Фэнтези-фильмы - это фильмы, которые относятся к жанру фэнтези с фантастическими темами: магией, сверхъестественными событиями, мифологией, фольклором или экзотическими мирами. Жанр считается формой спекулятивной фантастики наряду с научно - фантастическими фильмами и фильмами ужасов. В фэнтези-фильмах часто присутствуют элементы чудес, бегства от реальности и необычного.
Среди распространенных элементов - феи, ангелы, русалки, ведьмы, монстры, волшебники, единороги, драконы, говорящие животные, огры, эльфы, тролли, белая магия, темная магия, гномы, вампиры, оборотни, призраки, гномы, гиганты, гоблины, антропоморфные или магические объекты, фамильяры, проклятия и другие чары, миры с участием магии и средневековье.
Поджанры
Можно выделить несколько подкатегорий фэнтези-фильмов, хотя границы между этими поджанрами, как и в фэнтези-литературе, плавно пересекаются.
Наиболее распространенные поджанры фэнтези, изображаемые в фильмах, - это
Высокое фэнтези (англ. high fantasy), или эпическое фэнтези (англ. epic fantasy), — один из основных жанров фэнтези; является поджанром эпопеи. В фильмах высокого фэнтези, как правило, представлен более богатый фэнтезийный мир, а также они могут быть более ориентированными на персонажей. Часто в них изображен герой скромного происхождения и четкое различие между добром и злом, противостоящим друг другу в эпической борьбе. Многие ученые приводят в пример произведение Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» как прототип современного высокого фэнтези в литературе, а недавняя экранизация книг Питера Джексона является хорошим примером поджанра высокого фэнтези на киноэкране.
А также Героическое фэнтези — поджанр фэнтези, также известный как «магия и меч» (англ. sword and sorcery). Герои в сверкающих доспехах сражаются со злом, влипают в истории, пьют эль, ищут сокровища и спасают красивых женщин. В этом непростом деле воину помогает маг или жрец, сдерживающий порывы друга и дающий мудрые советы. Место действия, как правило, Средневековье или что-то аналогичное. Героическое фэнтези от эпического отличается меньшим размахом — герой больше не мир спасает, а решает свои проблемы. Гораздо реже появляется абсолютное добро. А вот абсолютное зло частенько присутствует — в виде древних богов, мерзких культистов и тиранов, стремящихся поработить мир.
Обе категории обычно используют квазисредневековые декорации, волшебников, волшебных существ и другие элементы, обычно связанные с фантастическими историями.
Адаптация книги Роберта Э. Говарда «Конан Варвар», например, является личной (не эпической) историей мести для героя и его усилий, чтобы сорвать планы злодеев и спасти прекрасную принцессу. Некоторые критики называют такие фильмы термином «Меч и сандалии», а не «Меч и колдовство» как его принято переводить. Для некоторых термин «Меч и сандалии» имеет уничижительный оттенок, обозначающий фильм с некачественным сценарием, плохой игрой и низкой производственной ценностью.
Другой важный поджанр фантастических фильмов, который стал более популярным в последние годы - это современное фэнтези. Такие фильмы показывают волшебные эффекты или сверхъестественные явления, происходящие в «реальном» мире сегодня. Фильмы с живыми действиями и анимацией, такие как «Мэри Поппинс» студии Дисней, «Дракон Пит» , «Зачарованные» и фильм Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера», также являются фэнтезийными фильмами, хотя их чаще называют гибридами живых боевиков и анимации (2 из них также классифицируются как мюзиклы).
Менее распространенный жанр фэнтези-фильмов это так называемое Бангсианское фэнтези - это жанр, который касается использования загробной жизни в качестве основного окружения, в котором его персонажи, которые могут быть известными ранее существовавшими историческими или вымышленными персонажами, действуют и взаимодействуют с окружающими. Он назван в честь Джона Кендрика Бэнгса (1862–1922), который часто его писал. Например, комедия Альберта Брукса 1991 года «Защищая свою жизнь» подходит под это описание.
Другие необычные поджанры включают историческую фэнтези и романтическую фэнтези , хотя в 2003 году в фильме «Пиратах Карибского моря: Проклятие черной жемчужины» были успешно включены элементы обоих поджанров.
Фильмы о супергероях и сказки можно рассматривать как поджанры фильмов в жанре фэнтези, хотя большинство из них классифицирует их, как совершенно отдельные жанры фильмов.
Фэнтези-фильмы и киноиндустрия
Как кинематографический жанр, фэнтези традиционно не ценился так высоко, как родственный ему жанр научно-фантастических фильмов. Несомненно факт того, что до недавнего времени такие фильмы страдали из-за невысокой производственной ценности, чрезмерно плохой актерской игры и явно плохих спецэффектов, был существенным фактором в низком отношении к фильмам в жанре фэнтези.
С начала 2000 - х годов жанр приобрел новую респектабельность во многом благодаря успешной адаптации книг Толкиена «Властелин колец» и серии книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Кинотрилогия режиссера Питера Джексона «Властелин колец» примечательна амбициозным размахом, серьезным тоном и тематической сложностью. Эти картины получили феноменальный коммерческий успех и положительные отзывы критиков, а третья часть трилогии стала первым фэнтезийным фильмом, когда-либо получившим премию Оскар за лучший фильм.
Серия фильмов «Гарри Поттер» имела огромный финансовый успех, получила признание критиков за свой дизайн, тематическую сложность и эмоциональную глубину, более суровый реализм и мрачность, сложность повествования и характеров, а также может похвастаться огромной и преданной фан-базой.
После успеха этих историй голливудские студии дали зеленый свет дополнительным высокобюджетным постановкам в этом жанре. Они включали адаптацию первой, второй и третьей книг Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», а также адаптации «Чернильное сердце» Корнелии Функе, «Золотой компас» Филиппа Пулмана, «Спайдервик: Хроники» Холли Блэк и многое другое.
История
История фэнтези-фильмов почти такая же древняя, как и сама тема раскрываемая в них. Однако фэнтезийных фильмов было относительно немного и они были далеко не такими примерно до 1980-х годов, когда высокотехнологичные методы кинопроизводства и возросший интерес публики привели к расцвету жанра.
1900–1920-е годы
В эпоху немого кино самые ранние фэнтезийные фильмы были сняты пионером французского кино Жоржем Мельесом в 1903 году. Самым известным из них было «Путешествие на Луну» 1902 года . В Золотой век немого кино (1918–1926) наиболее выдающимися фэнтезийными фильмами были «Багдадский вор» Дугласа Фэрбенкса (1924), «Нибелунги» Фрица Ланга (1924) и «Судьба» (1921). Другими известными деятелями жанра были романтический рассказ о привидениях Ф. В. Мурнау «Призрак» , «Тарзан из обезьян» с Элмо Линкольном в главной роли.
⠀
1930-е годы
С появлением звуковых фильмов зрители всех возрастов смогли увидеть шедевры начиная от «Белоснежки и семи гномов» 1937 года до «Волшебника страны Оз» 1939 года.
Также примечательный для той эпохи, культовый фильм 1933 года «Кинг-Конг», который многое заимствует из поджанра фантастики «Затерянный мир».
Картина Фрэнка Капры 1937 года «Затерянный горизонт» перенесла зрителей в гималайское фантастическое королевство Шангри-Ла, где жители волшебным образом никогда не стареют. Студия Universal выпускает фильм «Мумия», в котором ужас сочетается с романтическим фэнтезийным поворотом.
Более беззаботные и комедийные сюжеты этого десятилетия включают в себя такие фильмы, как романтическая драма 1934-х годов «Смерть берет отпуск», в которой Фредрик Марч играет Смерть, которая берет человеческое тело, чтобы пожить среди живых в течение трех дней, и «Топпер» 1937 года, где человека преследуют два веселых привидения, которые пытаются сделать его жизнь немного захватывающей.
1940-е
В 1946 году классическая адаптация Жана Кокто «Красавица и чудовище» получила похвалу за свои сюрреалистические элементы и за выход за рамки сказочного жанра.
Синдбад-Моряк (1947) с Дугласом Фэрбенксом-младшим в главной роли похож на фантастический фильм, хотя на самом деле в нем нет никаких фантастических элементов.
Поразительное зарождение жанра «Героическое фэнтези» было сделано в 1941 году в Италии Алессандро Блазетти в фильме «Железная корона». Сюжет представляет борьбу двух воображаемых королевств вокруг легендарной Железной короны (исторически древней короны Италии), с войной, жестокостью, предательством, героизмом, сексом, магией, мистикой, вихрем событий, взятых из всевозможных сказок и легенд. Этот фильм не похож ни на что из того, что делали раньше; действительно, учитывая, что он был закончен за пятнадцать лет до публикации «Властелина колец», изобретение обширной эпической мифологии является гениальным поступком. И хотя повествование является грубым - из-за необходимости вставлять все, и немного ограниченно ресурсами, Блазетти показывает, как пройти долгий путь через красиво поставленные и спроектированные батальные и массовые сцены.
Хотя это не классифицируется как фантастический фильм, в фильме 1945 года «Поднять якоря» есть фантастический эпизод под названием «Король, который не умел танцевать», в котором знаменитый Джин Келли исполнил песню и танец с Джерри Маусом из «Тома и Джерри».
⠀
1950-е
В 1950-х было несколько крупных фэнтезийных фильмов, в том числе «Дарби О'Гилл и маленький народец» и «5000 пальцев доктора Т.», автором последнего является писатель доктор Сьюз.
Русский режиссер Александр Птушко создал три мифологических эпоса из русских сказок: «Садко» (1953 г.), «Илья Муромец» (1956 г.) и «Сампо» (1959 г.).
Другие интересные картины из 1950 - х годов, которые показывают фантастические элементы и иногда классифицируются как фэнтези, являются экранизация «Рождественской истории» Чарльза Диккенса 1951 года и шедевр Ингмара Бергмана 1957 года «Седьмая печать». Анимационный фильм Диснея 1951 года « Алиса в стране чудес» также является классикой фэнтези.
В 1950-х годах было также множество низкобюджетных фильмов, обычно основанных на греческих или арабских легендах. Наиболее заметным из них может быть «Седьмое путешествие Синдбада» 1958 года , в котором представлены спецэффекты Рэя Харрихаузена и музыка Бернарда Херрмана .
⠀
1960-е
Харрихаузен работал над серией фантастических фильмов в 1960-х, в первую очередь «Ясон и аргонавты» (1963). Многие критики назвали этот фильм шедевром Харрихаузена из-за его покадровых анимированных статуй, скелетов, гарпий, гидр и других мифологических существ. Другие коллаборации Харрихаузена в жанре фэнтези и научного фэнтези этого десятилетия включают адаптацию 1961 года «Таинственного острова» Жюля Верна, «Миллион лет до нашей эры» с Ракель Уэлч в главной роли и «Долину Гванги» (1969).
На основе успеха жанра «Героического фэнтези» было снято несколько итальянских фильмов категории B, основанных на классических мифах. В остальном 1960-е были почти полностью лишены фантастических фильмов.
⠀
1970-е
Фэнтезийные элементы затронули легенду о короле Артуре и были снова показаны, хотя и абсурдно, в 1975 году в фильме «Монти Пайтон и Священный Грааль» . Харрихаузен также вернулся на киноэкран в 1970-х с двумя фильмами про Синдбада: «Золотое путешествие Синдбада» (1974) и «Синдбад и Глаз тигра» (1977). Анимационный фильм «Волшебники» (1977) имел ограниченный успех в прокате, но получил статус культового. По сюжету, через два миллиона лет после атомной войны по земле бродят безумные мутанты, а люди, позабыв прежние технологии, стали гномами, эльфами и феями. Был также «Ной» (1975), который так и не был выпущен в кинотеатрах, но стал культовым после того, когда был наконец выпущен на DVD в 2006 году.
Но ситуация с жанром в основном схожа с 1960-ми. Элементы фэнтезийных историй в значительной степени отсутствуют в обычных фильмах в этом десятилетии.
