Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

ТБ-3 – «длинная рука» Верховного Главнокомандующего

Сергей Елисеев

21 мая 1931 г. военно-политическое руководство СССР во главе с И. В. Сталиным знакомилось на Центральном аэродроме им. М. В. Фрунзе с советской и зарубежной авиационной техникой. По ходу осмотра Сталин задал вопрос, есть ли радио на советских самолетах? Ответ авиационных начальников о том, что эта проблема пока не решена, не удовлетворил вождя. Он нахмурился. Возникло напряжение, которое находчивый комбриг А. А. Туржанский разрядил фразой: «А вот наш новый тяжелый бомбардировщик!» и указал на огромный четырёхмоторный ТБ-3, проходивший тогда испытания. Лицо Сталина стало проясняться, и он тут же изъявил желание пролететь в качестве пассажира на этой машине. Снова возникла заминка: кто возьмет ответственность за безопасность первого лица страны, если самолет еще в стадии испытаний? Между тем руководитель авиации Я. И. Алкснис уже понял, что Сталина надо срочно отвлекать от проблем: иначе смотр может закончиться не так, как хотелось бы. Выручили лучшие летчики-испытатели страны В. П. Чкалов и А. Ф. Анисимов. Они в этот момент с ревом пронеслись над стоянкой ТБ-3 на новых отечественных истребителях И-5 и завязали «бой». Это понравилось вождю, и дальше все прошло хорошо. Руководство страны уехало, Алкснис поблагодарил авиаторов и впервые назвал летчиков сталинскими соколами, а Сталин приказал срочно запустить ТБ-3 в серию и показать эти машины на воздушном параде.

Через год, 1 мая 1932 года, еще невооруженные и с недоведенными моторами М-17 тяжелые бомбардировщики ТБ-3 (они же АНТ-6) грозно прошли над Красной площадью. От военных атташе тут же полетели сообщения: «русские создали гигантские бомбардировщики-монопланы». В Москву зачастили делегации с целью познакомиться с невиданной технической новинкой, а в 1934 году группа ТБ-3 со снятым вооружением облетела ряд столиц Европы, произведя там сенсацию.

К началу Великой Отечественной войны ТБ-3 устарели, но было и то, что заставило гитлеровцев трепетать перед этими могучими и достаточно эффективными машинами. Прошла война, однако в советских изданиях ТБ-3 уделялось мало внимания. В данном контексте внес свою лепту в массовое сознание и писатель-фронтовик К. М. Симонов, показавший в книге «Живые и мертвые» безнаказанное уничтожение в воздухе нескольких ТБ-3 «мессерами». Потом это растиражировали в одноименном фильме. Все правда: Симонов сам видел у Бобруйска в июне 1941 г. еще более трагический эпизод. Сегодня в интернете около этого масса информации. Действительно, устаревший тип и неграмотные случаи применения тихоходных машин в светлое время суток (!) без истребительного прикрытия (!) заслонили отражение эффективной боевой работы армады тяжелых бомбардировщиков ТБ-3 в течение войны и после нее. Об авиаторах писали, но тип самолета старались не упоминать.

-2

Слава самолета ТБ-3 с середины 1930-х годов стала меркнуть, однако к отбору людей для службы на этих стратегических бомбардировщиках во все предвоенное десятилетие, как и во время войны, следуя специальным директивам Наркома обороны, подходили очень тщательно. Не каждый мог получить право служить в Дальней бомбардировочной авиации, которая и до, и во время войны была средством Верховного Главнокомандования.

Но вот настало время, когда страна в лице современного, не воевавшего в больших войнах поколения стала внимательно относиться к судьбе каждого воина, внесшего свою лепту в Победу над фашизмом. Интересуют поисковиков и вооружение, и техника, на которой воевали предки.

Например, москвич Несветаев Игорь пишет: «Мой дед Рогожин Леонид Семенович, прошел войну с Германией и Японией в 7-м тяжелом бомбардировочном авиационном полку. Мне с детства хотелось узнать, за что же дед получил награды». К поискам Игоря подключились многие из потомков однополчан орденоносца стрелка-радиста старшего сержанта Л. С. Рогожина. Благодаря им стало известно многое из судеб 851 человека, бывших в строю полка в военные годы.

