Найти тему

Дворовые песни 60-х (ч.2): юмористические

Здравствуйте!

Я продолжаю тему, начатую здесь.

Конечно, наши вечерние посиделки во дворе вечером с девчонками были бы весьма унылыми, если бы мы пели только какие-то душещипательные песни. Мы были молоды, и здоровый смех - явление для молодёжи вполне естественное и даже необходимое. Таких песен было немало. В первую очередь назову песню Михаила Ножкина "А на кладбище всё спокойненько!" Несмотря на такое вроде даже пугающее название, песня по-настоящему юмористическая и к тому же сатирическая. К нам она пришла самым обычным и естественным для 60-х годов путём - через магнитофоны. Тогда было принято попросить у друга понравившуюся тебе кассету вместе с его магнитофоном (чтобы переписать, ведь необходим и второй). Он, безусловно, не только давал, но и приходил сам, чтобы, воспользовавшись наличием двух магнитофонов в одной квартире, переписать и что-нибудь у тебя. Обычно записи бывали в жутковатом качестве, потому что уже перед этим проделали путь неоднократной переписи с каждоразовым ухудшением звука.

Песня Ножкина была записана необычно: автор пел не сразу, а вначале читал стихотворение. Это я уже потом, с появлением Интернета, узнал, что это всё - одно стихотворение, а песней стала только одна часть его. На записи же Ножкин читал всего одну строфу - в качестве вступления к песне:

Я беру «Три звездочки» под икорку чёрную
И шагаю в творческий в тихий уголок.
Обожаю загород: городской бугористый -
Меж крестов протопаешь торною тропой,
И гитара рядышком, друг мой перебористый,
И твори, что хочется, отдыхай и пой!

Ну, и вот дальше уже следовала сама песня:

Чаще всего такие записи ничего не говорили об авторе, и мы в те годы стандартно думали: раз поёт мужик под гитару - ясное дело, Высоцкий! Потом-то, конечно, стали узнавать хрипловатый Володин баритон. Очень много было записей с тюремными или воровскими песнями. Причём, сразу на всю бобину 525 метров с обеих сторон! Большинство из таких песен перематывали при первом же прослушивании, но бывали и хорошие, а временами - просто жемчужины! Таковой я считаю песню "Стою я раз на стрёме". Хорошая весёлая песня да и патриотичная к тому же! Не поддался наш, советский вор на соблазны хитрого иностранного шпиона, и не только он один: так решила вся "советская малина" на своём совете. И правильно: нечего нас на Запад заманивать, у нас у самих здесь живётся вовсе даже не плохо:

Очень мы любили песни Александра Городницкого, учёного-геофизика, профессора, академика РАЕН и по совместительству барда (или наоборот?) Самой любимой была песня "Атланты", наверное, каждый вечер пели на нашей скамеечке во дворе. Кроме неё - "Перекаты" - очень весёлая и ироничная. А потом появилась свеженькая: "Жена французского посла". Строго говоря, это уже не 60-е, а начало 70-х, но для меня это - одна эпоха. Мы тогда даже не знали, сколько неприятностей было у Городницкого из-за этой песни! Сейчас, особенно, со стороны, это выглядит забавно, но в те годы Александру Моисеевичу было не до смеха!

Однажды он спел эту песню на вечере московских студентов в концертном зале Библиотеки имени Ленина. Уже через день ему домой последовал звонок из Бюро пропаганды художественной литературы при Московском отделении Союза писателей СССР со строгой просьбой немедленно явиться к ним. Оказалось, что туда уже пришел донос на него, составленный «группой сотрудников библиотеки». В доносе отмечалось, что он в «правительственном зале» разлагал студенческую молодежь тем, что пел «откровенно сексуальную» песню, в которой «высмеивались и представлялись в неправильном свете жены советских дипломатических работников за рубежом». «Так что вы там пели? – спросила Городницкого строгим голосом самая пожилая дама – старший референт. – Про жену советского посла?» – «Не советского, а французского», – робко возразил он. «Ах, французского? Ну это уже полегче. Ну-ка, спойте нам, пожалуйста». И он, без всякого аккомпанемента и без особого удовольствия спел им эту песню. Народ за столами заметно оживился. «Ну, ладно, – сказала пожилая дама, и в её металлическом голосе зазвучали смягчающие нотки. – Идите. Только больше этого, пожалуйста, не пойте».

Однажды он оформлял документы для загранплавания, и ему нужна была характеристика партбюро. Секретарь партбюро заявил, что не подпишет характеристику, пока тот честно не признается, что у него было с женой французского посла. Больше часа Городницкий доказывал, что песня абсолютно абстрактная, он написал её после того, как побывал на праздновании Дня независимости в республике Сенегал и там на трибуне, издалека, видел французского посла с женой.

- Не хочешь признаваться? Ничего тебе не подпишу! - сказал секретарь. - Уходи!

Городницкий уныло вышел из кабинета и побрёл по коридору. В конце коридора его догнал секретарь, шепнул на ухо: "Молодец! Я бы тоже не признался! - и протянул ему подписанную характеристику.

Профессор физики Владимир Фридкин однажды был на приёме, на котором присутствовали французский посол с женой. Когда выяснилось, что они несколько лет работали в Сенегале, Фридкин сказал: "А у моего друга есть песня про Сенегал!" И спел. Жена перевела мужу, и тот обеспокоенно спросил: "А в каком году ваш друг был в Сенегале?" И, узнав, что в 70-м, облегчённо вздохнул, а жена воскликнула: "Ну, конечно, это Женевьева Легран! Правда, ей тогда было уже за сорок, но она была ещё очень хороша".

Словом, вот такие с песней злоключения, и был только один позитивный случай, когда на авторском вечере Городницкого в конце первого отделения на сцену неожиданно поднялся чернокожий красавец, держа в руках огромный тамтам, и на хорошем русском языке произнес: «По поручению Его Превосходительства, Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Сенегал в России я имею честь вручить господину Городницкому этот тамтам в знак уважения за то, что в России впервые за всю её историю была написана песня о Сенегале!»

Конечно, я привёл здесь малую часть таких песен, было много ещё: кроме названных уже мною "Перекатов", "Чёрный кот" ("В том подъезде, как в поместье") Булата Окуджавы, "Красный треугольник" ("Товарищ Парамонова"), "Чувствую с напарником" Александра Галича, "Про технолога Петухова" Юрия Визбора и, разумеется, многочисленные юмористические песни Высоцкого. Очень много лет прошло, но мы с друзьями до сих пор их все поём!

На этом у меня всё. Пишите свои мнения в комментариях!

Всего вам самого доброго!

Подписаться на мой канал можно здесь