Найти в Дзене
Серебряный экран

Что почитать про кино СССР: "Барская" Натальи Милосердовой

Уроженка соленого и знойного Баку, Маргарита Александровна Барская (1903-1939), одна из первых советских женщин-режиссеров, а также актриса, модель, сценаристка, чья жизнь была похожа на удивительное приключенческое кино, - новатор детского кино и забытая звезда немой эпохи. Ее партнершей по сцене были великая Комиссаржевская, ее снимали А. Довженко (Барская сыграла в его первом фильме) и П.И. Чардынин. Последний, хоть и был намного старше юной актрисы, стал ее мужем. Режиссерское наследие Барской забыто, несмотря на то, что ее фильм «Рваные башмаки» считается одним из шедевров детского кино. Юная Барская, считая производство фильмов для детей делом государственной важности, самостоятельно пыталась выработать язык детского кино, педагогические приемы, а также сделать кино увлекательным и познавательным для каждого ребенка. И ее фильм, первый полнометражный советский культурно-просветительский фильм для юношества, «Кто нужнее — что важнее» про то, как делается хлеб, действительно стал д

Уроженка соленого и знойного Баку, Маргарита Александровна Барская (1903-1939), одна из первых советских женщин-режиссеров, а также актриса, модель, сценаристка, чья жизнь была похожа на удивительное приключенческое кино, - новатор детского кино и забытая звезда немой эпохи.

Ее партнершей по сцене были великая Комиссаржевская, ее снимали А. Довженко (Барская сыграла в его первом фильме) и П.И. Чардынин. Последний, хоть и был намного старше юной актрисы, стал ее мужем.

Режиссерское наследие Барской забыто, несмотря на то, что ее фильм «Рваные башмаки» считается одним из шедевров детского кино. Юная Барская, считая производство фильмов для детей делом государственной важности, самостоятельно пыталась выработать язык детского кино, педагогические приемы, а также сделать кино увлекательным и познавательным для каждого ребенка. И ее фильм, первый полнометражный советский культурно-просветительский фильм для юношества, «Кто нужнее — что важнее» про то, как делается хлеб, действительно стал для школьников не менее увлекательным, чем фильмы про индейцев и ковбоев.

Государство, прекрасно понимавшее важность кино как средства агитации и воспитания, вкладывало большие деньги для создания кинотеатров — оказывается, уже в 1926 году в Москве и Ленинграде были открыты первые детские кинотеатры, а для сел и дальних деревень запускали кинопередвижки.

Барская стала настоящим специалистом в создании детского кино: чтобы узнать о методах работы с детской аудиторией, к ней приезжали даже кинематографисты Голливуда.

Историк кино Наталья Милосердова смогла вытащить из хранилища Госфильмофонда многие работы Барской, что было само по себе достаточно непросто. А ознакомиться со всеми лентами - это титанический труд!

Из 40 заказанных фильмов мне привезли 20 — целую неделю я смотрела немое и раннее звуковое кино, ко мне в зал то и дело кто-то забегал, радуясь, что там снова идет работа. Привезли мне и последний фильм Барской. От его просмотра я испытала культурный шок, сопоставимый разве только с первым просмотром «Строгого юноши» А. Роома. Дожить до седых волос и не подозревать, что у нас в 1936 году было такое кино! (Из интервью Натальи Милосердовой журналу "Горький")*

Исследовательнице удалось в увлекательной форме рассказать о крутых виражах судьбы этой творческой женщины - Барская позировала обнаженной фотографу Гринбергу, жила свободно и ярко, как жили многие люди ревущих двадцатых (и не бросила развеселые шальные кутежи даже в 1930-е!), у нее была скандальная репутация, но с другой стороны она была человеком новой формации, нового свободного века. Ее ненавидели, сделали главным фигурантом по делу троцкистов, злопыхатели в своих кляузных рассказах укладывали Барскую то в постель к Радеку, то к Макаренко и все никак не могли утихомириться. Ее травили коллеги студии «Союздетфильм», студии, которую Барская некогда создавала вместе с этими же самыми людьми, ныне ополчившимся против нее.

Доведенная травлей Барская, чьи нервы были расшатаны до предела, на глазах у коллег бросилась в глубокий лестничный пролет студии «Союздетфильм» (точно так же бросилась с лестницы ресторана в 1925 из-за многочисленных конфликтов с самой собой и окружением Зельда Фицджеральд), трагично завершив свою яркую, чрезмерно интенсивную, но короткую жизнь.

Интереснейшие материалы из личного архива Барской публикуется впервые.

Книга продается "Сеансом" с великолепной скидкой https://shop.seance.ru/f-kino-barskaya

-2

И пара слов об обложке...

Обложку "Сеанс" хотел сделать поинтереснее. Но цензура -- увы и ах! -- воспротивилась...

-3

Однако в книге все-таки напечатали многие замечательные фотографии Гринберга, на которых ему позировала Барская.

-4

Также телеканал "Культура" подготовил об этой крайне интересной личности прекрасный и интересный фильм "Возвращение Маргариты Барской":

https://www.youtube.com/watch?v=FepiEPmGE70

Источники:

*Нестеренко М. Кто такая Маргарита Барская и почему о ней все забыли. https://gorky.media/context/kto-takaya-margarita-barskaya-i-pochemu-o-nej-vse-zabyli/

#немое кино

#русское кино

#кино

#утерянное кино

#кино россии

#барская

#авангард

#кино ссср

#русский авангард

#биографии

#книги о кино

#биографии актеров

#режиссеры и актрисы

#советские режиссеры

#детское кино

#история