-3

И. Несветаев пишет, что 7-й ТБАП летал до октября 1943 г. на ТБ-3Р (полностью – ТБ-3 4М-34Р). В обозначение ТБ-3 добавили литеру «Р» потому, что на ТБ-3 в сентябре 1933 г. установили двигатели М-34Р (такой двигатель использовался в 1937 г. на АНТ-25 при полетах Чкалова и Громова через полюс в Америку) с новыми редукторами и винтами диаметром 4,4 м, увеличили руль направления на 0,404 м2 ; установили кормовую стрелковую установку; задние колеса в тележках сделали тормозными; костыль заменили хвостовым колесом. В результате доработок ТБ-3Р достиг продолжительности полета – 18 часов 30 минут (дальность 3 700 км), а расстояние от Москвы до Берлина составляет 1609 км.

Самолет вполне вписывался в назначение стратегической авиации – «действия в глубоком тылу противника». Так ТБ-3Р стал олицетворять в 1930-е годы «длинную руку товарища Сталина».

ТБ-3 (включая ТБ-3Р) себя оправдали как сдерживающая и воюющая сила: в 1937-42 гг. – помощь Китаю; 1938 г. – применение у озера Хасан; 1939 г. – участие в конфликте у р. Халхин-Гол; 1939-40 гг. – финская кампания; 1940 г. – выброска десанта в Бессарабии; 1941-45 гг. – Великая Отечественная война; август 1945 г. – снабжение топливом советской танковой армии в Китае; пребывание сотен ТБ-3 с 1941 по 1945 год на Дальнем Востоке (Токио находилось в пределах их досягаемости).

Поисковая работа Несветаева Игоря и его товарищей по 7-му гвардейскому авиаполку дальнего действия показывает, что многие задачи ТБ-3Р выполняли благодаря своим уникальным свойствам – высокой грузоподъемности и … небольшой скорости. Это давало возможность сбрасывать беспарашютным способом без повреждения и прицельно продовольствие, боеприпасы и др.

-4

Именно ТБ-3Р 7-го полка снабжали всем необходимым окруженную 45-ю дивизию в финскую кампанию, высаживали 204-ю воздушно-десантную бригаду в Бессарабии в 1940 г., в 1941 году бомбили по ночам 2-ю танковую армию Гудериана, перевозили полевую артиллерию кавалеристам генерала П. А. Белова, снабжали окруженную 33-ю армию генерала М. Г. Ефремова, в 1941 г. с 12 ноября по 27 декабря перебросили в Ленинград 422 тонны продовольствия и вывезли оттуда 597 человек и 293 тонны военной продукции. Полк вел ночные бомбардировки в Сталинградской и Курской битве, участвовал в снятии блокады Ленинграда (к названию полка тогда добавилось: «Гатчинский»), в 1944 г. оказывал помощь словацкому восстанию, доставляя грузы и десантников (спецназ) на партизанский аэродром «Три Дуба» и др.

И. Несветаев далее пишет: «Это экипаж 7-го полка десантировал под г. Краков группу «Голос», а потом Ю. Семенов написал книгу. По ней был снят фильм «Майор Вихрь» (только на самом деле вся группа вернулась с задания, и в 1991 г. состоялась встреча разведчиков и экипажа)». Речь идет о советской разведгруппе, которая 18 января 1945 года спасла Краков от подрыва и затопления. Поляки бессовестно об этом «забыли».

В полку воевали Герои Советского Союза Л. Н. Агеев, Н. А. Бобин, Л. А. Голубев, В. М. Безбоков, М. П. Орлов, А. А. Плохов и С. П. Тимофеев. О каждом из них можно написать много.

-5
-6

Это случилось ровно 77 ле т назад в ночь на 16 мая 1943 года. Штурман Леонид Николаевич Агеев и командир Николай Алексеевич Бобин (первые в списке) были уже Героями Советского Союза и летали вместе до этого рокового полета. Остальной экипаж был сборный, слетанность отсутствовала. На пути на базу в Мичуринск их атаковали два Ме-110. Командир чуть было приподнялся с кресла чтобы пойти отдохнуть. И тут же получил смертельное ранение. Начался воздушный бой. Первая составляющая воздушного боя – осмотрительность была, к несчастью, экипажем утрачена. Остались две: маневр и огонь, но командир оторвался от штурвала – маневр тоже не состоялся. Был дан мощный (хотя и запоздавший) ответный огонь с УБТ, что и отогнало стервятников. В кресло командира кинулся Агеев, который помог второму пилоту справиться с управлением. На двух оставшихся в работе двигателях (оба на одном крыле) самолет с трудом приземлился на свой аэродром, что называется: «на честном слове и на одном крыле». От потери крови скончался командир, был ранен бортмеханик: «на войне как на войне» (Из воспоминаний Н. А. Агеева).

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Елисеев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц