Предисловие
Чем больше я вникаю в творчество Иеронимуса ван Акена тем больше я проникаюсь почтением к его личности. Как же приятно иметь дело с интеллектом способным не елозить по поверхности своих эмоций, а проникать на должную глубину, задать необычный вопрос и найти нетривиальный ответ! В работах Иеронимуса, которые мы рассмотрим, есть и то и другое и третье...
Да, воистину хорошие вопросы находить иногда труднее чем хорошие ответы. Владимир Высоцкий проиллюстрировал это в своем "..Гамлете":
"А гениальный всплеск похож на бред.
В рожденьи смерть проглядывает косо
А мы все ставим каверзный ответ
И не находим нужного вопроса..."
Бывают случаи, когда вопросы и ответы тщательно прячут ввиду их дерзости и преждевременности.. Так часто делал Питер Брейгель. У Босха же в данном случае все еще интереснее. Он не прячет ничего! Он пишет картины в которых актеры, переодетые в странные костюмы играют спектакль о своей собственной жизни. Внешний вид костюмов свел с ума не одно поколение "искусствоведов".
Ай да Иеронимус, ай да сукин сын! Так просто и так эффективно...
Мы найдем все вопросы и все ответы относительно сразу трех связанных между собой единым замыслом работ Босха. Начнем.
Общая структура триптихов
Иеронимус ван Акен последовательно в течение семи лет пишет три варианта развития библейской истории о сотворении человека и последующих за этим событиях.
1505 год. Сад земных наслаждений
1506 год. Страшный суд
1510 - 1515 год. Воз сена
Первый триптих: 1505 год. "Сад земных наслаждений"
Второй триптих: 1506 год. "Страшный суд"
Третий триптих: 1510-1515 годы. "Воз сена"
Через небольшое время после окончания "Воза сена" Босх умирает в 1516 году в возрасте 66 лет.
Работы были им созданы в возрасте между 55 и 60/65 годами. Это возраст расцвета ума. Именно после 50 лет избыток специфических гормонов постепенно переходит в их недостаток. Лимбическая часть мозга уступает лидерство интеллектуальной. И если в период избытка гормонов человек под фразой "мое суждение" наивно подразумевал подбор слов для описания своих эмоций, то после 50 лет источник его суждений постепенно покидает локацию чуть пониже поясницы, начинает перемещаться вверх и у некоторых даже достигает головушки! Босх был именно из этой последней категории людей с ясным умом. .
Суждения высказанные им в работах в этом периоде жизни интеллектуальны, осознаны и нетривиально выражены.
Я выделил эти три работы не случайно. Эти триптихи представляют собой три последовательно и осознанно изложенных суждения о вариантах развития одного и того же известного сюжета о сотворении человека, грехопадении, жизни его на Земле и ожидающем человечество финале.
Сюжет описан в Ветхом Завете. Книга Бытия. На триптихах Босх соответственно изображает следующие сцены сюжета:
Сцена 1. Инициирование разума
Первичное инструктирование Адама и Евы. Озвучены правила поведения: плодиться и размножаться, к дереву познания не приближаться. Замечаем, что основное внимание Бог уделяет Еве. Именно ей предстоит далее нарушить инструкцию.
Смотрим все три варианта.
Сцена 2. Нарушение инструкции. Инициирование интеллекта
Нарушение инструкции Бога выразилось в апробировании плодов с Дерева познания. Инициатором стала женщина. Все как в жизни. Если женщина не захочет, мужчина не сделает... Результатом этого стало инициирование интеллекта, то есть возможности получать новые знания и обрабатывать их. Съев плод Дерева познания, ребята научились соображать!
Сцена 3. Изгнание Адама и Евы из Рая на Землю. Работать.
Насильственное помещение человечества в подходящие для дальнейшего развития интеллекта условия.
За работу лентяи!
Сколько сапиенса не уговаривай, а думает и действует он лучше всего из-под палки. Богу это было понятно несомненно, ведь это же он создатель человека!
Обращаем внимание на то, что сцены 2 и 3 в "Саде наслаждений" отсутствуют!
Сцена 4 - справа
Обращаем внимание на то, что несмотря на различные варианты старта истории в Раю (сцены 1, 2, 3) и последующее за этим развитие человечества финал истории человечества во всех трех вариантах один и тот же - Ад
Средние части триптихов
Содержат высказывания самого Иеронимуса о дальнейших судьбах человечества с учетом различных начальных условий показанных в левых створках. Их мы рассмотрим ниже.
А сначала еще раз:
Изучаем левые створки на каждом из триптихов и сравниваем их между собой
Часть 1. "Сад земных наслаждений"
(название неверное, в чем убедимся далее).
В отличии от "Воза сена" и "Страшного суда" здесь Босх убирает с левой створки сцену 2 со змеем-искусителем и сцену 3 в которой ангел прогоняет парочку из Рая на Землю работать. На створке оставлена только сцена 1 где Бог инструктирует созданных им сапиенсов.
