Найти в Дзене
Mixed Arts

«Не время умирать»: стоит ли смотреть приключенческий боевик о новых похождениях Джеймса Бонда?

Леа Сейду — ответственная за железнодорожную романтику в фильме «Не время умирать». Фото: MGM.
Леа Сейду — ответственная за железнодорожную романтику в фильме «Не время умирать». Фото: MGM.

Прощание с Джеймсом Бондом в «Не время умирать» – это как бесконечные проводы Фродо в финале «Властелина колец». Вроде бы уже и лишнее, а глаз все равно не оторвать. Не сочтите за каламбур.

Текст: Александр Кондуков

Плюс-минус все поклонники Джеймса Бонда знали, что случится с бодрым мужчиной средних лет в финале «Не время умирать». Но интерес от этого знания к проекту был не меньшим. К фильму номер 25 «бондиана» подошла в таком прекрасном состоянии, что даже шквал проклятий не остановил бы зрителей от похода в кино, где на экране «астон мартины» и «рейндж роверы», часы Omega, а также ладный бондовский пиджак Massimo Alba. И это не говоря уже о живых людях.

Начинается история с того, что Джеймс Бонд (Дэниел Крейг) пытается имитировать романтические каникулы с подругой Мадлен (Леа Сейду). Итогом становится посещение кладбища, где похоронена Веспер Линд из «Казино «Рояль», любовь всей бондовской жизни. В кадре почему-то говорится, что похоронена она на Акрополе (первая мысль «как богиня»), но имеется ввиду Некрополь — элитное кладбище. Можете представить, чем может закончиться вылазка Бонда на территорию ритуальных услуг? Все правильно — стартует отсчет трупов, он продлится до самого финала.

Дэниел Крейг и Леа Сейду в прологе «Не время умирать». Фото: MGM.
Дэниел Крейг и Леа Сейду в прологе «Не время умирать». Фото: MGM.

Параллельно выясняется, что в опасности не только Бонд и Мадлен, но и террористическая организация «Спектр», включая ее лидера Блофилда (Кристоф Вальц). Угроза теперь исходит от неприятного мужчины со шрамами, который именует себя Люцифер Сафин (Рами Малек). Мужчина для достижения драматического эффекта часто двигает нижней челюстью и смотрит с невыразимой грустью. В планах у Люцифера организация глобальной экологической катастрофы при помощи доктора Обручева, человека явно советской закалки, нервического и беспринципного.

Фильм идет два часа сорок три минуты, там много всякого прекрасного, а стыдного почти нет. Ну разве что смущает педалирование психоанализа детских травм, это модная тема для разводки обеспеченных людей. Но эта линия в «бондиане» развивается еще с «Казино «Рояль». Стоит простить.

Ниже выбираем пункты, по которым «Не время умирать» самое время посмотреть. Картина в широком русском прокате, и будет там долго.

Лашана Линч, Новый агент с приставкой 007. Фото: MGM.
Лашана Линч, Новый агент с приставкой 007. Фото: MGM.

1. Вы сразу поймете, что Бонда-Крейга надо провожать. Церемония прощания начинается в теплых тонах — благодаря стараниям шведского оператора Линуса Сандгрена («Афера по-американски», «Джой») кажется, что ты наблюдаешь за происходящим из-за тонированного стекла роскошного катафалка. Каждый элемент фильма — от сценария до избранного визуального стиля — работает на создание церемонной атмосферы похорон. Отдать Дэниелу Крейгу должное действительно стоило — он на протяжении пяти фильмов верно служил продюсерскому клану «бондианы». Крейг с его внешней достоверностью и натуралистичностью до такой степени изгнал юмор из фильма, что когда в «Не время умирать» звучат шутки, зрителю может показаться, что юморит живой мертвец. Кроме того, Дэниел также решил проблему с иллюстрацией описания героя («cold blue eyes», «cruel mouth»), которые прописал в ТЗ создатель Бонда Йен Флеминг. В фильме найдется изящный эпизод и на этот счет.

Рами Малек, мстительный отравитель из фильма «Не время умирать», Фото: MGM.
Рами Малек, мстительный отравитель из фильма «Не время умирать», Фото: MGM.

2. Похоронная процессия, вирус, передаваемый через касание — «Не время умирать» очень актуальный фильм для двадцатых. Как «Скайфолл» и «Спектр», «Не время умирать» гнет линию психоанализа, легенда об эффективности которого передается из поколения в поколение. Выбор режиссера Кэри Фукунаги («Настоящий детектив») говорит о том, что продюсерам было важно проговорить все нюансы истории Бонда «от Веспер Линд до Мадлен Сванн» максимально понятно и — если надо — нудно. Так, чтобы все было ясно аудитории телесериалов, которая любит, чтобы все было разжевано, да еще и на разные лады.