⠀
1980-е
Фильмы в жанре фэнтези 1980-х годов изначально характеризовались тем, что режиссеры находили новый виток в устоявшейся мифологии. Рэй Харрихаузен оживил монстров из греческих легенд в «Битве титанов», а в «Экскалибур» Джона Бурмана 1981 года на экран вновь вернулись легенды о короле Артуре. Такие фильмы, как «Легенда» 1985 года от Ридли Скотта и трилогия фантастических эпических произведений Терри Гиллиама 1981–1986 годов («Бандиты времени», «Бразилия» и «Приключения барона Мюнхгаузена») исследовали новый управляемый художником стиль с использованием сюрреалистических образов и умных сюжетов.
1980-е годы также положили начало тенденции смешивать современные декорации и эффекты боевиков с экзотическими концепциями, похожими на фэнтези, как, например, «Большой переполох в маленьком Китае» (1986). Режиссер Джон Карпентер с Куртом Расселом в главной роли, объединил юмор, боевые искусства и классический китайский фольклор в обстановке современного китайского квартала.
В том же году вышел фильм о бессмертных шотландских воинах «Горец».
Тем временем Роберт Земекис руководил «Кто подставил кролика Роджера» с участием различных известных героев мультфильмов «Золотого века».
1990-е
90-е годы были периодом возрождения Диснея, когда Disney Animation выпустила множество успешных адаптаций фэнтезийных произведений .
Режиссеры и продюсеры обращались как к старому материалу, например, к артуровским романам в «Первом рыцаре» (1995), так и к новым, неожиданным источникам. Так, в основу фильма «Смертельная битва» (Mortal Kombat, 1995) легла компьютерная игра в жанре "файтинг"
В эти года фантастические существа становятся наравне с живыми персонажами, а порой и переигрывают звезд. Так это случилось еще в «Сердце дракона» (1996), где ящер “играл” не хуже, чем озвучивавший его Шон Коннери. Это положит начало развития и внедрения компьютерных персонажей в кинематограф.
Можно ли все это назвать огромной подготовкой к тому, что случится уже в 2000 годах? Вполне. Ведь переступив второе тысячелетие человечество увидит настоящие шедевры как и в сюжетном, так и в визуальном плане и все это уже невозможно будет остановить.
⠀
2000-е и по настоящее время
В 2000-х годах этот жанр пережил настоящий бум. Это было усугублено успехом «Властелина колец» и «Гарри Поттера», про которых уже было сказано выше, которые положили начало доверия, а поджанр «Детское фэнтези» окончательно закрепился как кассовый. Все больше и больше киностудий предпочитают сейчас брать на экранизации подростковые романы: «Таймлесс», «Перси Джексон», «Волшебник Земноморья», «Золотой компас».
Выход в 2008 г. «Сумерек» по одноименной книге Стефани Майер ознаменовал собой то ли рождение, то ли выделение нового поджанра под названием «Городское фэнтези». Действие этой картины и десятков других про вампиров или оборотней происходит в наше время, в «реальном мире», который населен необычными существами.
«Компьютерные» персонажи фэнтези-фильмов становятся также не менее популяры, чем настоящие актеры. Специально к выходу последней части «Хоббита» гостем ночного шоу Стивена Колберта становится дракон Смауг с голосом Бенедикта Камбербетча. А лауреатами MTV Movie Awards являются Йода из «Звездных войн» и Голлум из «Властелина колец».
Какие изменения в жанре произойдут в следующее десятилетие? Трудно предсказать. Но успех сериала «Игра престолов», который дал масштабный толчок этому направлению показывает, что жанр переживает эпоху взросления - он становится более мрачным, более трагичным. Человек среднего возраста, который любит фэнтези, больше не кажется инфантильным и все больше доверяет историям про невероятными миры и выдуманных существ.
Спасибо за внимание.
Друзья! Большая просьба - подписывайтесь и ставьте Нравится! Как вы могли заметить данный канал новый и ваша поддержка будет самой лучшей наградой, которая даст еще больше сил для того, чтобы радовать Вас новыми статьями!
#фильмы
#подборка фильмов
#кино
#кинематограф
#топ фильмов
#полезное
#интересное
#популярное
#хорошие фильмы
#искусство