Предыдущая Глава 11. Международная политика. Читать
ТОГДА НЕ БУДЕТ дня из дней, когда возникнет новый мировой порядок. Шаг за шагом, то здесь, то там оно будет появляться, и даже по мере того, как оно возникнет, оно будет развивать новые перспективы, обнаруживать неожиданные проблемы и переходить к новым приключениям. Ни один человек, ни одна группа людей никогда не будут названы его отцом или основателем. Ибо его создателем будет не этот человек, и не тот, и не любой другой, а Человек, то существо, которое в какой-то мере есть в каждом из нас. Мировой порядок будет, как наука, как большинство изобретений, социальным продуктом, бесчисленное множество личностей проживут прекрасную жизнь, вкладывая все свое лучшее в коллективные достижения.
Мы можем найти мелкомасштабную параллель с вероятным развитием нового мирового порядка в истории полетов. Менее трети века назад девяносто девять человек из ста сказали бы вам, что летать невозможно; воздушные змеи и воздушные шары и, возможно, даже судоходный воздушный шар, они могли себе представить; они знали о таких вещах в течение ста лет; но машина тяжелее воздуха, летящая вопреки ветру и гравитации! То, что они знали, было чепухой. Будущий авиатор был типичным изобретателем комиксов. Любой дурак мог посмеяться над ним. Теперь рассмотрим, насколько полностью покорен воздух.
И кто это сделал? Никто и все. Двадцать тысяч мозгов или около того, каждый вносит свой вклад в идею, устройство, усиление. Они стимулировали друг друга, они отрывались друг от друга. Они были похожи на возбужденные ганглии в более крупном мозге, посылающие свои импульсы туда и обратно. Это были люди самой разной расы и цвета кожи. Вы можете записать, возможно, сотню человек или около того, которые заметно фигурировали в воздухе, и когда вы изучите роль, которую они сыграли, вы обнаружите, что по большей части они являются просто известными людьми типа Линдберга, который скромно, но твердо поставил себя в центр внимания и не может претендовать на какой-либо эффективный вклад вообще. Вы найдете много споров о рекордах и приоритете при выполнении того или иного конкретного шага, но линии предложения, развитие и проработка идеи были совершенно не отслеживаемым процессом. Это продолжается уже не более трети века, у нас на глазах, и никто не может точно сказать, как это произошло. Один человек сказал: "Почему бы не это?" и попробовал это, а другой сказал: "Почему бы не то?" У огромного множества людей была одна общая идея, идея столь же древняя, как Дедал, идея о том, что "Человек может летать". Внезапно, стремительно, стало ясно - это единственная фраза, которую вы можете использовать - что полет был достижим. И человек, человек как социальное существо, всерьез задумался об этом и полетел.
Так, несомненно, будет и с новым мировым порядком, если он когда-нибудь будет достигнут. Все большее число людей говорят - и это становится все более распространенным - о том, что "Мир во всем мире возможен", Мир во всем мире, в котором люди будут одновременно объединены, свободны и креативны. Совершенно не важно, что почти каждый человек пятидесяти лет и старше воспринимает эту идею с жалостливой улыбкой. Его главная опасность - догматик и потенциальный "лидер", который попытается подавить каждое сопутствующее направление работы, которое не способствует его превосходству. Это движение должно быть, и оно должно оставаться, многоголовым. Предположим, мир решил, что Сантос Дюмон или Хайрам Максим - посланный небом Повелитель Воздуха, дал ему право назначить преемника и подверг все его эксперименты вдохновенному контролю. Вероятно, сейчас у нас должен быть Мастер авиации, с аплодирующей свитой людей, следующих по всей стране с величайшим достоинством и самодовольство за прыжками какого-то неуклюжего, бесполезного и чрезвычайно опасного аппарата....
Тем не менее, именно так мы все еще решаем наши политические и социальные проблемы. Принимая во внимание этот непреложный факт, что мир человека может быть достигнут только, если он вообще достигнут, только путем продвижения по длинному и разнообразному фронту, с разной скоростью и различным оборудованием, сохраняя направление только общей верой в тройную необходимость коллективизма, закона и исследований, мы осознаем невозможность нарисовать какую-либо картину нового порядка, как если бы он был таким же устойчивым и стабильным, каким представлял себя старый порядок. Новый порядок будет непрекращающимся; события никогда не перестанут происходить, и поэтому это не поддается никакому утопическому описанию. Но, тем не менее, мы можем собрать ряд возможностей, которые будут становиться все более осуществимыми по мере того, как волна дезинтеграции спадет и откроется новый порядок.
