Найти тему

Градский о Шульженко и Цое, дружбе с Кончаловской и Пахмутовой, несбывшемся русском роке и месте в искусстве.Памяти музыканта.

С Н.П. Кончаловской. Фото из открытых источников. Яндекс
С Н.П. Кончаловской. Фото из открытых источников. Яндекс

Не стало Александра Градского, вокалиста и музыканта, талант которого невозможно поместить в рамки одного жанра, музыкального направления или профессии.

Лет через двадцать после окончания Гнесинки один из его педагогов И. Д. Шпиллер скажет:

"Он был одним из самых талантливых, и то, что он сделал в музыке - это довольно редко бывает. Лично я сожалею, что он много разбрасывался. Он часто забывал сдавать зачеты, мы его ругали, но от этого наша любовь не меркла."
Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Это сказано в самом начале 90-х. Уже тогда о нем, которому едва за сорок, говорят как о человеке, внесшем значительный вклад в музыкальное искусство.

А спустя еще лет тридцать в одним из интервью на вопрос не сожалеет ли он о том, что не сделал карьеры оперного исполнителя, Градский ответит:" Сожалею, но все равно считаю, что сделал правильно." А ведь он спел в Большом одну из труднейших вещей - партию Звездочета в "Золотом петушке" Римского-Корсакова. Произведение редко ставится на оперных площадках именно потому, что непросто найти исполнителя на эту роль.

Его дар, универсальный и одновременно уникальный, оказался так велик, что не позволил замкнуться в рамках одного жанра. Начав как вокалист, Александр Градский очень скоро понял для себя, что быть автором интереснее. И поступил в Московскую консерваторию, некоторое время учился композиции у мэтра советской музыки Т.Н. Хренникова. Обучение не закончил, поскольку невозможно было совмещать учебу, сочинительство, записи в студии и гастроли. Он всегда стремился объять необъятное.

И все-таки главным его дарованием был голос. Редкий, особенный, уникальный тенор с невероятными верхами, какие редко встречаются у вокалистов-мужчин. И именно как вокалист он должен был сделать блистательную карьеру и занять место рядом с признанными, знаменитыми, первыми голосами страны.

Фото из открытых источников. Яндекс
Фото из открытых источников. Яндекс

Этого официального признания не случилось, Градский всегда жил в творчестве сам по себе, не примыкая к клану артистов, которым покровительствовала партийно-культурная номенклатура. Он был слишком свободен, чтобы позволить загнать себя в рамки. В шестидесятые он пел Пресли и твисты, в семидесятые писал музыку на стихи Роберта Бернса и Набокова и сочинил вокальную сюиту на тему русских народных песен. Не ждал, когда его позовут, пригласят, поэтому и сочинял - знал, что здесь больше свободы и возможности самовыражаться. На этот счет есть у Александра Борисовича песня со словами его же авторства:

"А мы не ждали перемен
И вам их тоже не дождаться"

На этих словах в зале всегда раздавался смех публики )

И только с наступлением перестроечных времен Градский был принят в Союз композиторов. Пел партии в мультфильмах ("Голубой щенок", "Легенда о старом маяке"), писал музыку к фильмам ("Узник замка Иф", "В августе 44-го".)

Такой голос и такого уровня профессионализм не могли остаться незамеченными авторами песен. Александра Пахмутова сражалась с председателем Гостелерадио СССР Лапиным за то, чтобы её песню "Как молоды мы были" записал Градский. Она оценит его искренность, бескомпромиссность и высочайший профессионализм и напишет для него пронзительную "Нам не жить друг без друга", позже - песню " Мне с детства снилась высота". Среди песен Пахмутовой к фильму "Моя любовь на третьем курсе" он исполнит "Яростный стройотряд" - песню про комсомольский задор, что, похоже, никогда не было особенно близко Градскому, но она еще и про время, про любовь, про счастье и молодость, и оглядываясь назад и сравнивая с последующими трактовками, понимаешь, что его исполнение - эталонное и непревзойденное.

