Найти тему
double play🎬

КиноСловарь. История жанра "Фэнтези".

Фэнтези-фильмы - это фильмы, которые относятся к жанру фэнтези с фантастическими темами: магией, сверхъестественными событиями, мифологией, фольклором или экзотическими мирами. Жанр считается формой спекулятивной фантастики наряду с научно - фантастическими фильмами и фильмами ужасов. В фэнтези-фильмах часто присутствуют элементы чудес, бегства от реальности и необычного.

Среди распространенных элементов - феи, ангелы, русалки, ведьмы, монстры, волшебники, единороги, драконы, говорящие животные, огры, эльфы, тролли, белая магия, темная магия, гномы, вампиры, оборотни, призраки, гномы, гиганты, гоблины, антропоморфные или магические объекты, фамильяры, проклятия и другие чары, миры с участием магии и средневековье.

Поджанры

Можно выделить несколько подкатегорий фэнтези-фильмов, хотя границы между этими поджанрами, как и в фэнтези-литературе, плавно пересекаются.

Наиболее распространенные поджанры фэнтези, изображаемые в фильмах, - это

Высокое фэнтези (англ. high fantasy), или эпическое фэнтези (англ. epic fantasy), — один из основных жанров фэнтези; является поджанром эпопеи. В фильмах высокого фэнтези, как правило, представлен более богатый фэнтезийный мир, а также они могут быть более ориентированными на персонажей. Часто в них изображен герой скромного происхождения и четкое различие между добром и злом, противостоящим друг другу в эпической борьбе. Многие ученые приводят в пример произведение Дж. Р. Р. Толкина «Властелин колец» как прототип современного высокого фэнтези в литературе, а недавняя экранизация книг Питера Джексона является хорошим примером поджанра высокого фэнтези на киноэкране.

Трилогия Властелин колец
Трилогия Властелин колец

А также Героическое фэнтези — поджанр фэнтези, также известный как «магия и меч» (англ. sword and sorcery). Герои в сверкающих доспехах сражаются со злом, влипают в истории, пьют эль, ищут сокровища и спасают красивых женщин. В этом непростом деле воину помогает маг или жрец, сдерживающий порывы друга и дающий мудрые советы. Место действия, как правило, Средневековье или что-то аналогичное. Героическое фэнтези от эпического отличается меньшим размахом — герой больше не мир спасает, а решает свои проблемы. Гораздо реже появляется абсолютное добро. А вот абсолютное зло частенько присутствует — в виде древних богов, мерзких культистов и тиранов, стремящихся поработить мир.

Постер фильма Ван Хелсинг
Постер фильма Ван Хелсинг

Обе категории обычно используют квазисредневековые декорации, волшебников, волшебных существ и другие элементы, обычно связанные с фантастическими историями.

Адаптация книги Роберта Э. Говарда «Конан Варвар», например, является личной (не эпической) историей мести для героя и его усилий, чтобы сорвать планы злодеев и спасти прекрасную принцессу. Некоторые критики называют такие фильмы термином «Меч и сандалии», а не «Меч и колдовство» как его принято переводить. Для некоторых термин «Меч и сандалии» имеет уничижительный оттенок, обозначающий фильм с некачественным сценарием, плохой игрой и низкой производственной ценностью.

Постер фильма Конан-Варвар
Постер фильма Конан-Варвар

Другой важный поджанр фантастических фильмов, который стал более популярным в последние годы - это современное фэнтези. Такие фильмы показывают волшебные эффекты или сверхъестественные явления, происходящие в «реальном» мире сегодня. Фильмы с живыми действиями и анимацией, такие как «Мэри Поппинс» студии Дисней, «Дракон Пит» , «Зачарованные» и фильм Роберта Земекиса «Кто подставил кролика Роджера», также являются фэнтезийными фильмами, хотя их чаще называют гибридами живых боевиков и анимации (2 из них также классифицируются как мюзиклы).

сериал Зачарованные, как пример современного фэнтези
сериал Зачарованные, как пример современного фэнтези

Менее распространенный жанр фэнтези-фильмов это так называемое Бангсианское фэнтези - это жанр, который касается использования загробной жизни в качестве основного окружения, в котором его персонажи, которые могут быть известными ранее существовавшими историческими или вымышленными персонажами, действуют и взаимодействуют с окружающими. Он назван в честь Джона Кендрика Бэнгса (1862–1922), который часто его писал. Например, комедия Альберта Брукса 1991 года «Защищая свою жизнь» подходит под это описание.

Постер фильма Защищая свою жизнь
Постер фильма Защищая свою жизнь

Другие необычные поджанры включают историческую фэнтези и романтическую фэнтези , хотя в 2003 году в фильме «Пиратах Карибского моря: Проклятие черной жемчужины» были успешно включены элементы обоих поджанров.

Постер фильма Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины
Постер фильма Пираты Карибского моря: Проклятие черной жемчужины

Фильмы о супергероях и сказки можно рассматривать как поджанры фильмов в жанре фэнтези, хотя большинство из них классифицирует их, как совершенно отдельные жанры фильмов.

Фэнтези-фильмы и киноиндустрия

Как кинематографический жанр, фэнтези традиционно не ценился так высоко, как родственный ему жанр научно-фантастических фильмов. Несомненно факт того, что до недавнего времени такие фильмы страдали из-за невысокой производственной ценности, чрезмерно плохой актерской игры и явно плохих спецэффектов, был существенным фактором в низком отношении к фильмам в жанре фэнтези.

С начала 2000 - х годов жанр приобрел новую респектабельность во многом благодаря успешной адаптации книг Толкиена «Властелин колец» и серии книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер». Кинотрилогия режиссера Питера Джексона «Властелин колец» примечательна амбициозным размахом, серьезным тоном и тематической сложностью. Эти картины получили феноменальный коммерческий успех и положительные отзывы критиков, а третья часть трилогии стала первым фэнтезийным фильмом, когда-либо получившим премию Оскар за лучший фильм.

Питер Джексон и его Оскар за Властелин Колец
Питер Джексон и его Оскар за Властелин Колец

Серия фильмов «Гарри Поттер» имела огромный финансовый успех, получила признание критиков за свой дизайн, тематическую сложность и эмоциональную глубину, более суровый реализм и мрачность, сложность повествования и характеров, а также может похвастаться огромной и преданной фан-базой.

Актерский состав фильмов о Гарри Поттере
Актерский состав фильмов о Гарри Поттере

После успеха этих историй голливудские студии дали зеленый свет дополнительным высокобюджетным постановкам в этом жанре. Они включали адаптацию первой, второй и третьей книг Клайва Льюиса «Хроники Нарнии», а также адаптации «Чернильное сердце» Корнелии Функе, «Золотой компас» Филиппа Пулмана, «Спайдервик: Хроники» Холли Блэк и многое другое.

История

История фэнтези-фильмов почти такая же древняя, как и сама тема раскрываемая в них. Однако фэнтезийных фильмов было относительно немного и они были далеко не такими примерно до 1980-х годов, когда высокотехнологичные методы кинопроизводства и возросший интерес публики привели к расцвету жанра.

1900–1920-е годы

В эпоху немого кино самые ранние фэнтезийные фильмы были сняты пионером французского кино Жоржем Мельесом в 1903 году. Самым известным из них было «Путешествие на Луну» 1902 года . В Золотой век немого кино (1918–1926) наиболее выдающимися фэнтезийными фильмами были «Багдадский вор» Дугласа Фэрбенкса (1924), «Нибелунги» Фрица Ланга (1924) и «Судьба» (1921). Другими известными деятелями жанра были романтический рассказ о привидениях Ф. В. Мурнау «Призрак» , «Тарзан из обезьян» с Элмо Линкольном в главной роли.

Высадка на луну в фильме Путешествие на луну (Жорж Мельес)
Высадка на луну в фильме Путешествие на луну (Жорж Мельес)
Багдадский вор Дугласа Фэрбенкса
Багдадский вор Дугласа Фэрбенкса
Нибелунги Фрица Ланга
Нибелунги Фрица Ланга

1930-е годы

С появлением звуковых фильмов зрители всех возрастов смогли увидеть шедевры начиная от «Белоснежки и семи гномов» 1937 года до «Волшебника страны Оз» 1939 года.

Волшебник страны Оз
Волшебник страны Оз

Также примечательный для той эпохи, культовый фильм 1933 года «Кинг-Конг», который многое заимствует из поджанра фантастики «Затерянный мир».

Кинг-Конг
Кинг-Конг

Картина Фрэнка Капры 1937 года «Затерянный горизонт» перенесла зрителей в гималайское фантастическое королевство Шангри-Ла, где жители волшебным образом никогда не стареют. Студия Universal выпускает фильм «Мумия», в котором ужас сочетается с романтическим фэнтезийным поворотом.

Более беззаботные и комедийные сюжеты этого десятилетия включают в себя такие фильмы, как романтическая драма 1934-х годов «Смерть берет отпуск», в которой Фредрик Марч играет Смерть, которая берет человеческое тело, чтобы пожить среди живых в течение трех дней, и «Топпер» 1937 года, где человека преследуют два веселых привидения, которые пытаются сделать его жизнь немного захватывающей.