Для начала мы должны осознать некоторые особенности человеческого поведения, которые слишком часто игнорируются в общих политических спекуляциях. Мы рассмотрели очень важную роль, которую может сыграть в наших современных трудностях четкое изложение Прав Человека, и мы набросали такую Декларацию. Я полагаю, что в этой Декларации нет ни одного пункта, который человек не счел бы разумным требованием, поскольку это касается его самого. Он с готовностью подпишется под этим в том же духе. Но когда его просят подписаться под этим не только как под чем-то, ради чего он должен принести все жесты, необходимые для его практической реализации, он обнаружит желание "не заходить так далеко". Он столкнется с серьезным сопротивлением, исходящим из его подсознания и пытающимся оправдаться в своих мыслях. То, что он вам скажет, будет очень разнообразным; но слово "преждевременный" будет играть в этом большую роль. Он проявит огромную нежность и заботу, которые вы никогда не приписывали ему раньше, к слугам, к работникам, к инопланетянам и особенно к инопланетянам другого цвета кожи, чем он сам. Они навредят себе всей этой опасной свободой. Подходят ли они, спросит он вас, для всей этой свободы? "Откровенно говоря, они подходят для этого?" Он будет слегка обижен, если вы скажете: "Так же хорошо, как и вы". Он скажет слегка удивленным тоном, "Но как вы можете так говорить?", а затем скорее уйдет по касательной: "Боюсь, вы идеализируете своих собратьев". Когда вы будете давить на него, вы обнаружите, что эта доброта полностью испаряется из его сопротивления. Теперь он озабочен общей красотой и очарованием мира. Он будет протестовать против того, что эта новая Великая хартия вольностей сведет весь мир к "мертвому уровню единообразия". Вы спросите его, почему мир свободных людей должен быть единообразным и находиться на мертвом уровне? Вы не получите адекватного ответа. Это предположение имеет для него жизненно важное значение, и он должен цепляться за него. Он привык ассоциировать слова "свободный" и "равный" и никогда не был достаточно сообразителен, чтобы разделить эти два слова и внимательно рассмотрить их по отдельности. На этом этапе он, скорее всего, обратится к Библии импотентов-аристократов, "Дивному новому миру" Хаксли, и будет умолять вас прочитать ее. Вы отбрасываете эту неприятную фантазию в сторону и продолжаете давить на него. Он говорит, что природа создала людей неравными, а вы отвечаете, что это не повод преувеличивать этот факт. Чем более неравны и разнообразны их дары, тем больше необходимость в Великой Хартии вольностей, чтобы защитить их друг от друга. Тогда он заговорит о лишении жизни живописного и романтического, и у вас возникнут некоторые трудности с определением этих слов. Рано или поздно станет ясно, что он находит перспективу мира, в котором "Джек так же хорош, как и его Хозяин", неприятной до последней степени.
Если вы все еще будете задавать ему вопросы и наводящие предложения, вы начнете понимать, насколько большую роль в его компонентном составе играет потребность в славе над своими собратьями (и, кстати, вы заметите, пожалуй, свое собственное тайное удовлетворение в том, чтобы привести аргумент против него). Вам станет ясно, если вы сопоставите исследуемый образец с поведением детей, вас самих и окружающих вас людей, насколько остро они нуждаются в ощущении триумфа, в том, чтобы быть лучше и делать лучше, чем их товарищи, и чтобы это кто-то почувствовал и узнал. Это более глубокий, более устойчивый импульс, чем сексуальное вожделение; это голод. Это ключ к разгадке нелюбви сексуальной жизни, к садистским импульсам, к жадности, накопительству и бесконечному неуклюжему обману и предательству, которые дают людям ощущение того, что они берут верх над кем-то, даже если они не одерживают верх.
В конечном счете, именно поэтому у нас должен быть закон, и именно поэтому Великая Хартия вольностей и все родственные ей документы направлены на то, чтобы победить человеческую природу в защиту всеобщего счастья. Закон, по сути, является приспособлением этой жажды славы над другими живыми существами к потребностям социальной жизни, и он более необходим в коллективистском обществе, чем в любом другом. Это сделка, это общественный договор - поступать так, как поступили бы с нами, и подавлять наш экстравагантные эгоизм в обмен на взаимные уступки. И перед лицом этих соображений мы продвинувшись вперед в понимании истинной природы зверя, с которым нам приходится иметь дело, и становится ясно, что политика здравомыслящего человека, как мы ее обосновали, должна предусматривать энергичное противодействие этому главному жизненно важному инструменту для установления нового мирового порядка.
Я предположил, что нынешнее обсуждение "Целей войны" может быть очень эффективно преобразовано в пропаганду этой новой Декларации прав человека.
