С развитием научно-технического прогресса, ярким выражением которого является появление цифровых технологий, возникает не только ощущение достижения значимых результатов этой сфере.
По мере расширения цифровой практики и ее результатов возникает не меньше количество вопросов и проблем. К одной из наиболее важных относится проблема нравственности, или этики.
Чем больше мир погружается в цифровое пространство, тем менее понятно становится, как нам регулировать отношения между людьми в сети Интернет, или, как в «век информации» регулировать ее же утечку, ведь каждый имеет право на сохранение и неразглашение личной конфиденциальной информации. Можно ли с этим справиться только лишь с помощью норм морали и нравственности?
Этические проблемы, возникающие в отношениях между людьми при использовании «технических посредников» - один из главных аспектов «цифровой революции». Цифровая революция, в данном контексте,- повсеместный переход от аналоговых механических и электронных технологий к цифровым технологиям, начавшийся в конце 1980-х и продолжающийся до настоящего времени. Это могут быть как проблемы в личных отношениях, например, общение в социальных сетях, так и изменения в профессиональной этике, например, при оказании дистанционных медицинских услуг, получении образования, оказании правовой или юридической помощи.
Для примера, в этой связи необходимо рассмотреть появление новой ветви в правоотношениях, рожденной в процессе цифровизации социальных отношений: Интернет-право. Советский и российский ученый-правовед В.В. Лазарев в своей книге «Теория государства и права» пишет: «интернет-право как комплексный институт права должно рассматривать свой "определенный круг явлений природы или общества... и иметь свое место расположения в иерархии наук и направлений».
С выходом Интернета на мировой уровень для регулирования интернет-отношений недостаточно только правил морали, этики. Стоит ограничивать допуск в Интернет террористов, экстремистов, преступников и психически больных лиц. В связи с этим саморегулирование, естественно, должно дополниться правовым регулированием как в международном, так и в национальном масштабах, создавая условия для дальнейшего эффективного развития Интернета.
К сожалению, сегодня государства не рассматривают вопрос воздействия норм права на цифровую среду, но его абсолютно точно нужно поднимать не только в России, но и на международной арене.
Другим, не менее важным аспектом, является проблема взаимодействия человека и «машины». Например, передача части профессиональных обязанностей автоматизированным самообучающимся системам, что меняет этические нормы и ценности в самой профессиональной деятельности.
Французские учёные из Тулузской школы экономики опубликовали научную работу «Робомобилям нужна экспериментальная этика: готовы ли мы выпускать машины на дороги?». Смысл этой работы заключался в том, чтобы понять, как запрограммировать беспилотный автомобиль в непредсказуемых условиях аварийного происшествия: минимизировать
количество жертв, и пожертвовать владельцем автомобиля, или же спасти человека за рулем, понимая, что число жертв будет непредсказуемым.
Опрос проводился достаточно осторожно: авторы не требовали однозначных ответов «Да» или «Нет». По результатам исследования стало понятно, что большее число опрошенных считают приемлемой ситуацию с минимизацией жертв, т.е. алгоритм беспилотного автомобиля, в прямом смысле, должен был убить своего владельца. Но, оказавшись за рулем «беспилотника», участники опроса быстро отказывались ставить себя на место водителя.
Третьим аспектом проблемы «Цифровизации и нравственности» является утечка информации в неисчислимом количестве. Чаще всего эта проблема возникает из-за недобросовестных действий персонала.
В таком случае руководству следует, во-первых, разработать правила разграничения доступа к информации: каждый работник должен взаимодействовать только с теми данными, которые требуются для его
работы. Во-вторых, работодатель должен обеспечить соблюдение норм документирования информации компании, в которой содержится коммерческая тайна. И, в-третьих, научиться оперативно вычислять сотрудников, которые несут опасность разглашения тайны.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что проблема цифровизации и нравственности уже затрагивается некоторыми учеными, но, к сожалению, этого недостаточно для ее решения. К этому вопросы обязательно должны обратиться политики и международные деятели, ведь мы уже давно находимся в цифровой экономике, цифровом мире, крупнейшие мировые корпорации — это корпорации, занимающиеся обработкой данных планетарного масштаба. При этом все продолжает регулироваться договорами о международном сотрудничестве. Тогда как на мой взгляд это полностью новое пространство.