На днях посмотрел очень высокопатриотический фильм на тему Великой Отечественной войны. Называется «Внимание, говорит Москва!».
Сюжет фильма драматичен: некая девушка служит на фронте снайпером, убивает фашистов проклятых, но однажды, во время очередного боевого выхода, случается самый настоящий ужас: её напарницу крадут с позиции фашистские лазутчики, оттаскивают в свои окопы, где её зверски истязают.
После чего растерзанную привязывают к столбу в назидание её подругам-снайпершам, потому что этот столб далеко видно. И эта главная героиня видит эту свою растерзанную напарницу через прицел своей снайперской винтовки, и крупным планом — её запекшиеся в крови губы, которые шепчут, чтобы она её убила, чтобы прекратить её зверские мучения. И она её застреливает из своей снайперской винтовки и потом на протяжении всего фильма мучается вполне понятными переживаниями. Хотя поступила, конечно, совершенно правильно, избавив подругу от дальнейших мук.
А мама этой главной героини (не той растерзанной, а которая избавила от мук) — артистка оперетты. Она живёт в Москве, (то есть вдали от передовой), выступает в московских госпиталях перед ранеными и путается с генералом НКВД (его играет великолепный артист, не помню его фамилию. Он играл главную роль (ленинградского партработника) в фильме «Порох» — одном из очень редких сегодня фильмов про Великую Отечественную, которые действительно стоит посмотреть.
В отличие от того многочисленного г., которое сегодня снимают на эту самую «великоотечественную» тему и которое у нормального человека не может вызвать никаких иных эмоций, кроме иронии и ехидства.
Впрочем, не будем осуждать эту маму за эту её половую связь. Потому что она тоже погибает, выехав с концертами во фронтовую зону, и погибает исключительно по вине сопровождавшего её и гармониста лейтенанта. Который увидев, что их едущую по полевой дороге полуторку начинают настигать фашистские истребители, вместо того, чтобы срочно остановить грузовик и приказать всем выскочить из кузова и что есть сил бежать по полю к ближайшим кустам, приказывает водителю увеличить скорость. Этот лейтенант надеялся убежать-оторваться на грузовике от самолёта.
Он — идиот (имею в виду, повторяю, лейтенанта, а не эту маму-артистку.
Которая сожительствовала с генералом, который во время её нелепой гибели оставался в Москве-столице нашей Родины и уже ничем не мог её помочь).
И ещё что меня в этом фильме позабавило, так это выраженно сытые, наеденные физиономии рядового и сержантского состава (а про командиров я уже и не говорю). А это, повторяю, война и её суровые военные будни, когда с харчами было совершенно напряжённо не только в тылу, но и на фронте. А здесь такие шайбы, что их хоть сейчас размещай на агитационных плакатах о высокой калорийности свинины…
Итого: один раз фильм посмотреть можно. Пересматривать не захочется. Потому что нечего в нём пересматривать. Как говорится, не тот уровень художественного творчества, чтобы пересматривать.
Алексей КУРГАНОВ