Электромобили пользуются различными преференциями во многих странах, включая Россию, но эта ситуация долго не продлится.
Когда речь заходит о преимуществах электромобилей над обычными машинами, часто можно услышать тезис о бесплатных парковках или дармовом электричестве. Этим, кстати, балуют любителей электрокаров власти Москвы.
Убогость подобной аргументации просто зашкаливает. Власти сознательно создают преференции одному типу транспорта в ущерб другому, при этом преследуя исключительно свои цели. Например, в Туркмении некогда ввели запрет на автомобили не белого цвета, ситуация чем-то неуловимо схожая…
Еще одной «сладкой морковкой» для владельцев электромобилей, особенно европейских, были налоговые послабления. При том что электромобили очевидным образом изнашивают дорожную инфраструктуру аналогично обычным автомобилям.
Но времена меняются. В Норвегии более 90% всех проданных в августе новых легковых машин были электрическими. Плюс производители экстренно электрифицируют свои модели, а значит особой надобности в «морковках» больше нет.
В начале октября Reuters сообщило, что Лейбористская партия, представитель которой, вероятно, возглавит новое правительство Норвегии, выступает за налогообложение дорогих электромобилей.
Электрические машины дороже 600 тыс. норвежских крон (5,1 млн рублей) начнут подпадать под 25% налог. В партии объяснили это чувством справедливости.
«Многие называют это налогом на роскошь, и это отнюдь не уникальное явление. Другие страны с менее агрессивной политикой в области электромобилей, такие как Канада, предлагают большие субсидии на менее дорогие электромобили».
Я бы связал это не с чувством справедливости, а с чувством истощения бюджета. Еще в июне МВФ подсчитал, что освобождение владельцев электромобилей от налогов обошлось правительству в $2,24 млрд.
Понятно, что это только первые ласточки. Налогообложение будет возвращаться, так как цель перевести людей на электромобили во многих странах уже почти достигнута. Плюс правительства «прогрессивных» государств наперегонки вводят запрет на продажу авто с ДВС.
Докатится ли это до России? Конечно докатится, но не скоро. Сейчас рынок электромобилей в стране настолько крошечный, что его нельзя разглядеть даже в микроскоп.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в России за первые три квартала продали 1,26 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей. Среди них электромобилей – 797 единиц.
Пока в ряде российских регионов электромобили получают преференции, но эта ярмарка щедрости явно не будет бесконечной. Электромобили постепенно становятся обычным явлением, а значит к ним будут применяться обычные правила. А как вы считаете, нужны ли для таких машин особы правила налогообложения или другие бонусы?