Петров». Именно Петров, исследовав тепловые и световые явления электрического тока, первым получил эффект вольтовой дуги, который на Западе воспроизвел десятью годами позже англичанин Г. Дэви.

В 30-е гг. XIX в. открытия в области электромагнетизма были сделаны академиками Б. С. Якоби (1801–1874) и Э. X. Ленцем (1804–1865). Б. С. Якоби написал первый в мире труд по теории электрических машин постоянного тока. Э. X. Ленц изучал связь между магнитным полем и направлением тока в проводнике.

Достижения Якоби произвели на ученых всех стран исключительное впечатление. М. Фарадей, А. Гумбольдт, У. Р. Гроув, Г. X. Эрстед в письмах к Якоби выражали восхищение этим открытием и отмечали его большое практическое значение. Перед паровой машиной электродвигатель имел много преимуществ (простота, отсутствие многих трущихся частей системы механической передачи – электродвигатель и электрогенератор соединяли только провода). К тому же двигатель был нешумным и безопасным. Он передавал крутящий момент без всяких дополнительных механизмов, какие приходилось использовать на паровых машинах.

В первой половине XIX в. всемирную известность получили работы ученого-металлурга П. П. Аносова (1799–1851). Он сделал много открытий в области металлургии высококачественной литой стали, изобрел новые золотопромывальные машины, получившие распространение на Урале, предложил использовать паровую машину для механизации труда в золотопромышленности. Аносов первым в России разработал технологию изготовления огнеупорных тиглей – основного оборудования стале– и золотоплавильного производства того времени. Это позволило в 50 раз удешевить каждый тигль (ранее они ввозились из Германии).

К середине XIX в. относится возникновение русской школы механиков. Одним из ее создателей стал П. Л. Чебышев (1821–1894). Фактически он первым оценил механику как теоретическую основу инженерного дела. Чебышев сознательно замыкал математические исследования на решении практических проблем. В 1878 г. на Всемирном математическом конгрессе ученый удивил весь научный мир своим исследованием «О кройке одежды». Не менее интересны были и другие работы Чебышева: «О зубчатых колесах», «О центробежном уравнителе», «О черчении географических карт».

Закрыть

Неоценимый вклад в развитие русской артиллерии внес генерал от артиллерии профессор Н. В. Маиевский (1823–1892). Он стал основателем русской школы баллистики, автором теории движения в воздухе.

Большую роль в развитии отечественной артиллерии сыграл также горный инженер, ученый-металлург полковник П. М. Обухов (1820–1869). Ему удалось открыть способ получения высококачественной стали, он стал основателем крупного производства литой стали и стальных орудийных стволов в России. Обухов по праву считается создателем одних из самых надежных в мире стальных пушек.

Заслуженной славой пользовались пушки и снаряды, изобретенные металлургом профессором Д. К. Черновым (1839–1921). Он провел важные исследования в области артиллерийского производства: получения стали и изготовления высококачественных орудийных стволов, стальных бронебойных снарядов. Ему удалось установить критические точки нагрева стали, при которых она меняет структуру и свойства (точки Чернова).

В 1815 г. артиллерийский офицер А. Д. Засядко (1774–1837) начал работать над созданием боевых ракет. Он разработал новые типы зажигательных и фугасных ракет нескольких калибров, создал пусковой станок для ведения залпового огня одновременно шестью ракетами. В 1827 г. по инициативе Засядко была сформирована «ракетная рота № 1», впоследствии названная ракетной батареей. Ее начальником стал подпоручик П. П. Ковалевский. Боевое крещение батарея получила во время Русско-турецкой войны 1828–1829 гг. на Балканском театре военных действий.

В 1847 г. к усовершенствованию ракетного дела приступил ученый генерал-лейтенант К. И. Константинов (1819–1871). Он создал электробаллистический прибор для определения скорости полета артиллерийского снаряда, изобрел ракетный баллистический маятник для измерения тяги порохового двигателя. С помощью этого прибора Константинов установил влияние формы и конструкции ракеты на ее баллистические свойства, заложив тем самым научные основы расчета и проектирования ракет.

Литература. В истории культуры XIX в. литература играла ключевую роль. Она представляла собой не только вид искусства, но и политическую трибуну, что особенно заметно в произведениях ведущих литераторов этого периода – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя.

Особенностями развития литературы этого периода стали, во-первых, рост интереса к устной и письменной народной традиции, а во-вторых, усиление свободолюбивой направленности содержания произведений. В литературе все чаще появляются идеи протеста против неограниченной самодержавной власти, воспевание человеческой личности, свободы человека.

Важнейшим условием и основой развития литературы стало появление литературного языка. Высокопарная манера письма М. В. Ломоносова и А. П. Сумарокова воспринималась уже как анахронизм. Такое же отношение сложилось к старославянскому церковному языку. Язык же народа, крестьянской массы был беден. Между тем во второй половине XVIII в. в дворянской среде стала быстро распространяться богатая французская лексика. В аристократических салонах на основе русской бытовой речи и французской литературной стилистической системы начал формироваться литературный русский язык – разговорный язык образованного общества. Большую роль в его формировании и популяризации сыграли Н. М. Карамзин, И. А. Крылов, А. С. Пушкин и В. А. Жуковский.

Развитие литературы происходило в русле общей для Европы и России стилевой эволюции. Аристократический классицизм на исходе XVIII в. сменил демократический сентиментализм, далее возникает романтизм, затем реализм. Рождение всех этих стилей определялось внутренней логикой развития художественного мышления человека, определенных способов восприятия мира и историческими особенностями эпохи.

Театр. К началу XIX в. театр представлял собой аристократический вид искусства и был популярен. Только в Москве действовали 20 частных театров.

В 1806 г. императорским указом были созданы императорские (казенные) театры: два в Петербурге (Мариинский и Михайловский) и два в Москве (Большой и Малый). Театральный репертуар начал обсуждаться в печати. В 1808 г. появляется первый театральный журнал.

Императорские театры управлялись Министерством двора Его Императорского Величества. Провинциальные сцены находились в ведении губернаторов или городских чиновников. Многие из них справедливо полагали, что «учреждение посреди города театра» не только способствует развлечению, но и обогащает духовную жизнь города.

В 1824 г. произошло окончательное разделение труппы бывшего Петровского театра в Москве на драматическую и балетную. Драматические спектакли были перенесены в Малый театр, а Большой театр отныне был отдан оперным и балетным спектаклям.

В Петербурге в 1832 г. был открыт Александринский театр. В отличие от более демократического московского Малого театра, Александринский имел официально-парадный характер.

До второй четверти XIX в. русский театр был далек от родной почвы. В соответствии с канонами классицизма сюжеты брались из античности или Средневековья. Главная тема искусства классицизма – торжество общественных начал над личными, долга над чувством. Ставились произведения европейских авторов, для которых была характерна тяга к выражению возвышенных, героических нравственных идеалов. Победа над Францией усилила патриотические и романтико-психологические тенденции в театральном искусстве, что особенно наглядно проявилось в драматургическом и театрально-теоретическом творчестве Пушкина, отстаивавшего в русском театре принципы подлинной народности. В театральном реперт