Противодействие этому и попытки, которые будут предприняты, чтобы отложить, смягчить, подавить и обойти его, необходимо отслеживать, осуждать и настойчиво бороться с ними во всем мире. Я не знаю, насколько эта Декларация, которую я набросал, может быть принята хорошим католиком, но тоталитарная псевдофилософия настаивает на неравенстве обращения с "неарийцами" как славный долг. То, как коммунисты отреагируют на его положения, я полагаю, будет зависеть от их приказов из Москвы. Но то, что называется "демократиями", должно быть другим, и теперь можно было бы сделать эту Декларацию серьезным испытанием честности и духа лидеров и правителей, которым они доверяют. С его помощью эти правила могут быть доведены до конца с точностью, недостижимой никаким другим способом.
Но типы и характеры, власти и должностные лица, а также высокомерные и агрессивные личности, которые будут поражены этой Декларацией, и будут оспаривать и бросать ей вызов, не исчерпывают сопротивления наших невозрожденных натур этому средству для установления элементарной справедливости в мире. Ибо среди "демократий" найдется гораздо большая доля людей, которые будут говорить об этом на словах, а затем приступят к обнаружению того, как в их врожденной жажде того чувства превосходства и преимущества, которое так близко к сердцевине нашей индивидуальной воли, они могут ненавязчиво саботировать ее и обмануть. Даже если они только немного обманывают. Я склонен думать, что это лицемерие - всеобщая слабость. У меня есть настоящая страсть к служению миру, но у меня довольно сильное желание получать больше за свои услуги, больше признания и так далее, чем я заслуживаю. Я не доверяю себе. Я хочу жить по справедливым законам. Мы хотим закона, потому что все мы потенциальные нарушители закона.
Это значительное отступление в психологию, и я сделаю не более чем беглый взгляд на то, какую большую роль эта тяга к превосходству и мастерству сыграла в сексуальной практике человечества. Там у нас есть готовые средства для значительного ослабления этого эгоистического напряжения во взаимном хвастовстве и заверении. Но мотив его отступления здесь состоит в том, чтобы подчеркнуть тот факт, что обобщение наших "Целей войны" в Декларацию прав, хотя и значительно упростит проблему войны, не устранит ни открытого и искреннего противодействия, ни бесконечные возможности предательства и саботажа.
Это также не меняет того факта, что даже когда кажется, что борьба определенно движется к мировой социал-демократии, все еще могут быть очень большие задержки и разочарования, прежде чем она станет эффективной и благотворной мировой системой. Бесчисленное множество людей, от махараджей до миллионеров и от сахибов пукка до хорошеньких дам, возненавидят новый мировой порядок, будут несчастны из-за разочарования своих страстей и амбиций в результате его прихода и умрут, протестуя против него. Когда мы пытаемся оценить его перспективы, мы должны помнить о бедственном положении примерно одного поколения недовольных, многие из которых являются весьма галантными и грациозно выглядящими людьми.
И это будет не безделица, чтобы минимизировать потери эффективности в процессе изменения духа и гордости административной работы от инвестирующего, высокооплачиваемого мужчины с красивыми показами расходов и социально амбициозной женой, к не столь высоко оплачиваемому человеку с более высоким уровнем самокритики, осознающему, что его будут ценить скорее за то, что он вкладывает в свою работу, чем за то, что он от нее получает. В период перехода будет много социальных проблем, трагикомедий и потери эффективности, и к этому лучше быть готовым.
Тем не менее, сделав поправку на эти переходные стрессы, мы все еще можем с некоторой уверенностью ожидать определенных этапов наступления Мирового порядка. Война или страх войны повсюду приведут к концентрации огромного числа рабочих на производстве боеприпасов и строительстве наступательных и оборонительных сооружений всех видов, на судоходстве, внутренних коммуникациях, запасных сооружениях, укреплениях. Будет как большое накопление, так и контроль материалов и конструктивного оборудования, а также рабочих рук, которые уже привыкли обращаться с этим. По мере того, как возможность окончательной победы исчезает, и эта военная неразбериха переходит из своей явно военной фазы в революцию, и по мере того, как собирается своего рода Мирный конгресс, правительствам будет не только желательно, но и необходимо направить эти ресурсы и деятельность на социальное восстановление. Было бы слишком опасно и расточительно увольнять их с работы. Теперь они наверняка должны были понять, что означает безработица с точки зрения социальной дезорганизации. Правительствам придется прокладывать мир, планировать и строить для мира, нравится им это или нет.
