Ура! Россияне догоняют богатые страны по употреблению мяса: 77 килограмма в год на душу населения. В бедных эта цифра значительно меньше: максимум -23 килограмма. В наиболее развитых странах она равняется максимум 83 килограмма. То есть в этом вечном соревновании с Америкой нам осталось совсем немного - 6 килограммов.
Учитывая, что уровень доходов большинства населения у нас невысок, результат впечатляет. Особенно тех, кто помнит "колбасные поезда" в Москву и Ленинград.
Впрочем, были и колбасные самолёты.
Поскольку мои родители предпочитали более здоровую пищу - мясо, то обеспечили меня специальной сумкой для его перевозки. С удобными крепкими ручками, вытянутой по вертикали и довольно вместительной. Ни одна моя побывка у них не обходилась без затаривания морозильника в холодильнике "ЗИЛ".
Поскольку у холодильника "ЗИЛ" в этом году юбилей - 70-летие со дня первого выпуска, не могу не остановиться на этом предмете первой необходимости.
Уже в 1952 году производство этого товара повышенного спроса достигло 300 штук. Капля в море для СССР. Однако заводчане продолжали не только наращивать количество холодильников, но и их качество.
В 1960 году он стал более вместительным: продукты можно было расположить и на внутренней стороне.
В 1969 году появился магнитный уплотнитель дверей.
То, что "ЗИЛ" служил не одно десятилетие, специалисты объясняют использование медной трубки вместо нынешней алюминиевой и быстрым обнаружением и устранением утечки фреона.
Из Москвы в родительский дом я везла по-преимуществу говядину. Помню, что она стоила тогда довольно дёшево -где-то 2 рубля за 1 кг. А варёная колбаса почему-то дороже - 2 рубля 20 копеек. Вообще-то производство говядины - вещь затратная. Ведь корова может принести только одного телёнка, а его вынашивание занимает много времени. Получается, что цена на говядину в Советском Союзе была искусственно занижена. С одной стороны, горожанам хорошо. А каково колхозникам?
Вот что писал в своих дневниках заместитель председателя правления Российского фонда культуры Г. В. Мясников о сельском хозяйстве советского периода. Записи относятся к тому времени, когда он был вторым секретарём Пензенского обкома КПСС.
Будучи очень образованным и культурным человеком, крестьянский сын Георг Мясников не любил кабинетной работы и много ездил по области. Об этом свидетельствуют его личные записи, изданные в Москве в 2008 году под заголовком "Страницы дневника".
Вот запись от 25 марта, 1969 года.
"Рассмотрели положение дел с заготовками мяса, молока и яиц. "Специализация" всё больше даёт о себе знать. Объективно всё лучше: больше кормов, выросло поголовье, особенно "рогатки", а выполнение плана идёт со скрипом.
Нет мяса, за яйцами сельские Советы пошли с шапкой по крестьянским дворам. Позорная практика, но иного выхода нет".
Спустя восемь лет Георг Васильевич запишет в своём дневнике.
Запись от 11 ноября 1977 года.
" Что касается сельского хозяйства, то здесь вся загвоздка. Кричит противоречие: невиданные масштабы вложений, пятикратное увеличение энергетических и электрических мощностей, рост внесения удобрений и...почти никакого отклика, особенно в полеводстве.
Обозначился за последние 10 лет явный застой, топтание на месте. Сорим деньгами и техникой.
По хлебу временами падаем до довоенного уровня. По овощам ( хоть и специализация ) не перешагнули 1940 год, стоим по картофелю и свёкле.
Мясо, молоко при выполнении твёрдых планов дают мизерные прибавки, не идущие ни в какое сравнение с ростом доходов.
Все хозяйства закредитованы настолько, что продай их с потрохами, расплатиться с кредиторами не хватит.
Отсюда многие сложности снабжения населения, прежде всего, мясом.
( стр. 57, 308 книги Г.В. Мясникова "Страницы дневника")
Так было не только в Поволжье, но и на моей малой родине в Архангельской области.
В нашем рабочем посёлке в советские времена были два главных магазина - "Хлебный" и "Молочный".
В 1962 году в СССР из-за засухи и насаждения кукурузы Н.С. Хрущёвым разразился продовольственный кризис. В моей памяти остались огромные очереди в "Хлебном". Поскольку хлеба давали в руки ограниченное количество, мама брала меня в магазин с собой. Никогда не забуду толкучку и крики ссорившихся из-за этого продукта людей. Как и недоумение от исчезновения в 1972 году в магазине "Молочном" сливочного масла. Посланная за ним родителями, я увидела за стеклянной витриной исключительно маргарин. Пришлось возвращаться не с чем.
Надо ли говорить, что после такого опыта стояния в очередях я искренне радуюсь успехам российских аграриев. И даже готова платить по 49 рублей за килограмм картошки, лишь бы не повторилось то "великое стояние" за едой.
Я радуюсь тому факту, что российские крестьяне полностью обеспечивают страну свининой и курятиной. Да, с говядиной хуже. Но ведь можно обойтись и без неё.
Меня, конечно, огорчает рост цен на куриные лапки ( корм для нашей псины), но утешением служит то, что в Китае, где это деликатес, эти самые лапки стоят 150 рублей и больше за 1 килограмм.
Полагаю, что многим россиянам, когда против нас ввели санкции, пришлась по душе идея импортозамещения. И просто классно, что мы можем продавать за рубеж не только газ, но и еду. Доходы от экспорта продовольствия за прошлый год увеличились на 20%.
Радует и то, что растут доходы и у тружеников села. За последнее десятилетие по росту зарплат сельское хозяйство заняло первое место.
Каждое второе воскресенье октября селяне отмечают свой профессиональный праздник.
С праздником вас, наши кормильцы! И пусть ваша зарплата будет не 38 тысяч в среднем, а достигнет средней по экономике - 58 тысяч рублей.