Систематизация бизнеса — это инструмент, который позволяет предприятию работать автономно и без постоянного контроля со стороны владельца.
Сначала, когда компания только открывается, это логично, что владелец выстраивает всё вручную, запускает и контролирует все процессы и вовлечён в жизнь компании на 100%. Но со временем, когда компания начинает развиваться, ему всё сложнее и сложнее управлять ею самостоятельно. Предприятие растёт, растёт штат, и одновременно с этим возрастает загруженность владельца. Если предприниматель до этого момента всё ещё управляет компанией вручную, то у него не будет сил и времени одинаково эффективно справляться со всеми функциями. Как следствие, в компании появятся узкие места, которые будут тормозить всю компанию.
Чтобы избежать подобной ситуации, все процессы на предприятии должны быть систематизированы. В таком случае будет работать механизм, который синхронизирует и автоматизирует деятельность компании, позволяет ей быстро развиваться без постоянного вмешательства владельца.
Систематизация предприятия преследует несколько целей:
- облегчить процесс принятия и реализации решений;
- повысить эффективность команды и каждого отдельного сотрудника;
- разгрузить владельца от оперативной деятельности, чтобы заниматься стратегическим планированием и развивать компанию.
У каждого владельца есть 5 «хочу» в отношении собственного бизнеса:
- хочу выжить среди конкурентов;
- хочу успешно преодолеть кризис;
- хочу больше дохода;
- хочу меньше проблем;
- хочу заниматься стратегией.
Когда на предприятии существует система, все эти мечты становится очень легко воплотить в жизнь, так как большинство факторов, которые раньше тормозили предприятие, теперь исчезают.
Системный бизнес помогает строить мощную команду, эффективно делегировать функции, измерять результаты работы, планировать деятельность предприятия, управлять финансами, вовремя видеть ошибки и оперативно их исправлять, а также понять, в чём истинное предназначение владельца.
Систематизация бизнеса действительно помогает масштабировать предприятие без особых усилий, но почему-то не все предприниматели в это верят. Многие владельцы руководствуются какими-то мифами, которые представляют системность как какую-то «убийцу предприятий». А если у человека есть определённые ложные идеи о какой-либо области, не соответствующие действительности, то он не сможет действовать. Поэтому, если вы хотите добиться успеха в чём-либо, нужно избавиться от всех предрассудков и взглянуть на это дело трезво и без предубеждений.
В этой статье мы развенчаем все мифы о системном бизнесе. Избавившись от предрассудков, вы поймёте, как построить системное предприятие. А ещё больше о механизмах внедрения системы читайте в предыдущем материале.
5 мифов о системном бизнесе
Миф 1. «Когда мой бизнес станет системным, я ничего не буду делать»
Даже когда бизнес очень хорошо организован, основателю компании приходится работать. Да, это уже не оперативная деятельность, но тоже определённая работа, без которой бизнес развиваться не будет. И для большинства предпринимателей эта работа ежедневная.
Если же мы видим картинку, где владелец бизнеса, систематизировавший своё предприятие, целыми днями лежит на пляже и попивает коктейли, скорее всего, мы наткнулись на обычную рекламу, которая хочет продать нам какие-то бизнес-курсы и таким дешёвым способом пытается привлечь наше внимание.
Миф 2. Системный бизнес — это роботы без творчества
Многие думают, что система убивает творчество, что на предприятии вместо живых сотрудников остаются роботы, которые не могут сделать ни шага без инструкции.
Обладатель такой идеи никогда не станет строить системный бизнес. Но это не так! Хорошая организованность абсолютно не противоречит творчеству. Наоборот, когда предприятие несистемное, в нём творится хаос. В таких условиях творческому человеку очень тяжело. Когда никто не может вовремя предоставить необходимые данные или же выполнить в срок важные для продолжения работы действия, творчество не может существовать.
Правильная системность помогает людям раскрывать свои творческие способности в полной мере.
Миф 3. «Когда мы вырастим, тогда и будем заниматься системностью»
Компания, которую не систематизируют на ранних этапах, дальше просто не вырастает. Когда в компании есть организационный хаос, с увеличением количества сотрудников он только растёт. А владелец, которому без системы приходится управлять предприятием вручную, настолько перегружен, что ему уже некогда всё организовывать и приводить в порядок.
Нельзя дожидаться этого момента. Систематизируйте бизнес с самого начала, тогда вам будет намного легче масштабировать его в дальнейшем.
Миф 4. «У нас есть деньги, значит, я найму директора, и он всё организует в компании»
Если вы нанимаете суперспециалиста, который обещает вам, что приведёт в порядок компанию за считанные дни, то есть два варианта развития событий.
- Он наведёт порядок так, как хочет он, и подстроит всё под себя. И в этом случае он фактически заберёт у вас компанию. Да, вы будете получать какие-то дивиденды, но утратите возможность влиять на её стратегию.
- Он ничего не построит. Чаще всего это происходит из-за того, что директор — это человек, который уже работает в какой-то системе. Но именно вы, создатель компании, должны эту систему внедрить и задать правила, по которым она будет работать. А нанятый со стороны директор не сможет проникнуться вашей идеей о систематизации полностью.
Поэтому в 99% случаев идея с наймом директора для систематизации проваливается.
Миф 5. «Наш бизнес невероятно уникальный и особенный»
Некоторые предприниматели считают, что их организация единственная в своём роде, и поэтому для неё не существует стандартов и шаблонов. Но каким бы бизнесом ни занимался человек, в нём всегда будут присутствовать определённые части бизнес-процесса, которые одинаковы для всех.
В любом бизнесе нужно считать деньги, делать рекламу, продавать товары, следить за качеством и заниматься ещё множеством других вещей. С организационной точки зрения большинство бизнесов очень похожи друг на друга. Неважно, какой это бизнес, для любой задачи нам необходим человеческий ресурс. А организовать людей можно, только внедрив систему.
Поэтому даже если бизнесы кардинально отличаются друг от друга и за ними стоят разные идеи, их можно систематизировать и сделать так, чтобы сотрудники работали как одна эффективная и умелая команда.
Вывод
Систематизация поможет вашему бизнесу расширяться в несколько раз быстрее благодаря тому, что устранит хаотичные действия и наведёт порядок на предприятии. За счёт этого все бизнес-процессы будут автоматизированы, и владельцу не нужно будет постоянно следить за всеми областями ответственности.
Но, для того чтобы начать систематизировать своё предприятие, вам необходимо избавиться от предрассудков в отношении построения системы и осознанно начать менять свою компанию.
Чтобы узнать, как правильно систематизировать своё предприятие, чтобы оно увеличилось в разы, смотрите бесплатный мастер-класс Александра Высоцкого «Как усилить свою команду и повысить эффективность бизнеса, чтобы выжить в трудные времена».
Подписывайтесь на канал, чтобы не упустить полезную информацию в статьях!