Но нас спросят: "Где вы найдете кредит для этого?" и, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны повторить тот факт, что деньги - это средство, а не цель. У мира повсюду будут материалы и рабочие руки, необходимые для восстановления его жизни. Все они сейчас о вас взывают, чтобы быть использованными. Функция современной денежно-кредитной системы состоит или, во всяком случае, заключалась в том, чтобы объединять работников и материалы и стимулировать их объединение. Эта система всегда оправдывала свою деятельность на этом основании, что и есть ее претензия на существование, и если она не существует для этой цели, то для какой цели она существует и какая в ней еще есть необходимость? Если сейчас финансовый механизм не будет работать, если он столкнет нас с non possumus, то, очевидно, он откажется от своей функции.
Тогда он должен убраться с дороги. Он объявит, что мир остановился, когда правда будет заключаться в том, что Город остановился. Это счетная палата обанкротилась. В течение долгого времени все большее число людей задавали вопросы о мировой счетной палате, переходя, наконец, к таким фундаментальным вопросам, как "Что такое деньги?" и "Почему банки существуют?" Обескураживает, но и вдохновляет на поиск тот факт, что ясного ответа не последовало.
Можно было бы предположить, что задолго до этого один из многих великих банкиров и финансовых экспертов в нашем мире выступил бы с ясным и простым обоснованием современной денежно-кредитной практики. Он бы показал, насколько разумной и надежной была эта кредитно-денежная система. Он бы показал, что с ней временно не так и как заставить ее снова работать, как это делает электрик, когда гаснет свет. Он освободил бы нас от наших все усиливающихся переживаний по поводу наших денег в Банке, нашего маленького беличьего запаса ценных бумаг, сдувающегося спасательного круга собственности, который должен был обеспечить нашу независимость до конца. Никто с таким качеством не выходит вперед. Существует не так много, как новоявленный Багехот. Все больше и больше из нас осознает, что это вовсе не система и никогда ею не была, что это скопление условностей, обычаев, сопутствующих разработок и компенсационных приемов, которые сейчас скрипят и раскачиваются все больше и больше и дают все признаки полного и ужасающего социального коллапса.
Большинство из нас до последнего момента верило, что где-то, распределенные между банками и городскими офисами в своего рода всемирной бухгалтерии, существовали бухгалтерские книги, возможно, многочисленные и запутанные, но в конечном счете правильные счета. Только сейчас до добропорядочных людей доходит, что в счетной палате царит отчаянный беспорядок, что коды, похоже, утеряны, записи сделаны неправильно, дополнения сбились с пути в колонке, записи ведутся исчезающими чернилами....
В течение многих лет существовала большая и постоянно растущая литература о деньгах. Она очень разнообразна, но у нее есть одна общая характеристика. Во-первых, происходит быстрое разоблачение существующей системы как неправильной. Затем идет бойкая демонстрация новой правильной системы. Пусть будет сделано то или это, "пусть нация владеет своими собственными деньгами", - говорит один радиопророк искренне, неоднократно, просто, и все будет хорошо. Эти различные системы доктрин выпускают периодические издания, организуют движения (в комплекте с цветной рубашкой), встречаются, демонстрируют. Они игнорируют друг друга категорически. И все без исключения эти сторонники денежной реформы проявляют признаки крайнего умственного напряжения.
Тайная проблема в их умах - это гложущее сомнение в том, что их собственный правильный "план", панацея, каким-то тонким и коварным образом может подвести их, если его подвергнуть испытанию. Внутренняя борьба с этой невыносимой тенью проявляется в их внешнем поведении. Их письма и брошюры, за редким исключением, имеют так много общего с письмами, которые получаешь от сумасшедших, что постоянно прибегают к заглавным буквам и оскорбительным терминам. Они кричат при малейшей провокации или вообще без нее. Они не столько кричат на раздражающего читателя, который остается таким упрямым, когда они были такими ясными, такими ясными, сколько на скептический шепот внутри.
Потому что идеальной денежной системы как таковой не существует и никогда не может быть. Это мечта, подобная эликсиру жизни или вечному двигателю. Это происходит в том же порядке мыслей.