1940-е

В 1946 году классическая адаптация Жана Кокто «Красавица и чудовище» получила похвалу за свои сюрреалистические элементы и за выход за рамки сказочного жанра.

Красавица и Чудовище
Красавица и Чудовище

Синдбад-Моряк (1947) с Дугласом Фэрбенксом-младшим в главной роли похож на фантастический фильм, хотя на самом деле в нем нет никаких фантастических элементов.

Поразительное зарождение жанра «Героическое фэнтези» было сделано в 1941 году в Италии Алессандро Блазетти в фильме «Железная корона». Сюжет представляет борьбу двух воображаемых королевств вокруг легендарной Железной короны (исторически древней короны Италии), с войной, жестокостью, предательством, героизмом, сексом, магией, мистикой, вихрем событий, взятых из всевозможных сказок и легенд. Этот фильм не похож ни на что из того, что делали раньше; действительно, учитывая, что он был закончен за пятнадцать лет до публикации «Властелина колец», изобретение обширной эпической мифологии является гениальным поступком. И хотя повествование является грубым - из-за необходимости вставлять все, и немного ограниченно ресурсами, Блазетти показывает, как пройти долгий путь через красиво поставленные и спроектированные батальные и массовые сцены.

Постер фильма Железная корона
Постер фильма Железная корона

Хотя это не классифицируется как фантастический фильм, в фильме 1945 года «Поднять якоря» есть фантастический эпизод под названием «Король, который не умел танцевать», в котором знаменитый Джин Келли исполнил песню и танец с Джерри Маусом из «Тома и Джерри».

Отреставрированный эпизод фильма Поднять якоря
Отреставрированный эпизод фильма Поднять якоря

1950-е

В 1950-х было несколько крупных фэнтезийных фильмов, в том числе «Дарби О'Гилл и маленький народец» и «5000 пальцев доктора Т.», автором последнего является писатель доктор Сьюз.

Русский режиссер Александр Птушко создал три мифологических эпоса из русских сказок: «Садко» (1953 г.), «Илья Муромец» (1956 г.) и «Сампо» (1959 г.).

Садко
Садко
Илья Муромец
Илья Муромец
Сампо
Сампо

Другие интересные картины из 1950 - х годов, которые показывают фантастические элементы и иногда классифицируются как фэнтези, являются экранизация «Рождественской истории» Чарльза Диккенса 1951 года и шедевр Ингмара Бергмана 1957 года «Седьмая печать». Анимационный фильм Диснея 1951 года « Алиса в стране чудес» также является классикой фэнтези.

В 1950-х годах было также множество низкобюджетных фильмов, обычно основанных на греческих или арабских легендах. Наиболее заметным из них может быть «Седьмое путешествие Синдбада» 1958 года , в котором представлены спецэффекты Рэя Харрихаузена и музыка Бернарда Херрмана .

Седьмое путешествие Синдбада
Седьмое путешествие Синдбада

1960-е

Харрихаузен работал над серией фантастических фильмов в 1960-х, в первую очередь «Ясон и аргонавты» (1963). Многие критики назвали этот фильм шедевром Харрихаузена из-за его покадровых анимированных статуй, скелетов, гарпий, гидр и других мифологических существ. Другие коллаборации Харрихаузена в жанре фэнтези и научного фэнтези этого десятилетия включают адаптацию 1961 года «Таинственного острова» Жюля Верна, «Миллион лет до нашей эры» с Ракель Уэлч в главной роли и «Долину Гванги» (1969).

Ясон и аргонавты
Ясон и аргонавты

На основе успеха жанра «Героического фэнтези» было снято несколько итальянских фильмов категории B, основанных на классических мифах. В остальном 1960-е были почти полностью лишены фантастических фильмов.

1970-е

Фэнтезийные элементы затронули легенду о короле Артуре и были снова показаны, хотя и абсурдно, в 1975 году в фильме «Монти Пайтон и Священный Грааль» . Харрихаузен также вернулся на киноэкран в 1970-х с двумя фильмами про Синдбада: «Золотое путешествие Синдбада» (1974) и «Синдбад и Глаз тигра» (1977). Анимационный фильм «Волшебники» (1977) имел ограниченный успех в прокате, но получил статус культового. По сюжету, через два миллиона лет после атомной войны по земле бродят безумные мутанты, а люди, позабыв прежние технологии, стали гномами, эльфами и феями. Был также «Ной» (1975), который так и не был выпущен в кинотеатрах, но стал культовым после того, когда был наконец выпущен на DVD в 2006 году.

