Найти в Дзене
Аналитика НХЛ

Как Фил Эспозито погорел на обмене Грэттона.

Фил Эспозито известен нам как легендарный хоккеист, но многие забывают, что после окончания игроцкой карьеры он был успешным генеральным менеджером. В начале 90-х Фил загорелся идеей создания хоккейной команды в одном из южных штатов, с чем успешно и справился, став одним из основателей "Тампа-Бэй Лайтнинг", которая была принята в НХЛ в 1992 году. После чего до 1998 года был одновременно президентом и генеральным менеджером команды. К лету 1997 года "Тампа-Бэй" провела в Лиге уже пять сезонов. Главной звездой команды был молодой 22 летний Крис Грэттон, закончивший чемпионат 1996/97 с 62 очками (30+32) в 82 матчах. По его окончанию он находился в статусе ограниченно-свободного агента, ожидая от "Молний" нового более щедрого предложения. Крис, которого "Лайтнинг" выбрали под третьим общим номером на драфте 1993 года многим напоминал молодого Эрика Линдроса, как фактурой, так и манерой игры, и считался одним из самых перспективных игроков Лиги. Переговоры с игроком еще не стартовали как

Фил Эспозито известен нам как легендарный хоккеист, но многие забывают, что после окончания игроцкой карьеры он был успешным генеральным менеджером.

В начале 90-х Фил загорелся идеей создания хоккейной команды в одном из южных штатов, с чем успешно и справился, став одним из основателей "Тампа-Бэй Лайтнинг", которая была принята в НХЛ в 1992 году. После чего до 1998 года был одновременно президентом и генеральным менеджером команды.

Фото: РИА Новости / Алексей Куденко
Фото: РИА Новости / Алексей Куденко

К лету 1997 года "Тампа-Бэй" провела в Лиге уже пять сезонов. Главной звездой команды был молодой 22 летний Крис Грэттон, закончивший чемпионат 1996/97 с 62 очками (30+32) в 82 матчах. По его окончанию он находился в статусе ограниченно-свободного агента, ожидая от "Молний" нового более щедрого предложения. Крис, которого "Лайтнинг" выбрали под третьим общим номером на драфте 1993 года многим напоминал молодого Эрика Линдроса, как фактурой, так и манерой игры, и считался одним из самых перспективных игроков Лиги.

Переговоры с игроком еще не стартовали как на горизонте появилась "Филадельфия Флайерс", предложившая Грэттону пятилетний контракт на 16.5 миллионов долларов, включая подписной девяти миллионный бонус — сумму для той "Тампы" неподъемную. Со стороны "Флайерс" это был самый что ни на есть классический оффершит, и по правилам Лиги "Молнии" могли сохранить за собой игрока, лишь повторив условия предложенные "Летчиками". Но всем было очевидно, что таких средств у команды нет.

Крис Грэттон. Фото: Dave Sandford/Getty Images
Крис Грэттон. Фото: Dave Sandford/Getty Images

Единственным положительным моментом в этой ситуации была предусмотренная Лигой компенсация "Тампе" со стороны "Флайерс" — несколько драфтовых пиков следующих лет.

И вот тут Фил Эспозито решил сделать ход конем. Он предложил "Филадельфии" вместо оффершита обмен. Грэттон уходит к "Летчикам", а в "Тампа-Бэй" переходят Микаель Ренберга и Карл Дайхаус. При таком раскладе "Флайерс" не теряют драфтовые выборы, а "Тампа" в лице Ренберга получает готового игрока первого звена, а в виде Дайхауса — качественного защитника домоседа.

Так же в своих мемуарах Эспозито упоминает интересный момент касаемый этой сделки. Мол, изначально между ним и ген.менеджером "Филадельфии" Бобом Кларком была договоренность об обмене Грэттона на трех хоккеистов. И третьим должен был стать Род Бринд'Амор, но в переговоры влез малосведущий в подобных делах исполнительный директор "Тампы" Стив Ото, согласившийся заменить Бринд'мора Дэном Кордиком. Который по мнению Эспозито не оправдывал свою зарплату. Из-за этого состав "компенсации" уменьшился до двоих игроков "Флайерс". Но кроме слов Фила других подтверждений этой истории нет.

