Всем привет. Мы все знаем автомобили, которые принесли славу своим производителям. 300 SL, Dino, Miura, Corvette, Mustang, очень многие из них – это спортивные дорогие автомобили. Также были массовые и культовые модели, такие как народный VW Beetle, Mini Cooper или Fiat 124. Это две крайности – известность бренду давали либо спортивные, дорогие, либо доступные машины. Но история знает по меньшей мере один случай, который бросил вызов стереотипу…
Давайте представим, что мы с вами на песчаном побережье Шотландии. Хорошая погода, солнечно, поют птички. Не слышно рева моторов. Это место говорит о наслаждении погодой, природой… вот рядом стоит на пикнике семья, приехавшая сюда на VW Touareg. Вот рядом аристократ на превосходном AM Vantage. Первая – первый внедорожник от VW, который стал хитом. Второй – продолжение легендарного V8 Vantage из «Бондианы». Неужели даже в данном сравнении не найти золотой середины? Спортивного автомобиля, который перевернул бы сознание массовому потребителю? Был ли автомобиль, интересный петролхедам всего мира, но в то же время продававшийся миллионными тиражами. Это история не о Ferrari, Lamborghini, Porsche или даже Mercedes-Benz с имиджевой, брендовой моделью. Это история о компании, которая в прямом смысле выжила после ядерного удара. Мы расскажем об имиджевой спортивной модели, которая продается по всему миру огромными тиражами. Об автомобиле, который создал вокруг нее настоящий культ. Никаких мыслей? А Грейс уже за рулем самого популярного автомобиля в своем кузове. Все еще никаких мыслей? Сегодня мы расскажем о главной звезде японского концерна Mazda – легендарная Mazda MX-5 на нашем треке!
Начнем с самого начала. Первое поколение вышло в далеком 1989 году, а закончилось продаваться в 1997. Суммарно к 2021 году было выпущено 4 поколения этого маленького родстера, который разошелся тиражом уже в более 1 миллиона автомобилей. Первое поколение – единственный «слепыш» из MX-5, очень компактный по своим габаритам. В ней всего 116 л.с., что для 1989 года в маленьком автомобиле достаточно неплохо. Она приятно рулится, но не хватает прыти в ускорении. На нашем треке у нас сейчас – машина 1994 года с довольно смелым, японским дизайном. Складывающиеся фары, маленькие колеса… она выглядит словно лягушонок, маленький и юркий спорткар, доступный для всех. За малую сумму денег вы могли получить максимум автомобиля. Тем не менее, по паспортным данным это не суперкар и проехала она наш трек за 1:40, что отодвигает её назад в сравнении с одногодками или конкурентами. Но нам не стоит забывать, что из себя в принципе представляет MX-5.
Первая MX-5 заложила технические особенности всех последующих поколений. Инженеры Mazda нашли формулу, которая будет пользоваться популярностью и по сей день. Маленький мощный двигатель, задний привод, а юркость в управлении достигается за счет того, что весит каждое (повторяюсь, каждое) поколение чуть больше тонны! В сочетании с независимой подвеской это маленькое чудо может ехать по ощущениям как настоящий Porsche! У нее потрясающий коэффициент мощности на 1 тонну веса, несопоставимый ни с одним конкурентом. Каждая следующая MX-5 остается в тех же параметрах, заданных первым поколением – в течении 30 лет она не прибавила ни в длине, ни в ширине, ни в весе. Это поразительно. Во времена, когда машины растут как на дрожжах, становясь все более просторными, большими, MX-5 сохраняет свою компоновку эгоистичного спортивного родстера, способного дать жару.