Волшебники
Волшебники

Но ситуация с жанром в основном схожа с 1960-ми. Элементы фэнтезийных историй в значительной степени отсутствуют в обычных фильмах в этом десятилетии.

1980-е

Фильмы в жанре фэнтези 1980-х годов изначально характеризовались тем, что режиссеры находили новый виток в устоявшейся мифологии. Рэй Харрихаузен оживил монстров из греческих легенд в «Битве титанов», а в «Экскалибур» Джона Бурмана 1981 года на экран вновь вернулись легенды о короле Артуре. Такие фильмы, как «Легенда» 1985 года от Ридли Скотта и трилогия фантастических эпических произведений Терри Гиллиама 1981–1986 годов («Бандиты времени», «Бразилия» и «Приключения барона Мюнхгаузена») исследовали новый управляемый художником стиль с использованием сюрреалистических образов и умных сюжетов.

Легенда Ридли Скотта
Легенда Ридли Скотта

1980-е годы также положили начало тенденции смешивать современные декорации и эффекты боевиков с экзотическими концепциями, похожими на фэнтези, как, например, «Большой переполох в маленьком Китае» (1986). Режиссер Джон Карпентер с Куртом Расселом в главной роли, объединил юмор, боевые искусства и классический китайский фольклор в обстановке современного китайского квартала.

Большой переполох в маленьком китае
Большой переполох в маленьком китае

В том же году вышел фильм о бессмертных шотландских воинах «Горец».

Горец
Горец

Тем временем Роберт Земекис руководил «Кто подставил кролика Роджера» с участием различных известных героев мультфильмов «Золотого века».

1990-е

90-е годы были периодом возрождения Диснея, когда Disney Animation выпустила множество успешных адаптаций фэнтезийных произведений .

Режиссеры и продюсеры обращались как к старому материалу, например, к артуровским романам в «Первом рыцаре» (1995), так и к новым, неожиданным источникам. Так, в основу фильма «Смертельная битва» (Mortal Kombat, 1995) легла компьютерная игра в жанре "файтинг"

Смертельная битва
Смертельная битва

В эти года фантастические существа становятся наравне с живыми персонажами, а порой и переигрывают звезд. Так это случилось еще в «Сердце дракона» (1996), где ящер “играл” не хуже, чем озвучивавший его Шон Коннери. Это положит начало развития и внедрения компьютерных персонажей в кинематограф.

Сердце дракона
Сердце дракона

Можно ли все это назвать огромной подготовкой к тому, что случится уже в 2000 годах? Вполне. Ведь переступив второе тысячелетие человечество увидит настоящие шедевры как и в сюжетном, так и в визуальном плане и все это уже невозможно будет остановить.

2000-е и по настоящее время

В 2000-х годах этот жанр пережил настоящий бум. Это было усугублено успехом «Властелина колец» и «Гарри Поттера», про которых уже было сказано выше, которые положили начало доверия, а поджанр «Детское фэнтези» окончательно закрепился как кассовый. Все больше и больше киностудий предпочитают сейчас брать на экранизации подростковые романы: «Таймлесс», «Перси Джексон», «Волшебник Земноморья», «Золотой компас».

Выход в 2008 г. «Сумерек» по одноименной книге Стефани Майер ознаменовал собой то ли рождение, то ли выделение нового поджанра под названием «Городское фэнтези». Действие этой картины и десятков других про вампиров или оборотней происходит в наше время, в «реальном мире», который населен необычными существами.

Сумерки
Сумерки

«Компьютерные» персонажи фэнтези-фильмов становятся также не менее популяры, чем настоящие актеры. Специально к выходу последней части «Хоббита» гостем ночного шоу Стивена Колберта становится дракон Смауг с голосом Бенедикта Камбербетча. А лауреатами MTV Movie Awards являются Йода из «Звездных войн» и Голлум из «Властелина колец».

Награждение Голлума на MTV
Награждение Голлума на MTV

Какие изменения в жанре произойдут в следующее десятилетие? Трудно предсказать. Но успех сериала «Игра престолов», который дал масштабный толчок этому направлению показывает, что жанр переживает эпоху взросления - он становится более мрачным, более трагичным. Человек среднего возраста, который любит фэнтези, больше не кажется инфантильным и все больше доверяет историям про невероятными миры и выдуманных существ.

Спасибо за внимание.

Друзья! Большая просьба - подписывайтесь и ставьте Нравится! Как вы могли заметить данный канал новый и ваша поддержка будет самой лучшей наградой, которая даст еще больше сил для того, чтобы радовать Вас новыми статьями!

#фильмы

#подборка фильмов

#кино

#кинематограф

#топ фильмов

#полезное

#интересное

#популярное

#хорошие фильмы

#искусство