Смысл слов «Двойной стандарт» в музыке не совпадает с тем, который мы привыкли вкладывать в это выражение в других областях жизни. Понятие «Стандарт» применяется прежде всего в джазе и подразумевает широкую известность музыкального произведения, исполняемого многими музыкантами в течение долгих лет. Иногда вместо слова «стандарт» к таким произведениям применяют слово “Evergreen”, т.е. вечнозеленый.
Осмелимся применить никем пока не использованное словосочетание «Двойной стандарт» в отношении произведений, ставших широко известными в разных жанрах музыки, притом в каждом из них одинаково успешных.
1. OVER THE RAINBOW (Arlen-Harburg)
В 1938 году эта песня была написана специально для фильма «Волшебник страны Оз» (сказка, пересказанная по-русски А.Волковым и названная «Волшебник Изумрудного города»). Песня была поставлена на первое место в списке песен столетия и стала стандартом для исполнения джаз- и поп-исполнителями.
Ровно 50 лет спустя песня ставится стандартом традиционной гавайской музыки, исполненной под народный инструмент укулеле. А способствовал этому самобытный музыкант Israel Kaʻanoʻi Kamakawiwoʻole, который сделал песню национальным хитом, включенным в саундтреки многих фильмов и завоевавшим несколько музыкальных премий.
2. TU VUO FA’ L’AMERICANO (Carosone-Nisa)
Написанная в 1956 году песня стала главным хитом и самой известной песней Ренато Карозоне; в фильме «Это началось в Неаполе» ее спела София Лорен. Песня надолго стала образцом стиля Napoli-rock, указывавшего на засилье американской музыки в послевоенной Италии.
И снова, как и в предыдущем случае, потребовалось полвека, чтобы «переориентировать» песню на стандарты восприятия поп-музыки для новых поколений – в 2000 году ее аранжировал в стиле swing revival бывший участник группы Stray Cats Брайан Зетцер, и далее песня стала лидировать в хит-парадах уже в видоизмененном плане; оригинальную версию уже практически никто не вспоминает…
3. TANHA SHODAM (Ahmad Zahir) / EL BIMBO (Claude Morgan)
Певец, снискавший огромную популярность в своей стране – Афганистане, бывший разносторонним музыкантом, поэтом и сыном премьер-министра, получивший титул «афганского Элвиса Пресли», написал и спел эту песню на языке пушту среди других, сочиненных на основе классиков персидской поэзии.
А в 1975 году знаменитый француз Поль Мориа инициировал создание нового диско-хита, ставшего стандартом для исполнения множеством европейских оркестров популярной музыки, первым из которых стал ансамбль Bimbo Jet. О подлинном авторстве мелодии заговорили только в XXI–м веке…
4. ОЧИ ЧЕРНЫЕ (Ф. Герман-Е.Гребёнка)
Известнейший немецко-русский романс, написанный в XIX веке, сделал стандартом жанра Ф.И.Шаляпин во время своих гастролей по миру. Таковым он оставался на протяжении ХХ века; одновременно вызывая интерес сначала джазовых, потом и рок-музыкантов. На сегодняшний день бывший романс входит в перечень джазовых стандартов для исполнения многими оркестрами мира.
5. ПОДМОСКОВНЫЕ ВЕЧЕРА (В.П.Соловьёв-Седой)
Песню в стиле «советский шансон» (не путать с «русским шансоном», который сформировался как жанр уже в постсоветской России), услышали в мире и исполнили в разных странах певцы, которые более или менее успешно старались сохранить романтический настрой оригинала, пока эту мелодию не обработал в стиле диксиленд приехавший в СССР на гастроли в 1961 году со своим оркестром англичанин Кенни Болл. Его аранжировка и стала впоследствии образцом для исполнения оркестровых версий этой поистине зажигательной мелодии…