Внимание уже было привлечено при нашем рассмотрении предложений г-на Стрейта относительно Union Now, перейдем к тому факту, что деньги различаются по своей природе и действуют в соответствии с теорией собственности и распределения, на которой основано общество, что, например, при полном коллективизме они становятся немногим большим, чем чек, вручаемый рабочему, чтобы он мог купить все, что ему нравится, из ресурсов сообщества. Каждое отделение производства или предприятия от коллективного контроля (национального или космополитического) увеличивает возможные функции денег и поэтому делает из этого что-то другое. Таким образом, видов денег может быть бесконечное множество - столько видов денег, сколько существует типов и разновидностей социального порядка. Деньги в советской России - это орган, отличный от денег в нацистской Германии, и это опять же отличается от французских или американских денег. Разница может быть такой же большой, как разница между легкими и плавательными пузырями и жабрами. Это не просто количественная разница, как многие люди, кажется, воображают, которую можно скорректировать, изменив обменный курс или любое подобное приспособление, она идет глубже, это разница в качестве и виде. Одна мысль об этом заставляет наших деловых и финансовых работников чувствовать себя неловко, смущенно и под угрозой, и они продолжают перемещать свои золотые слитки из одного хранилища в другое, почти безнадежно надеясь, что никто больше ничего об этом не скажет. Какое-то время это работало очень хорошо - продолжать жить так, как будто деньги - это одно и то же во всем мире. Они не признают, что это предположение сейчас не работает.
Умные люди извлекали определенную выгоду из более или менее определенного понимания изменчивой природы денег, но, поскольку нельзя быть финансистом или коммерческим директором без основополагающей веры в свое право извлекать выгоду из своего превосходного ума, у них, похоже, не было причин поднимать публичный шум по этому поводу. Они получили свою прибыль, а квартиры остались.
Непосредственно мы понимаем эту не очень темную истину о том, что могут быть и существуют разные виды денег, зависящие от экономических обычаев или действующей системы, которые на самом деле не взаимозаменяемы, тогда становится ясно, что коллективистский мировой порядок, фундаментальным законом которого будет Декларация прав, которую мы обрисовали, должен будет продолжать свои основные операции, по крайней мере, с деньгами нового мира, специально созданными деньгами, отличающимися по своей природе от любых денежных соглашений, которые до сих пор служили человеческим потребностям. Это будет выдаваться в счет общей покупаемой продукции сообщества в обмен на услуги работников для сообщества. Для поездки в Город за кредитом будет не больше причин, чем для обращения к дельфийскому оракулу за советом по этому поводу.
В фазе социального стресса и чрезвычайной социализации, в которую мы, безусловно, вступаем, такие новые деньги могут начать появляться довольно скоро. Правительства, считающие невозможным прибегать к запутанным приемам финансовой бухгалтерии, могут пойти коротким путем к восстановлению сил, реквизировать национальные ресурсы, находящиеся в пределах их досягаемости, и заставить своих безработных работать с помощью этих новых проверок. Они могут выполнять международные бартерные соглашения во все возрастающих масштабах. Тот факт, что счетная палата находится в безнадежном беспорядке из-за своих отчаянных попыток игнорировать изменчивую природу денег, станет более очевидным по мере того, как она станет менее важной.
Фондовая биржа и банковский кредит, а также все виды кредитования, ростовщичества и упреждений, несомненно, исчезнут вместе с установлением Мирового порядка. Если Мировой Порядок установится сам собой. Они будут заменены, как яичная скорлупа и оболочки плода. Нет никаких оснований осуждать тех, кто разработал и использовал эти методы и институты, как негодяев и злодеев. Они поступали честно в соответствии со своими представлениями. Они были необходимой частью процесса выведения Homo sapiens из его пещеры и спуска с дерева. И золото, этот прекрасный тяжелый материал, будет выпущено из его хранилищ и тайников для использования художниками и техниками - вероятно, по цене значительно ниже нынешних расценок.
Наша попытка предсказать грядущий мировой порядок оформляется тогда в огромное и все возрастающее зрелище конструктивной деятельности. Мы можем предвидеть быстрое преображение лица земли по мере того, как ее население распределяется и перераспределяется в соответствии с меняющимися требованиями экономического производства.
Дело не только в том, что почти во всех регионах земли существует так называемая нехватка жилья, но и в том, что большая часть существующего жилья, по современным стандартам, непригодна для проживания людей. В мире едва ли найдется город, как в новом свете, так и в старом, который не нуждался бы в разрушении половины своих жилищ. Возможно, Стокгольм, восстановленный при социалистическом режиме, может претендовать на то, чтобы быть исключением; Вена делала это с надеждой, пока ее дух не был сломлен Дольфусом и католической реакцией. В остальном, за несколькими сотнями главные проспекты и морские и речные фронты, столицы, замки и тому подобное, грязные трущобы и лежбища калечат детство, унижают и лишают жизни его унылых стариков. Вряд ли можно сказать, что люди рождаются в таком окружении; они только наполовину рождены.
При сотрудничестве прессы и кинематографа было бы легко вызвать интерес и энтузиазм мировой общественности к новым типам жилья и оборудования, которые теперь доступны каждому. Здесь был бы выход для городского и регионального патриотизма, для местного стыда, гордости и усилий. Здесь было бы о чем поспорить. Везде, где мужчины и женщины были достаточно богаты, достаточно могущественны и достаточно свободны, их мысли обращались к архитектуре и садоводству. Это был бы новый стимул путешествовать, чтобы увидеть, что делают другие города и деревни. Обычный человек в отпуске делал бы то, что делал английский милорд семнадцатого века; он совершал бы свое Грандиозное путешествие и возвращался из своих путешествий с архитектурными чертежами и идеями для домашнего применения. И это строительство и перестройка были бы непрерывным процессом, устойчивой занятостью, переходящей от хорошего к лучшему, по мере того как экономические силы менялись и менялись с новыми открытиями и расширением человеческих идей.
Сомнительно, что в мире растущих потребностей и стандартов многие люди захотят жить в явно старых домах не больше, чем в старой одежде. За исключением нескольких загородных мест, где древние здания счастливо сочетались с какой-то местной красотой и стали квази-естественными вещами, или где какой-нибудь великий город продемонстрировал миру смелый фасад, я сомневаюсь, что там будет что сохранить. В таких больших открытых странах, как Соединенные Штаты, наблюдается значительное развитие мобильных домов в последние годы. Люди тащат трейлер-дом за своими машинами и становятся сезонными кочевниками. . . Но нет необходимости дальше распространяться о безграничном богатстве возможностей. Тысячи тех, кто помогал в чудовищных неуклюжих эвакуациях и перемещениях населения, которые происходили в последнее время, должно быть, были разбужены смутным осознанием смутным осознанием того, насколько лучше все это могло бы было сделано, если бы это было сделано в новом духе и с другими намерениями. Там должно быть множество молодых и моложавых людей вполне созревших для заражения этой идеей очищения и переселения мира. Молодые люди, которые сейчас изучают военные карты и планируют аннексии и стратегические границы, свежие Линии Мажино, новые Гибралтары и Дарданеллы, возможно, в настоящее время разрабатывают планы счастливого и здорового распределения маршрутов и жилых районов в отношении того или иного важного региона мировых поставок нефти, пшеницы или водных ресурсов. По сути, это тот же тип умственной деятельности, только более эффективный.
Соображения такого рода достаточны для того, чтобы заложить основу для обнадеживающих действий в нашем будущем мировом порядке. Но мы не все архитекторы и садоводы, есть много типов умов, и многие из тех, кто обучается или проходит подготовку для квалифицированного сотрудничества в военных действиях и развития боевого духа, могут быть более склонны продолжать определенно образовательную работу. Таким образом, они могут наиболее легко удовлетворить свою жажду власти и почетного служения. Они столкнутся с миром, крайне нуждающимся в большем количестве учителей, а также свежих и вдохновляющих учителей. На всех уровнях образовательной работы, от детского сада до исследовательской лаборатории, и в любой части мира от Каприкорнии до Аляски и от Золотого берега до Японии будут нуждаться в активных работниках, которые приведут умы в гармонию с новым порядком и будут решать, используя все доступные средства экономии и умножения труда, кино, радио, дешевые книги и картины и все остальное, бесконечные новые проблемы человеческих взаимоотношений, которые возникнут. Это второе направление работы, благодаря которой миллионы молодых людей смогут избежать застоя и разочарования, обрушившихся на их предшественников по мере того, как старый порядок подходил к концу.
Для полицейской работы во всем мире потребуется крепкая и напористая разновидность новой молодежи. Они будут более склонны к авторитету и меньше будут заниматься преподавательской или творческой деятельностью, чем их собратья. Старая пословица по-прежнему актуальна для нового порядка, что для создания мира нужны все виды и альтернативы заговора этого типа, которому мы должны доверять, и дать законное право на существование. Они хотят лояльности, и эта лояльность найдет себе наилучшее применение и удовлетворение на службе мировому порядку. Во время таких воздушных авиаперелетов я заметил, что летчики всех стран имеют общее сходство друг с другом и что патриотический вирус в их крови в значительной степени исправляется более широким профессионализмом. В настоящее время перспектива молодого летчика состоит в том, чтобы погибнуть в захватывающем собачьем бою до того, как ему исполнится двадцать пять. Интересно, скольких из них действительно радует такая перспектива?
Вполне разумно ожидать создания специальной полиции по разоружению, которая будет иметь наибольшую силу в воздухе. Насколько легко дух воздушной полиции может быть денационализирован, показывает пример воздушного патрулирования на границе Соединенных Штатов и Канады, на который президент Рузвельт обратил мое внимание. Вдоль этой границы проходит много контрабанды, и самолеты сейчас играют важную роль в ее пресечении. Сначала у Соединенных Штатов и Канады были свои собственные самолеты. Затем на волне здравом смысле эти две службы были объединены. Теперь на борту каждого самолета находится сотрудник таможни Соединенных Штатов и Канады. Когда обнаруживается контрабанда, самолет садится на нее, и действия сотрудника определяются пунктом назначения контрабандных товаров. Вот и образец мира, ведущего борьбу через федерацию к коллективному единству. Специальная разоруженческая полиция, основная численность которой находится в воздухе, обязательно будет тесно сотрудничать с различными другими полицейскими подразделениями мира. В мире, где преступники могут летать куда угодно, полиция должна уметь летать тоже куда угодно. У нас уже есть всемирная сеть компетентных людей, борющихся с торговлей белыми рабами, торговлей наркотиками и так далее. Это уже начинается.
Все это я пишу, чтобы предоставить материал для воображения тем, кто рассматривает грядущий приказ как простой пустой допрос. Люди говорят много глупостей об исчезновении стимулов при социализме. Истина заключается в прямо противоположном. Именно препятствующее присвоение природных ресурсов частной собственностью лишает богатых стимулов, а бедных - надежды. Наша Декларация прав человека гарантирует человеку надлежащее удовлетворение всех его элементарных потребностей в натуральной форме, и ничего более. Если он хочет большего, ему придется потрудиться ради этого, и чем он здоровее, чем лучше его кормят и размещают, тем больше ему будет скучно от бездействия и тем больше ему захочется что-то сделать. Я предлагаю то, что он, вероятно, сделает в общих чертах, и это все, что можно сделать сейчас. Мы можем говорить об общих принципах, на которых эти вопросы будут решаться в условиях консолидирующегося мирового социализма, но мы едва ли можем рискнуть предвидеть детальные формы, огромное богатство и разнообразие выражений, которые все большее число умных людей будут навязывать этим основным идеям.
Но есть еще одно структурное предложение, которое, возможно, потребуется внести в нашу картину. Насколько я знаю, впервые об этом заговорил этот очень смелый и тонкий мыслитель, профессор Уильям Джеймс в небольшой книге под названием "Моральный эквивалент войны". Он указал на возможную необходимость концепции долга наряду с идеей прав, чтобы в жизни каждого гражданина, будь то мужчина или женщина, было что-то такое, что сразу же давало бы ему чувство личного долга перед Мировым государством. Он сопоставил это с тем фактом, что при любом социальном порядке, который мы можем себе представить, останется множество необходимых услуг, которые никаким способом нельзя сделать привлекательными в качестве обычных занятий на протяжении всей жизни. Он думал не столько о быстро исчезающей проблеме механического труда, сколько о таких утомительных задачах, как работа тюремного надзирателя, санитара приюта; уход за престарелыми и немощными, уход за больными в целом, медицинские и санитарные услуги, определенный остаток канцелярской рутины, опасные исследования и эксперименты. Без сомнения, человеческая доброта - это достаточно, чтобы предоставить добровольцев для многих из этих вещей, но имеют ли право остальные из нас извлекать выгоду из их преданности? Его решение - всеобщая воинская повинность на определенный период взрослой жизни. Молодым придется так много служить и так сильно рисковать ради общего блага, как того требует мировое содружество. Они смогут выполнять эту работу со свежестью и энергией тех, кто знает, что в ближайшее время их освободят, и кто обретет свою честь благодаря работе; они не будут подвержены этому убийственному искушению самозащиты, расхлябанности и механической нечувствительности, которая поражает всех, кого экономическая необходимость подталкивает к этим призваниям во имя добра и всего остального.
Вполне возможно, что определенный процент этих призывников может быть захвачен интересом к тому, что они делают; санитар приюта может решить специализироваться на психотерапевтической работе; медсестра больницы поддастся тому любопытству, которое лежит в основе великого физиолога; работник Арктики может влюбиться в свою снежную пустыню....
Здесь следует отметить еще одну ведущую вероятность коллективистского мирового порядка, а именно огромное увеличение темпов и объема исследований и открытий. Я пишу исследования, но под этим я подразумеваю ту двустворчатую атаку на невежество, биологическую атаку и физическую атаку, которая обычно известна как "Наука". "Наука" пришла к нам из тех академических Темных веков, когда людям приходилось утешать себя своим невежеством, притворяясь, что в мире существует ограниченное количество знаний, а маленькие парни в кепках расхаживали в халатах, холостяки, знавшие сносную судьбу, мастера, знавшие очень много, и доктора в малиновых одеждах, знавшие все, что можно было узнать. Теперь очевидно, что никто из нас не знает очень многого, и чем больше мы вглядываемся в то, что, как нам кажется, мы знаем, тем больше доселе необнаруженных вещей мы обнаружим, скрывающихся в наших предположениях.