Это и есть основной ключ к разгадке содержания этой работы!
Именно из факта отсутствия сцен 2 и 3 и присутствия только сцены 1 следует вывод, что в этом триптихе Иеронимус показывает тот вариант библейской истории, когда Адам и Ева к Дереву познания не приближаются и буквально выполняют данную им инструкцию. Интеллект их не инициирован. В результате они остаются в Раю. Далее Босх показывает каким становится человечество, если оно не обладает интеллектом, а умеет только размножаться.
Теперь посмотрим на этот сюжет с практической точки зрения.
Бог создал сапиенсов с мозгом, но запретил им доступ к получению знаний, следовательно запретил им развивать и использовать свой мозг. Вопрос: зачем создавал мозг?
Выглядит это совершенно нелепо. Я полагаю, что на самом деле мозг у сапиенсов был предусмотрен Богом именно для того, чтобы они мозгом активно пользовались. Надо полагать, что создание разума и созерцание того как он дальше будет с помощью интеллекта развиваться, это такая бесконечная игра Бога. Ну чем-то ведь он должен заниматься? А поскольку человек сделан по его образу и подобию, значит и Бог тоже очень любит поиграть..!
Начальная инструкция Бога была тестом на исправность очередного варианта разумных существ с которыми он решил поиграть. Далее, если все в них исправно, они должны были самостоятельно найти Дерево познания и там инициировать свой интеллект уже для нормального полноценного развития. Именно для этого Бог им и рассказал про это Дерево.
Но опять случился брак. Не сработало! Этот вариант сапиенсов оказался к познанию неспособен.
Я вижу, что Бог в качестве создателя несовершенен и результаты его трудов вечно сбоят. Что-то и в этот раз не сработало. Сапиенсы к дереву не пошли и ограничились выполнением только первой части инструкции - размножением. Интересно, хоть раз Богу удалось довести свою игру в разум до конца? Бесконечность - срок большой...
Далее в средней части триптиха Босх рисует то, что получилось из человечества при таком развитии сюжета.
Получилась же из этого полная бессмыслица. Сапиенсы с лицами незамутненными интеллектом, размножились и заполнили собой Рай. А поскольку лимбическая часть мозга (ответственная за эмоции) без занятий скучает, то сапиенсы стали заниматься всякой бессмысленной, но разнообразной ерундой, кучковаться по любому поводу вокруг того что попалось на глаза и проч.
Иеронимус так и рисует их в бессмысленных случайных занятиях. Эти занятия имеют одно общее для всех свойство - в них начисто отсутствует интеллектуальная составляющая. Внешнюю форму люди соблюдают: объединяются в группы, интересуются разными предметами, но разумной цели у них нет и полезного результата вследствие этого также не наблюдается никакого. Есть только сам процесс. Все вхолостую, кроме размножения, разумеется.
Никаких технологических достижений не представлено. Предметы созданные интеллектом отсутствуют в силу отсутствия самого интеллекта. Сапиенс замечает вокруг себя ягодку, или рыбку или что-то еще, но он не знает что с ними делать кроме как попробовать пожевать, поставить себе на голову или сесть на них верхом, или залезть вовнутрь ... Все рецепторы (зрение, обоняние и прочие) у сапиенса работают исправно, информацию передают в мозг, а вот обрабатывать ее мозг не научен...
Смотрим
Иеронимус изобразил свое собственное суждение о том как могли бы выглядеть занятия и жизнь людей, если бы все пошло в буквальном соответствии с божественными указаниями и люди остались в Раю. И изобразил он все точно. Именно подобными бессмысленными, но увлекательными делами человек и сегодня занят в те моменты, когда отключает свой мозг.
Вот например такими
Очевидно, что мозг для сапиенса обременителен! При всяком удобном случае он его отключает. Пребывание же с постоянно выключенным мозгом видимо и есть Рай!
Но жизнь лишенная интеллекта лишена самого смысла. Сапиенсы без интеллекта дефектны и оказались не в состоянии развиваться в направлении к неведомой цели. Это Богу не понравилось. Поэтому этот неудачный эксперимент он заканчивает Адом, то есть обнулением своей очередной попытки поиграть. Для иллюстрации этого намерения Бога Иеронимус рисует в правой части триптиха стандартное изображение Ада.
Обратите внимание еще раз: люди точно следовали формальным инструкциям Бога, но Ад их ждет все равно!
Теперь обратимся к названию. Не правда ли, название "Сад земных наслаждений" не соответствует содержанию? Его следует заменить на "Набор бессмысленных развлечений".
И уж абсолютно не соответствуют содержанию этой работы рассуждения "искусствоведов" о "плотских грехах и наказании за них Адом". Увы, интеллект "искусствоведов" как и у персонажей триптиха не активирован. Ergo: всех их тоже ждёт Ад…
Всем остальным до встречи.
В продолжении разберём на вид простой, но очень нетривиальный триптих "Страшный суд".