Следующая MX-5 оказалась для нас самой приятной из всех! Второе поколение выпускалось с 1998 по 2005 год. Мы за рулем версии Mazdaspeed. У нее все те же фундаментальные данные – маленький мотор, задний привод, вес в 1 тонну, независимая подвеска. Но в этом поколении инженеры добавили того, чего не хватало прекрасному «слепышу» - прыти в ускорении. За счет маленького турбированного мотора, выдающего 146 л.с. Она входит в повороты как по рельсам, ее ускорения хватает для того, чтобы разогнаться до 200 км/ч на игольном ушке. Весь трек за рулем второго поколения MX-5 Грейс кайфовала. И даже мы, сев за руль и проехав пару кругов по Ковидрому, почувствовали некий детский азарт и энтузиазм. Мы не понимаем, как это работает! По паспортным данным это обычный автомобильчик без крыши… нет, ну никак он не может быть обычным! Mazda, вы восхитительны!
Но это был экземпляр от Mazdaspeed. Поэтому для объективности сравнения с исходными данными, следующее поколение мы возьмем в базовом исполнении. Эта MX-5 2013 года, ей добавили чуточку мощности, теперь у нее под капотом целых 160 л.с.! Она стала чуточку тяжелее. Прогресс с первым поколением в плане скорости очевиден – ковидром пройден быстро для ее класса и характеристик. Это поколение выпускалось с 2005 по 2015 год – дольше всех предыдущих MX-5. И… она точно также хороша, как и ее предшественники! Я не могу ни отнять, ни добавить, она юркая, веселая и, что немаловажно, ее внешность не вызывает признаков тошноты.
Казалось бы, чем еще Mazda может удивить? Как оказалось, смогла в следующем поколении. Когда закончилось продаваться предыдущее поколение, в 2015 году, Mazda заявила – MX-5 никуда не пропадет! Но подождите годик и мы ее вам покажем… На момент выхода в продажу, в 2016 году они сделали практически невозможное. Они «вернули ее в вес»! Килограмм в килограмм с первым поколением, вышедшем в 1989 году - 960 кг. В сочетании с современным мотором и коробкой, Ковидром ей дался быстрее, чем двум Skyline GT-R – ее время 1:26,2. А у нее под капотом мотор на 1,6 литра, выдающий 130 л.с. Разливное пиво в бочонке по объему меньше, чем этот двигатель. Они уменьшили мощность мотора по сравнению с предыдущим поколением и показали лучший результат! Современные технологии Skyactive позволяют двигателю работать более слаженно, а в сочетании с модернизированной подвеской и рулевым управлением, этот маленький спорткар может дарить невероятные эмоции от вождения.
Теперь и мы понимаем, почему MX-5 стала по-настоящему культовым автомобилем. А главные характеристики этого успеха – короткая база, задний привод, легкость в управлении и открытая крыша. Что еще нужно для удовольствия? Да, мы все же не упомянули главный ее рыночный козырь. Все ее плюсы могли померкнуть в сравнении с ее ценой. Только вот незадача – MX-5 дешевый автомобиль. За минимум денег вы получаете максимум автомобиля, которого задумывали инженеры Mazda. Спортивного автомобиля, с характером и притязательной внешностью. И петролхеды всего мира, те самые авантюристы, о которых мы сказали в названии, которые готовы за интересный автомобиль перегрызть друг другу глотки, в один голос признают, что Mazda MX-5 – восхитительный автомобиль для влюбленных в четыре колеса. Но он также является тем самым мостиком, который прибавляет людей в число петролхедов. Обычных людей, которые сначала купили MX-5, потому что она прикольный родстер, а потом влюбились в ее поведение и стали теми самыми авантюристами. В неких рейтингах легендарных автомобилей ее не поставят и на 30 позицию, потому что Skyline GT-R, Supra, M3 медийнее и будут выше. Только статистика вещь упрямая – MX-5 внесена в книгу рекордов Гинесса как самый продаваемый спорткар в истории. Скромная легенда, за которую все говорят цифры. И, пожалуй, мы с вами только что ездили на одном из величайших автомобилей в истории.
Ее секрет – в ее неизменности. Ее признание не в гоночных победах, а в головах людей. В 1989 году MX-5 разрушила стереотип о дороговизне спорткара, предложив решение, которое нашло отражение в сердцах миллионов. Можем ли мы назвать ее по-настоящему народным автомобилем? Да, можем. Можем ли мы в то же время назвать ее настоящим спорткаром? А вы сядьте за руль и включите первую передачу…