Совершенно случайно наткнулся на этот сериал. Уж очень много хайпа вокруг него было в сети, и меня зацепила эта волна. Я посмотрел его залпом (все 9 серий за 1 ночь), и после просмотра мне захотелось поглубже разобраться во всей этой теме. Я почитал какие-то рецензии, посмотрел какие-то ролики... И в итоге сформировал своё собственное мнение. Я спешу поделиться им в этом тексте. И, разумеется, в тексте будут спойлеры.
1
Сериал очень красивый, очень изобретательный в плане картинки. Но сам концепт, что типа есть где-то остров, где какие-то погрязшие в долгах люди по собственной воле участвуют в игре на выживание, абсолютно нереалистичный. О такой игре (если бы она существовала в реальной реальности) уже давно бы стало всем известно, и всех, кто её организовал, давно бы засадили в тюрьму.
Но можно ли считать нереалистичность минусом? Нет, наверное. Я воспринимал этот сериал, скорее, как притчу. Притчу — о добре и зле, о конкуренции, о ценности и значении денег в нашем мире... И, видимо, на это создатели и рассчитывали (а в таком случае реалистичность не так уж важна).
В первой серии нас знакомят с главным героем. Герой этот (его имя Ки Хун) кажется достойным сочувствия. Он на дне, он в долгах как шелках. Но он хочет помочь родным, хочет, чтобы дочь и жена вернулись к нему, хочет помочь старенькой матери...
И вот он становится одним из игроков. Одним из 456 человек, которые будут бороться друг с другом насмерть за внушительный денежный приз...
2
Первое испытание для игроков фигурирует здесь под названием «Тише едешь — дальше будешь». И это был шок: за каких-то 10 минут зрителям показывают просто дикое количество смертей — более 250-ти.
Да, вполне понятно, что это всего лишь художественное произведение, это не по-настоящему... Но подобные сериалы как будто бы приучают нас относиться к человеческой смерти безумно просто, как к чему-то очень банальному. И это неправильно. Плюс мне как зрителю дают понять, что какие-то игроки (какие-то участники этой притчи) капец как несущественны. Вот они были, а вот их уже и нет...
Короче, эта трэшовая десятиминутка меня травмировала. Короче, она принесла мне дискомфорт.
И здесь я бы сравнил «Игру в кальмара» с фильмом Даррена Аронофски «Реквием по мечте» (2000) . Максимально неожиданное сравнение, но что поделать...
В «Реквиеме по мечте» никто из героев не умирает. Да, они спускают свою жизнь в унитаз. Да, главному герою ампутируют руку. Да, друг героя надолго садится в тюрьму. Да, подружка героя становится проституткой. Да, мать героя попадает в психушку... Но всё-таки они живы, а значит, ещё могут что-то изменить. Однако благодаря некоторым режиссёрским фишкам (а также блистательному музыкальному сопровождению) у зрителя при просмотре «Реквиема по мечте» создаётся ощущение, что перед ним разыгрывается величайшая трагедия в истории человечества. И вот мне как раз такая оптика ближе.
Мне хочется фильмов и сериалов, которые бы показывали, что каждый отдельный человек — это большая ценность. Что смерть каждого человека — это именно величайшая трагедия. Величайшая, неподвластная до конца пониманию и осмыслению трагедия.
3
Но вернёмся к миру «Игры в кальмара». Правила, которые установили организаторы этих жутких состязаний, конечно, невероятно циничны. Как только один из игроков погибает, сумма главного приза увеличивается на 1 000 000 корейских вон. То есть чем больше смертей, тем больше денег. И, соответственно, в конце победитель, единственный выживший, получит 45 600 000 000 вон (в российских деньгах это примерно 2 миллиарда 750 миллионов рублей).
И ведь игроки (после испытания «Тише Едешь - Дальше Будешь») знали, как формируется этот приз, знали, что за проигрыш людей натурально убивают. И у них была возможность уйти и больше никогда не возвращаться! Но в итоге многие из них решили всё-таки продолжить играть дальше. И это, конечно, была непростительная ошибка с их стороны.
Сами игроки, видимо, подумали, что это приемлемый выбор: победить, растоптать в конкурентной борьбе каких-то дальних, чтобы обеспечить деньгами ближних (и себя, конечно), спасти ближних (и себя, конечно), позаботиться о ближних (и о себе, конечно). Но на самом деле такой выбор неприемлем. Нельзя делать такой выбор. Такой выбор ведёт человека в ад. И делает наш мир похожим на ад.
Как говорят в народе, на чужом несчастье своего счастья не построишь....
4
После просмотра «Игры в кальмаров» я в очередной раз укрепился во мнении, что конкуренция — зло. Принцип конкуренции в человеческом обществе должен уступить место принципу солидарности. Не «человек человеку волк», а «все люди — братья и сестры».
5
Конечно, как ни крути, «Игра в кальмара»— захватывающее зрелище. Всегда хочется знать, каким же будет следующее испытание. И особенно захватывающей была шестая серия — там, где игроки играли в шарики. Предварительно игрокам приказали разбиться на пары. И, в основном, они выбирали в себе пару тех, кто стал им близок, с кем они могли бы быть хорошей командой. А в итоге им пришлось сражаться друг с другом... Это был прямо какой-то запрещённый ход, удар под дых... И вот, кстати, здесь я смог прочувствовать трагедию...
6
Отдельно хотелось бы сказать и про последнюю, девятую серию. В ней был целый ряд достаточно сильных сцен. В частности, мне запомнилось вот что: Ки Хуна после того, как он победил в игре — грязного, непричёсанного, связанного — выбросили из автомобиля как какого-то надоедливого бродягу. При этом запихнув ему в рот пластиковую карту. Карту, которая привязана к счёту, на котором лежит 45 600 000 000 вон. Ки Хуну таким образом как бы сказали: «Мол, да, ты теперь богат, но после того, что ты сделал, ты всё равно не достоин уважения. Мол, вот тебе карта в зубы и давай, чучело, трать их, продолжай всю эту капиталистическую свистопляску».
И диалог со стариком (главным организатором игр) в больничной палате тоже получился интересным. От этого диалога даже веяло какой-то достоевщиной. В один из моментов старик заметил под окнами замерзающего бездомного человека и сказал Ки Хуну, что никто к этому человеку до полуночи не подойдёт и не предложит помощь. А Ки Хун с этим не согласился. И они даже заключили пари. В результате к этому человеку всё-таки кто-то подошёл. Круто, конечно, но выглядит это всё как некий утешительный приз для той части зрителей, которые всё-таки верят в добро...
И вообще, если подумать, Ки Хун, согласившись заключить такое пари со стариком, уже как бы морально проиграл...
7
А в самом финале «Игры в кальмара» нам показывают, что герой готовится улететь из Южной Кореи в США, где теперь живёт его бывшая жена и дочь. Но он вдруг разворачивается и шагает обратно... Зачем? Хочет сделать так, чтобы игры на выживание прекратили своё существование? Остаётся только гадать.
Вероятно, об этом будет рассказано во втором сезоне. Но нужен ли он? Нет, не нужен. Снимут ли его? Скорее всего, снимут. Будет ли он хуже первого? Да, скорее всего, будет хуже.
И вообще меня бесит, что создатели сериалов зачастую не могут остановиться вовремя (как заядлые игроманы). И начинают снимать вторые, третьи, пятые, десятые сезоны, хотя в этом и нет особого художественного смысла. Вот поэтому я редко смотрю сериалы!
UPD: Второй сезон всё-таки вышел. И про него я тоже написал.