Странно, что Маргарет Митчелл вообще дала согласие на экранизацию своей книги. Писательница, как сказали бы сегодня, оказалась трудным переговорщиком: идею написать продолжение романа сходу отвергла, невзирая на предлагаемые издательствами более чем щедрые гонорары. В многочисленных интервью она подчеркивала, что история окончена и она понятия не имеет, как сложилась жизнь Скарлетт после возвращения в Тару.
А журналисты печатных СМИ, радийщики и телевизионщики продолжали день за днем осаждать дом Митчелл. Могла ли она предвидеть подобное, когда отправляла рукопись романа в издательство? Тогда ей заплатили скромный аванс - пятьсот долларов. После выхода в печать роман только в первый год принес автору более трех миллионов.
И страшный ажиотаж. Обрушившаяся слава очень скоро стала утомлять и раздражать Маргарет. Она, обожавшая в юности эпатировать окружающих вызывающе короткой юбкой, фривольными танцами, довольно отвязными манерами и постоянно меняющимися поклонниками, теперь жаждала тишины и покоя.
Взяв за правило отказывать бесконечным визитерам, она и от предложения экранизировать роман почти отмахнулась. Впрочем, продюсер Дэвид Селзник был не таков, чтобы легко отступиться от задуманного. Все свое красноречие и обаяние он употребил на то, чтобы уговорить Митчелл. И ему удалось получить её добро на экранизацию, однако участвовать в написании сценария она наотрез отказалась. Права на кинопостановку, учитывая грандиозный успех картины, достались Селзнику почти даром - всего-то за пятьдесят тысяч долларов.
После нагрянувшего успеха фильма Дэвид Селзник отправит Маргарет Митчелл чек на такую же сумму.
Перед Селзником стояла нелегкая задача найти сценариста, способного быстро работать и в короткие сроки сдать готовый материал. К работе Дэвид Селзник привлек известного в США драматурга, лауреата Пулитцеровской премии Сидни Ховарда. Драматургу и его команде, состоявшей из полутора десятков человек, нужно было создать сценарий, который бы уложился в шесть часов экранного времени. Среди людей, принимавших участие в написании, был и Фрэнсис Скотт Фицджеральд - один из классиков американской литературы. Однако, в титрах осталось лишь имя Ховарда, который был удостоен "Оскара" за сценарий. К сожалению, посмертно. Незадолго до выхода фильма Сидни Ховард погиб в результате несчастного случая на своей ферме.
Как приняла Митчелл экранизацию? На премьере её, как и создателей картины, осаждали репортеры. Писательница была довольно сдержана, впрочем, призналась, что некоторые эпизоды восприняла эмоционально. Злые языки поговаривали, что ей не по душе пришлась серьезная переделка сюжета книги, впрочем, никаких публичных скандалов или судебных исков с её стороны не последовало - права на экранизацию были проданы ею без каких-либо конкретных условий.
Но не однажды в своих интервью она будет выражать недоумение по поводу ажиотажа как вокруг книги, так и вокруг главной героини, убеждая читателей, что Скалетт - не та героиня, с которой стоит брать пример. До конца дней её удручал тот факт, что героиня, не раз и не два поправшая многие нормы морали, стала чуть ли не национальным символом.
И уж совсем раздражали писательницу вопросы о продолжении книги. Ответ её был однозначен: история окончена, и Митчелл не намерена к ней возвращаться. Хотя финал сюжета остался открытым. Кстати, интересно, что слова, которые станут финалом книги, Маргарет Митчелл написала в самом начале, только приступая к созданию романа:
«Я подумаю обо всем этом завтра, в Таре. Тогда я смогу. Завтра я найду способ вернуть Ретта. Ведь завтра уже будет другой день».
Но не будет не только продолжения книги "Унесенные ветром". Маргарет Митчелл за отпущенные ей судьбой последние десять лет жизни не напишет больше ничего. Быть может, оно и к лучшему - трудно создать что-то достойное уровня её выдающегося романа и избежать сравнения с ним.
Но вот о чем действительно стоит сожалеть, так это о том, что Митчелл отказалась принять участие в написании сценария. Во-первых, странно, что её не волновало, что по мотивам замечательного романа может получиться бездарный сценарий. А во-вторых, очевидно, что из-под её руки вышла бы иная киноистория, отличная от той, что известна теперь всему миру.
Так почему Маргарет Митчелл отказалась писать сценарий?
Вероятно, осознавая, что она написала успешный роман, Митчелл не хотела быть причастной к возможной неудаче экранизации. Что было в её силах? Лишь взять на себя ответственность за литературную основу фильма. Но ведь даже самый замечательный сценарий не гарантирует картине успеха.
Но успех состоялся, а Маргарет Митчелл если и потеряла, то разве что с финансовой точки зрения. Славу автору выдающегося романа картина лишь приумножила.
Спасибо всем, кто дочитал!
И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк, подписывайтесь на канал и делитесь понравившимися публикациями в соцсетях.
Читайте статью "Великий Дэвид Селзник - продюсер легендарной киноэпопеи "Унесенные ветром", отказавший в сексуальности самой Кэтрин Хепберн."
Благодарю Вас за внимание к каналу "Золотой век кинематографа" и приглашаю на другой - "Ты - женщина и этим ты права":
https://zen.yandex.ru/id/5cff7c90ad705300b048fc68