Его исполнительская культура высочайшая, чистота пения идеальна. Сам он восхищался особенной манерой Высоцкого и тем, как тот умел подать согласные, но артикуляция и дикция Градского, все эти "р", "с", "н" и прочие, - они идеальны. Это от природы и от мамы, драматической актрисы, которая видела сына в актерской профессии. Александр Борисович вспоминал, как мама учила его правильной речи, для чего в свободную минутку мальчику частенько приходилось повторять за мамой многочисленные скороговорки. Тамара Павловна ушла очень рано, в тридцать пять, и это было страшно для 14-летнего мальчишки, но он никогда не сомневался: мама оберегает его с небес.

С мамой Тамарой Павловной Градской. Фото из открытых источников. Яндекс
С мамой Тамарой Павловной Градской. Фото из открытых источников. Яндекс

Одни из первых его авторских работ прозвучали в музыкальном фильме Андрея Кончаловского "Романс о влюбленных". Увидев, как Градский работает в студии, Кончаловский был готов не только пригласить его как композитора, но и снять в главной роли, настолько тот был музыкален и артистичен. С ролью не сложилось, но музыку Градского Кончаловский оценивает как одно из главных слагаемых успеха картины. Тексты к песням "Птицы" и "Песня о матери" написала Наталья Кончаловская. Александр Борисович с большим теплом вспоминал работу с ней, говорил, что очень много почерпнул для себя, и на всю жизнь Наталья Петровна оставалась для Градского другом.

Градский был человеком, в котором сочеталось, казалось бы, несочетаемое. Дерзкий, скорый на крепкое слово, он был при этом тонким, интеллигентным и прекрасно воспитанным и совестливым человеком. Особенно по отношению к людям старше себя и особенно к талантливым личностям. Он рассказывал о своём искреннем восхищении, когда он впервые вживую увидел и услышал Шульженко - Клавдия Ивановна выступала на одной с ним сцене; она была уже немолода, но её музыкальность, актерское мастерство были такого уровня, что Градский назвал её феноменальной артисткой, а её талант фантастическим.

С Н.П. Кончаловской. Фото из открытых источников. Яндекс
С Н.П. Кончаловской. Фото из открытых источников. Яндекс

Его называли снобом и он, вероятно, был таким в части качества пения, но он умел совершенно непосредственно, по-детски, радоваться, если ему нравилось то, что делают другие артисты, если они сумели вызвать в нем эмоциональный отклик, захлестнуть своей творческой энергией. Наверно поэтому он ценил Виктора Цоя, именно за его напор, невероятную энергетику, хотя и повторял не раз, что русский рок не состоялся. Он не состоялся потому, говорил Градский, что рок - это все-таки музыка, а в том, что называют русским роком, первичным оказалось слово. Градский отказывался называть это роком, но признавал творчеством, даже искусством. И находил какие-то одобрительные слова и для "Машины времени" , и для Земфиры, и даже для рэпа. А в 80-х вел "Хит-парад Александра Градского" на радио и пробивал в эфир команды ленинградской рок-лаборатории.

Градский никогда не был артистом, для которого легко открывались студии радио и телевидения. Он смеясь вспоминал, как его любимая бабушка, которая всю долгую столетнюю жизнь прожила с внуком, говорила: какой же ты, дескать, хороший артист, если тебя не показывают по телевизору. Так вот последние лет десять его часто показывали по телевизору. Особенно с началом телепроекта "Голос". И хотя были сезоны без участия Градского, он времени даром не терял. Достроил, наконец, театр "Градский Холл", где звучат лучшие голоса и где время от времени пел сам мэтр.

С А. Пахмутовой. Фото из открытых источников. Яндекс
С А. Пахмутовой. Фото из открытых источников. Яндекс

Он иронично и довольно критично относился к собственной персоне, хотя, конечно, все понимал про себя. И говорил про то, чем он занимается всю жизнь, так:

"Искусство это или не искусство ясно будет, когда умру."

И ничего не изменилось в оценке его творчества.

Его талант при жизни был признан уникальным.

То, что он делал, вне всякого сомнения, есть в высшей степени искусство.

Светлая память Мастеру...

Спасибо всем, кто дочитал!

И если статья показалась интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.

Приглашаю Вас на другой мой канал "Золотой век кинематографа":

https://zen.yandex.ru/id/5d055e7ec8a6920d90257dee