Найти тему

Вениамин Смехов о дурновкусии на телевидении

На днях любимый миллионами телезрителей Атос из знаменитого, ещё советского музыкально–приключенческого телефильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978) встретился с почитателями своего таланта в Московском Доме книге, где представил свою биографию "Жизнь в гостях". Заодно ответил и на вопросы.

Вениамин Смехов. Фото: "Фейсбук"
Вениамин Смехов. Фото: "Фейсбук"

Спрашивают всякие гадости

— Почему вы не ходите на ток–шоу? Ведь сегодня считается так: популярен тот артист, которого показывают по «ящику».

— К сожалению, многих наших актеров приучили к абсолютно уродливому и недостойному виду выступления перед публикой. Я имею в виду телевизионные интервью.

Мне кажется, не только артисту, но и вообще любому человеку недостойно задавать вопрос типа: «Скажите, а с кем вы живете?» То есть с кем спите...

Или такой: «А правда, что ваша бывшая жена одновременно жила еще с кем–то?» Все делается для того, чтобы раскопать побольше грязного белья.

Я считаю, что это крайне недостойно. Театр на Таганке тоже интересует лишь с этой стороны. Я даже не могу представить себе гадости, о которой сегодня не спрашивают.

Обсуждают практически все — никаких табу не существует. Я имею в виду Андрея Малахова, Бориса Корчевникова, Дмитрия Борисова и многих других. Фамилий тут множество. На экранах царит дурновкусие.

А ведь в приличном обществе нельзя спрашивать, верит человек в Бога или нет. Считается, что вопросы вероисповедания, любви, а также всего того, что касается близких, годятся только для церковной исповеди.

Но у нас все это выносится на всеобщее обсуждение. Да, кое–чем я поделился и в своей книге. Однако ничего лишнего в ней нет. Каждое слово продумано.

Конечно, я тоже мог вывалить все. Но я тщательно отбирал. Если сомневался, то обращался к супруге Галине Геннадиевне. Так ей прямо и говорил: «Не хочу, чтобы об этом все узнали...»

Она меня неоднократно убеждала, произнося одно–единственное слово: «Надо!» А потом добавляла: мол, а когда еще ты это скажешь? И я соглашался.

Но цель у меня была такой: я хотел объяснить ту или иную ситуацию, рассказать, как было на самом деле. Чтобы читатели узнали правду из первых рук. И теперь все эти подробности уже на моей совести.

Культовый сериал. Фото из архива ТВ
Культовый сериал. Фото из архива ТВ

Театр на первом месте

— Вас до сих пор называют Атосом. Как вы к этому относитесь?

— Да никак... Более того, в телефильме «Д’Артаньян и три мушкетера» мне не особенно–то хотелось играть. Просто неинтересно было. И тогда, и сейчас я считаю, что в кино я... проездом. Да, именно так. Проездом! Ничего не могу вспомнить приличного...

Поскольку я прежде всего театральный актер. Впрочем, отмечу, что уникальность картины «Д’Артаньян и три мушкетера» как раз в том, что вся наша четверка была взята из театров.

И Михаил Боярский, и Игорь Старыгин, и Валентин Смирнитский, и я. На тот момент это был, думаю, уникальный случай. Нас всех сближала профессия человека, который выходит на сцену.

Мы все время говорили о своих ролях в театре. И свои роли в фильме тоже играли, как в театре. Кстати, наверное, поэтому и получился хороший фильм, так как там не было никакого напряжения.

А запомнился мне этот сериал прежде всего самоубийственным скаканием на лошади. До сих пор удивляюсь, как я не убился во время съемок. Да и дрались мы по–настоящему. Все так, как было в сценарии...

Хотя кем мы тогда были? Молодыми актерами. Все прекрасно осознавали, что рядом с нами Олег Павлович Табаков (играл Людовика XIII. — Прим. Д. М.) и Алиса Бруновна Фрейндлих (Анна Австрийская, супруга Людовика XIII).

Вот это были имена! Причем оба — великие театральные актеры. Так что кино для меня действительно не более чем хобби. А еще я обожаю работать перед микрофоном.

Озвучивание картин тоже стало моим любимым занятием. Мне оно даже больше по душе, чем появление на экране. Я горжусь своими аудиокнигами.

Сейчас много ширпотреба, а я принимал участие в создании аудиокниг первой стоимости. Там совсем другое качество. Мы проходили суровую редактуру.

Да и студия — на высоком уровне. Это была не какая–то халтура, а настоящая работа. Когда читаешь хороший, качественный текст замечательного автора, получаешь огромное удовольствие. Эта камерность очень ценна.

Чувствуешь, что выполняешь некую воспитательную, просветительскую роль. Мне никогда не нравилось выступать перед огромным залом, где сидят тысячи людей. Чем камернее, тем лучше...

Иллюстрация из книги "Жизнь в гостях". Фото автора
Иллюстрация из книги "Жизнь в гостях". Фото автора

Самый простой рецепт для жизни

— Почему вы написали книгу к 80–летнему юбилею? Все–таки возраст солидный...

— Так получилось. Хотя я писал всегда. С детства! Сколько себя помню. Ни дня без строчки — это обо мне. Конечно, я и в шестьдесят писал, и в семьдесят...

Знаете, в этой книжке я описал, как встретил свои семьдесят. Тогда Слава Полунин отмечал шестидесятилетие. Гениальный и великий Асисяй. Это замечательный человек.

Его имя для меня очень дорого. Я горжусь тем, что благодаря Славе вошел к некую чудесную заповедную зону добра и счастья. Полунин — это человек, у которого нет врагов.

У него как– то спросили на эту тему: «Как вы разговариваете со своими врагами?» А он ответил так: «Враги? А кто это такие? Я не знаю, есть ли они у меня...»

А еще он говорит, что общается только с теми, с кем ему хорошо. Припомнил также его фразу: «Собирай рядом тех, кого хочешь обнять!» И все! Разве не здорово? Такой простой рецепт для жизни. О чем я тоже написал...

Книга актёра. Фото автора
Книга актёра. Фото автора

Каждый может стать писателем

— Вы ждете музу, чтобы сесть за письменный стол?

— Нет, я просто сажусь и пишу, никого кругом не замечая. Вижу только лист бумаги на столе и ручку. Максимум — рядом моя родная жена. Но она не мешает.

Мне не надо осмеливаться писать. Я уверен: каждый человек может стать автором. Вспомните свое детство! Разве вы не писали какие–то заметки? Разве не вели дневник?

Даже открытки многие подписывали в стихах. Маме, папе, друзьям... И часто ведь отлично получалось! Так почему вы прекратили это делать? Не пора ли вспомнить свои старые навыки?

Мне кажется, все мы с раннего детства — великие писатели. Особенно в СССР, в России... Когда мою первую работу напечатали в журнале «Юность», у которого был сумасшедший, многомиллионный тираж, для меня это было честью.

Я считал, что прошел некий рубеж. И потом писал уже совершенно спокойно. Мне было 24 года, когда Любимов поставил мою первую пьесу. А «Жизнь в гостях» — это уже восьмая моя книга... - отметил Вениамин Борисович.

Читайте другие статьи автора:

Почему у Вениамина Смехова нет званий

Вениамин Смехов накануне 80-летия о своей книге "Жизнь в гостях"

О том, кого больше не хочет играть Алика Смехова, дочь мушкетёра Атоса

Давайте дружить. Пересылайте материалы, ставьте лайки и подписывайтесь. Читайте статьи на моих каналах:

1."Дмитрий Март: мои статьи"

2. "Дмитрий Март"