Найти в Дзене
Шахтёр

Сержант-дед изъявил желание поехать с «духами» в колхоз на уборку картошки.

В учебке на работы с нами ездили в основном молодые сержанты. Недалёк микроДМБ. Мы по статусу хоть ещё являемся «духами», но по факту уже всё более и более «расправляем крылья». Помнится, повезли нас на уборку картошки в колхоз километров за тридцать от воинской части. К немалому нашему удивлению с нами поехал... сержант-дед! Причём, это не было ему наказанием от старшины, он сам напросился с нами ехать.

За манеру рычать на первогодков мы прозвали его «тигром». На «духов» и молодых сержантов смотрел свысока. Но надо отдать ему должное: с молодых сержантов семь шкур спускал, «духов» не трогал. Порой делал кому-либо из нас замечания рычащим голосом, но команды «упал-отжался» никогда не было. И тем не менее, мы всячески старались не попадаться ему на глаза.

И вот – «тигр» едет с нами за старшего! Мы приуныли из-за невесёлой перспективы весь день слушать рычания. Делать нечего, как-нибудь переживём. Запрыгнули в кузов машины, сержант сел в кабину. Поехали. По дороге стараемся не думать о «тигре», у нас полно приятных тем для разговора.

Приехали на поле, спрыгнули на землю. Сержант велел нам ждать, сам пошёл к старшему за ЦУ (ценное указание). Мы в лёгком замешательстве – в голосе сержанта не было никакого звериного рыка, словно его подменили за время поездки. Вскоре вернулся, вполне спокойно поставил нам задачу, указав объём запланированной нам работы на поле. У старшего получили вёдра для сбора картошки, приступили к работе. Это была не первая наша поездка в колхоз на уборку урожая. В прежних поездках молодые сержанты скрупулёзно записывали в тетрадь кто сколько ведер картошки собрал и высыпал в бурт. В этот же раз было предположение, что математика «тигра» нисколько не интересовала. Кто сколько собрал – и ладно. Главное, чтобы до вечера управиться с отведённым нам участком поля.

Сержант никого из нас не подгонял, да и «тянуть кота за хвост» нам самим было не выгодно. Всё же чем быстрее сделаем, тем скорее освободимся. Работали быстро. Сержант ходил по полю позади нас, подбирал случайно пропущенные картофелины, кидал в ведро и шёл дальше.

Фото автора. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.
Фото автора. Снимок не имеет прямого отношения к истории, а лишь косвенно иллюстрирует публикацию.

Солнце медленно движется по горизонту. До обеда ещё далеко, но голод уже потихоньку начинает напоминать о себе. Сержант и сам поглядывает на часы, видимо, тоже не прочь перекусить. Подходит к одному из нас:

– У тебя ведро почти полное, пошли со мной.

Мы выпрямились, вопрошающе посмотрели на нашего сослуживца. Сержант жестом руки указал нам не отвлекаться:

– Вы работайте-работайте, мы вас позовём.

Сержант с нашим однопризывником ушли на край поля, вверх дном перевернули ведро с картошкой внутри, из лесополосы притащили дрова, обложили ими ведро, разожгли костёр. В предвкушении скорого перекуса мы с утроенной силой продолжили работу. Пожалуй, не прошло и получаса, сержант кричит нам:

– Бойцы, перерыв 15 минут. Налетайте на картоху!

За картошкой у костра и разговорами прошло минут 30.

Запекать картошку в ведре было для меня не ново — мы так готовили её во время школьных поездок в колхоз. При таком способе запекания картошка не покрывается угольно-чёрной корочкой, от которой грязными становятся и руки, и губы.

Сержант заранее подготовился и на газету насыпал высокую горку соли – с солью картошка вкуснее. Не хватало лишь хлеба. Хотя и без него до обеда жить стало веселее.

А потом снова за работу, затем обед (привезли из столовой в термосах), снова работа. Запланированный объём поля мы убрали с опережением по времени. Сержант отчитался старшему, мы залезли в кузов машины, расселись по скамейкам вдоль бортов. Машина завелась, готовая вот-вот рвануть с места. Последним в кузов залез... сержант. Он громко крикнул водителю:

– Кучер, трогай!

Поехали в воинскую часть. По дороге мы снова болтали о том о сём, смалили сигapeты. Сержант слушал нас, нам рассказывал свои истории. Субординации по званию и сроку службы словно не бывало! В итоге «тигр» с хищным рыком оказался весёлым, компанейским парнем.

В последующие дни, когда сержант по старой привычке рычал на «духов» в казарме, его лицо расплывалось в добродушной улыбке.

-3