Теперь о процедуре заражения. Поскольку с Бондом мы неоднократно соприкасались в кинотеатрах, мы тоже в некотором роде являемся его жертвами и заложниками. Мы знаем, что на очередной фильм «бондианы» нужно сходить, чтобы поддержать дежурное общение на вечеринке и посетовать на то, что злодеи на этот раз какие-то совсем не злодейские.

Вирусов и наноботов в 2021 году боятся побольше, чем зловещих клоунов-богатеев. (Если вам интересно развить тему — у режиссера Кроненберга-сына есть пара фильмов на этот счет).

Частично об общей инфляции людей рассказывает «Не время умирать», и Бонд уходит из проекта не как шпион, а как персонаж вселенной Marvel — супергерой, который понимает, что миссия выполнена, а мир вокруг него по-прежнему совсем не «супер». Возможно, лучше разберутся девушки.

3. Настает время женской смены. Напомним, что в «Не время умирать» Бонд формально находится на пенсии, а его номер 007 присвоен мощной мулатке по имени Номи (привет «Шоугелз» Пауля Верхувена) — ее играет действительно могучая Лашана Линч, и она является точкой входа в мир юмора и позитива, который проносится мимо Бонда, и сам он отлично понимает, что ему в нем с его кислой миной делать абсолютно нечего.

Столь же нелепым и ненужным Джеймс кажется и в компании другой яркой женщины, которая «девушкой Бонда» является ровно на одну большую экшн-сцену. Это мы про кубинскую оперативницу Палому (Ана Де Армас), у которой харизмы не меньше, чем у Сальмы Хайек в 90-е.

Но витальность и «физический» юмор, которые транслируют девушки, в «Не время умирать» — это ремиссия для зрителя перед неминуемой процедурой прощания. И прощание в «Не время умирать» — какое надо прощание: ритуальное, долгое, местами невыносимое, но правильное.

Леа Сейду на пленэре. В фильме вообще много сцен, где Леа на фоне природы. Фото: MGM.
Леа Сейду на пленэре. В фильме вообще много сцен, где Леа на фоне природы. Фото: MGM.

4. В фильме дан сигнал к окончанию «Холодной войны». Джеймс Бонд оказался великим миротворцем: «Не время умирать» — картина о бессмысленности производства биологического оружия, потому что все секретные базы рано или поздно будут найдены неотесами с правом убийство. И финал для таких лабораторий предполагается не научный.

«Убийство тупым предметом» — криминалистический термин, в применении к Бонду обозначенный в «Казино «Рояль» М (тогда еще Джуди Денч, а не клоун Рэйф Файнс, играющий где-то в зоне Ганнибала Лектера). В «Не время умирать» этот метод больше не работает.

Бонд-Крейг силен там, где бьют анонимов головой об унитазы, а мужчины являются не только убийцами, но и в то же самое время («в моменте», как сейчас модно говорить) эротическими объектами. Те девушки, которые пересматривают сериал «Бригада», наверняка поймут, о чем мы с вами.

В «Не время умирать» в действие вмешивается злой рок — перед лицом судьбы бессильны и гады-ученые, и преступные организации, и правительства крупнейших стран, которые в целом не менее жестоки.

5. Гимн эскейпизму. Все то, о чем мы говорили выше, в целом дарит зрителю позитив. Из душноватого зала он выходит заряженным на приключения и радуется тому, что показанные на большом экране сложности и мытарства остались позади. Зритель остался доволен прощанием с Дэниелом Крейгом, который хорошо отслужил свое и теперь может до глубокой старости сниматься в экранизациях Агаты Кристи.

Ну а для тех, кому лень продираться сквозь трехчасовую церемонию прощания с Крейгом в роли Бонда, есть существенно более укороченная и здоровая версия — клип на титульную песню Билли Айлиш «No Time To Die». 47 миллионов посмотревших это видео точно не могут ошибаться.

Напомним, что с 80-х продюсеры «бондианы» начали подтягивать к приключениям Бонда более молодую аудиторию, действуя методами ковровой бомбардировки. От Мадонны до Криса Корнелла, который, кстати, своей образцовой «You Know My Name», в 2005 году сигнализировал приход Дэниела Крейга в мир романов Йена Флеминга.

«No Time To Die» — песня герметичная, мрачная, мученическая. Ее текст подчеркивает бессмысленность работы шпиона-киллера, который проливает кровь людей на регулярной основе, но потом все равно окажется в луже собственной. Будет ли это в темной ложе призрака Оперы, где он скрывает сгоревшее лицо под простреленной маской, или просто с нелепо вывернутой ногой на кафельном полу — дело случая.