«Эмоциональная немота», «эмоциональный дальтонизм», «феномен безразличия», таким образом можно описать такую психологическую характеристику как алекситимия, означающую неспособность распознавания и описания как собственных, так и чужих эмоций.
Однако, нужно учесть, что алекситимия – не психиатрический диагноз, но может сопровождать то или иное расстройство, невроз. Алекситимия в переводе с греческого означает «без слов для чувств», и приводит к проблемам в межличностных отношениях, может стать причиной психосоматических болезней. Особенности данного состояния проявляются, когда индивида охватывает гнев, грусть или любое другое сильное чувство, которое он не в состоянии определить или выразить. Люди, не способные различать и распознавать свои эмоции, не понимают в каких ситуациях у них возникает определенная эмоция.
В реальности, не считая младенцев, в современном обществе нет человека, который мог бы плакать и кричать совершенно себя не сдерживая, тем самым «взрослый представитель» должен контролировать и не проявлять внешне примитивные эмоции. Если человек не в ресурсе себя сдержать, можно прийти к выводу, что он нуждается в лечении. Только вступившие во взрослую жизнь незрелые персоны стараются соответствовать понятиям о «нормальности», учась у старшего поколения подавлять проявление эмоций, в связи чем некоторые постепенно утрачивают навык распознавая чувств. Прошу заметить, что алекситимия подразумевать не только негативные эмоции.
В повести «Минимаркет», Мурата Саяка ведёт речь как раз о человеке, страдающем от «эмоционального дальтонизма». Главная героиня, Кокура Кэйко, 18 лет проработала в одном и том же месте, и, именно от её лица и ведётся повествование. Кокура создала себе «лоскутную личность», перенимая чужие привычки, пообещав себе, что не будет высказывать свои чувства и суждения. За основу она берет манеры коллег по работе. Приходя на смену, Кэйко превращается в функцию, в «человека Минимаркета». Всё, что от неё требуется – в течение нужного времени выполнять рабочие обязанности, используя присвоенные характеристики.
Школьное время обернулось для героини недовольством, непринятием, постоянным прессингом со стороны родителей и учителей, что привело к возможности тщательнее скрывать свою индивидуальность под безликой униформой. Тем не менее, она приходит в сильнейшее беспокойство, невольно заметив, что окружающую жалеют её. В этот момент она встречает совершенно противоположного ей мужчину, на чем сюжет и закручивается. Язвительные замечания, не понимание со стороны нового сожителя разоблачают её душевную пустоту. Отказ, отрицание – механизм, сопровождавший Кэйко всю её жизнь, что выглядит инфантильно. Осознав проблему, женщина перестает работать, и ей ничего не остается как целыми днями лежать в кровати. Это «постельная зависимость», что является отправной точкой для прогрессирования других видов зависимости.
У этой повести неоднозначный конец, в какой-то мере его можно назвать счастливым, - героиня снова начинает работать в Минимаркете.
Алекситимия – состояние, в связи с которым человек вынужден выглядеть «нормальным».