Ренберг в "Роковом Легионе". Фото: Bruce Bennett/Getty Images
Ренберг в "Роковом Легионе". Фото: Bruce Bennett/Getty Images

Почему же эта сделка оказалась большим просчетом? Несмотря на то, что Ренберг выступал у "Летчиков" в первом звене и входил в так называемый "Роковой легион" как хоккеист был сильно переоценен Эспозито, что и показали два последующих года в "Тампе": Микаель хоть и был результативен — 50 очков в 88 матчах, но хоккеистом вокруг которого строиться игра стать не сумел. Второй же участник — Дайхаус, никогда не претендовавший на лавры большой звезды, не вышел на первые роли и в "Лайтнинг".

Уже спустя полтора года оба вернулись в Филадельфию, Дайхауз в обмен на Петера Свободу, а Ренберг в рамках крупного обмена вместе с Лэнгоу на все того же Грэттона и Силинджера. За единственный полный год их пребывания в команде, "Тампа-Бэй" успела стать худшей командой Лиги, набрав 44 очка и отстав от финишировавшего предпоследним "Ванкувера" на 20 баллов.

Иными словами Фил обменял свою главную звезду на посредственных игроков, которые не оказали влияния на историю клуба. При этом имея все возможности для обратного.

На самом деле Эспозито пытался провести обмен с "Чикаго Блэкхоукс", но его черновик был составлен настолько небрежно, что арбитраж НХЛ отклонил этот проект.

Симон Ганье мог играть за "Тампу". Фото:  The Hockey News
Симон Ганье мог играть за "Тампу". Фото: The Hockey News

И здесь мы подходим ко второй ошибке Эспозито. Компенсации драфтпиками за Грэттона.

Как известно, при оффершите компенсация за игрока определяется исходя из суммы предлагаемого ему контракта. В случае Граттона она составляла 4 первых раунда драфта. Т.е. если бы Эспозито не решился на обмен с "Летчиками" "Тампа-Бэй" получила бы четыре первых раунда в следующие четыре года. И пусть "Филадельфия" того времени была одним из лидеров НХЛ, а драфт тогда больше напоминал лотерею, четыре первых раунда — это четыре первых раунда. Кого же выбрали в них "Флайерс":

  • в 1998 году под 22 номером Олимпийского чемпиона 2002 и обладателя Кубка Стэнли 2012 Симона Ганье (601 очко в 822 матчах в НХЛ);
  • в 1999 году под 22 номером вратаря Максима Улле (в НХЛ провел лишь 12 игр);
  • в 2000 году под 28 номером трехкратного обладателя Кубка Стэнли Джастина Уильямса (797 очков в 1264 матчах);
  • в 2001 году под 27 номером защитника Джеффа Войвитку (278 матчей в НХЛ).

При этом следует понимать, что "Филадельфия" выбирала исходя из своих интересов, и не факт, что выбор "Тампы" бы полностью повторил их. Но вклад в будущее клуба, это в любом случае лучшее вложение, чем обмен на игроков, покинувших клуб спустя полтора года. Иными словами Эспозито просчитался дважды, когда поставил не на тех игроков и не выбрал будущее вместо настоящего.

Что интересно и Грэттон не стал для "Летчиков" новым Линдросом, проведя лишь полтора года в их стане. В первый он повторил свой лучший результат в 62 очка, а во втором, после 26 матчей, имея в активе лишь одну заброшенную шайбу, отправился обратно в "Тампу". В этом смысле Грэттон — хоккеист, подставивший за два года двух легендарных менеджеров — Эспозито и Кларка (ведь Грэттон в первый год заработал 10 миллионов долларов, благодаря подписному бонусу, при окладе в 2 миллиона).

Невероятные истории из НХЛ: Патрик Руа и его Статуя свободы.

Интересуешься хоккеем. Понравилась статья? Подпишись, поставь лайк. Спасибо!