До сих пор это исследование, которое мы называем "научным миром", действительно находилось в руках очень немногих специалистов. Я выкидываю предположение о том, что в нашем современном мире из всех умов, способных вносить великий и мастерский вклад в "научныю" мысль и достижения, мозги качества Розенфорда, или Дарвина, или Менделя, или Фрейда, или Леонардо, или Галилея, ни один из тысячи, ни один из десятков тысяч никогда не рождается в таких условиях, чтобы реализовать свои возможности. Остальные никогда не научатся цивилизованному языку, никогда не подходят к библиотеке, никогда не имеют ни малейшего шанса на самореализацию, никогда не слышат зов. Они недоедают, они умирают молодыми, ими злоупотребляют. И из миллионов тех, кто мог бы стать хорошими, полезными, энергичными вторичными исследовательскими работниками и исследователями, ни один из миллиона не используется.
Но теперь подумайте, как обстояли бы дела, если бы у нас было захватывающее образование, проветривающее весь мир, и если бы у нас был систематический и постоянно более компетентный поиск исключительных умственных качеств и постоянно расширяющаяся сеть возможностей для этого. Предположим, что оживление общественного сознания подразумевает атмосферу растущего уважения к интеллектуальным достижениям и более живую критику обмана. То, что мы сегодня называем научным прогрессом, показалось бы слабым, нерешительным, неуверенным продвижением вперед по сравнению с тем, что происходило бы в этих более счастливых условиях.
Прогресс исследований и открытий дал такие яркие и поразительные результаты в последние полтора века, что лишь немногие из нас знают о небольшом числе выдающихся людей, которые были заинтересованы в этом, и, как второстепенные фигуры, стоящие за этими лидерами, отступаю в ряд робких и плохо подготовленных специалистов, которые едва ли осмеливаются противостоять государственному чиновнику на своей собственной территории. Эта маленькая армия, этот "научный мир" сегодняшнего дня, насчитывающий, я полагаю, от головы до хвоста, вплоть до последнего мойщика бутылок, а не пару сотен тысяч человек, несомненно, будет представлена в новом мировом порядке миллионной силой, лучше оснащенной, хорошо скоординированной, свободной задавать вопросы, способной требовать возможности. Ее лучшие будут не лучше, чем наши лучшие, которые не могли быть лучше, но они будут гораздо более многочисленными, и ее рядовой состав исследователей, проектировщиков, опытных работников, команда и энциклопедический сонм классификаторов, координаторов и интерпретаторов будут иметь силу, гордость и уверенность в том, что сделают лаборатории сегодняшнего дня на полпути от логова алхимика.
Можно ли сомневаться в том, что "научный мир" разразится таким образом, когда революция будет достигнута, и что развитие власти человека над природой, над его собственной природой и над этой все еще неисследованной планетой будет постоянно ускоряться с течением лет? Никто не может заранее угадать, какие двери тогда откроются и в какие страны чудес.
Это некоторые фрагментарные намеки на качество той более широкой жизни, которую новый мировой порядок может открыть человечеству. Я не буду дальше рассуждать о них, потому что я бы не хотел, чтобы говорили, что эта книга утопична, или "Изобретательна", или что-то в этом роде. Я не изложил ничего такого, что не было бы строго разумным и практически осуществимым. Это самая трезвая из книг и наименее оригинальная из книг. Я думаю, что написал достаточно, чтобы показать, что мировые дела не могут оставаться на их нынешнем уровне. Либо человечество рухнет, либо наш вид будет бороться за выживание трудными, но довольно очевидными путями, которые я описал в этой книге, чтобы достичь нового уровня социальной организации. Не может быть никаких сомнений в изобилии, волнении и энергии жизни, которые ждут наших детей на этой возвышенности. Если оно будет достигнуто. Нет никаких сомнений в их деградации и нищете, если это не так.
В этой книге нет ничего по-настоящему нового. Но было определенное безрассудство в сведении воедино фактов, которые многие люди избегали сводить воедино, опасаясь, что они могут образовать взрывоопасную смесь. Может быть, так и будет. Они могут пробиться сквозь некоторые упрямые ментальные барьеры. Несмотря на эту взрывоопасную возможность, эту взрывоопасную необходимость, возможно, это по сути остается собранием, перевариванием и поощрением ныне распространенных, но все еще колеблющихся идей. Это простое изложение революции, на которую указывает растущее число умов, но им все еще не хватает решимости взяться за это. В Судьбе Homo sapiens я подчеркнул срочность этого дела. Здесь я собрал то, что они могут и должны делать. Им лучше собраться с духом и принять решение.
Конец.