Найти тему
Томская неделя

Видит око, да зуб неймет

Оглавление

Мусорная реформа в Томской области терпит крах из-за преступных схем, а органы прокуратуры и следственного комитета не хотят принимать должных мер

Согласно паспорту национального проекта «Экология», утвержденного президиумом Совета при президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 г № 16) пунктом 1.4 установлено, что доля твердых коммунальных отходов (далее ТКО), направленных на утилизацию (в общем объеме образованных ТКО в 2020 г.) должна составлять не менее 16,2%. В 2021 г. — 22,8%. Пунктом 1.5 определено, что доля ТКО, направленных на обработку в общем объеме образованных ТКО в 2020 г., должна составлять не менее 27%, а в 2021 г. — не менее 38%. А у нас единственный мусоросортировочный комплекс в г. Северске, открытый в январе 2017 г., который, естественно, не обеспечивает целей национального проекта. Что же сделано за последнее время в Томской области в рамках «мусорной реформы», призванной обеспечить цели проекта «Экология»?

23 сентября 2021 г. в некоторых СМИ было сообщено о том, что Стрежевской региональный оператор прекратил вывоз мусора в нескольких районах Томской области, а именно в 4 зоне регоператора, куда входит Кожевниковский, Шегарский, Бакчарский районы и г. Кедровый. Напомним, что это уже третий (!) регоператор, прекращающий свою деятельность на этих территориях в связи с экономически необоснованным тарифом на свои услуги. Как дальше будет развиваться ситуация, и почему мусорная реформа в Томской области потерпела крах? В этом редакция «Томской НЕДЕЛИ» попыталась разобраться с нашими постоянными экспертами.

Экс-начальник департамента природных ресурсов С. Трапезников
Экс-начальник департамента природных ресурсов С. Трапезников

Работать за спасибо

Иван Булатов, директор ООО «САТП № 1412» — 1-го регоператора, который работал в 4 зоне с января 2019 г. по июль 2020 г.

— Мы проработали в 4 зоне регоператора полтора года, — поясняет Иван Сергеевич. — С потребителей собирали около трех миллионов рублей в месяц, что позволяло работать в экономический ноль. Но в июле 2020 г. нам установили тариф, который заведомо заставлял нас работать себе в убыток. В связи с этим мы предложили расторгнуть соглашение с областным департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды. Однако получили отказ с предложением продолжать работать себе в убыток, а в конце периода тарифного регулирования истребовать убытки в судебном порядке с администрации Томской области. Поскольку такие условия работы могут устраивать только чиновников департамента природных ресурсов, которые, сидя на бюджетной зарплате, видимо, не имеют понятия, как зарабатываются деньги в бизнесе, мы были вынуждены приостановить свою деятельность, уведомив об этом департамент природных ресурсов. На что сотрудники департамента, не имея на это полномочий (то есть превышая должностные полномочия), собственноручно составили 21 акт не вывоза отходов, необходимые для лишения нас статуса регоператора. На основании вышеозначенных незаконных актов был составлен «законный» приказ департамента природных ресурсов от 31.07.2020 г. о лишении нашей организации статуса регоператора в связи с невыполнением обязательств. Впоследствии на основании этого департамент природных ресурсов истребовал на свой расчетный счет банковскую гарантию в размере 4,7 млн рублей.

Грязные игры

— И что интересно? — продолжает И. Булатов. — В тот же день, 31.07.2020 г., департаментом природных ресурсов было подписано соглашение на работу в 4 зоне с новым регоператором — неким ООО «Экология Новосибирск». В текст соглашения был внесен интересный, но, с нашей точки зрения, незаконный пункт: что предусмотрена возможность финансирования текущей деятельности регоператора за счет бюджета Томской области. В конце 2020 г. было объявлено, что ООО «Экология Новосибирск» уходит с рынка по той же причине, что и мы на полгода раньше — в связи с установленным низким тарифом. В то же время в течение 2020 г. департамент природных ресурсов, придумав смешные причины на основании заведомо ложных показателей, решил кардинально переделать территориальную схему по обращению с отходами, сократив количество зон регоператоров с семи до двух. Тогда же в СМИ стали звучать бодрые заявления со стороны руководителя томского филиала ООО «Экология Новосибирск» С. Шевченко о том, что он намерен инвестировать в инфраструктуру по обращению с отходами на территории Томской области миллиарды рублей. Точную цифру сказать не могу, поскольку в разных заявлениях озвучивалось разное количество миллиардов. Заместитель губернатора Андрей Кнорр сообщил в СМИ, что область нашла такого инвестора, что другие регионы нам завидуют. Однако, как я говорил выше, в конце 2020 г. ООО «Экология Новосибирск» официально прекратило свою деятельность как регоператор. При этом чиновники не стали широко освещать, что за четыре месяца работы этой организации было оплачено 28 млн рублей из бюджета Томской области. То есть по 7 млн в месяц. Напомню, что наша организация осуществляла сбор с потребителей услуги в размере 3 млн рублей ежемесячно. По моему мнению, нашей организации создали все условия, чтобы мы освободили одну из зон регоператора, чтобы ввести сюда иногороднего. А далее, переделав территориальную схему, слить ему весь основной поток денежных средств от мусорного бизнеса. Чиновники искусственно создали ситуацию, при которой нас выдавили с рынка. Мы же потеряли невосполнимую денежную сумму и деловую репутацию.

Руководитель томского филиала ООО «Экология Новосибирск» С. Шевченко
Руководитель томского филиала ООО «Экология Новосибирск» С. Шевченко

Утром деньги, вечером стулья

Мы поинтересовались у экс-начальника департамента природных ресурсов Сергея Трапезникова, разделяет ли он мнение И Булатова.

— Давайте по порядку, просто сопоставим некоторые факты, — предложил Сергей Янович. — Смотрите: 31.07.2020 г. департамент природных ресурсов расторг соглашение с ООО «САТП № 1412» и в этот же день заключил соглашение с ООО «Экология Новосибирск». Причем у последних даже совершенно «случайно» техника была наготове. Далее департамент сокращает количество зон регоператоров, озвучивает планы по заключению концессионного соглашения (инвестиции за счет тарифа с потребителей), а г-н Шевченко еще до проведения конкурсных процедур публично заявляет, что он здесь будет инвестором и кулуарно ведет переговоры с еще действующими представителями мусорного бизнеса. Но, наобещав миллиардные инвестиции, С. Шевченко не удержался от мошенничества в несколько миллионов рублей.

А теперь давайте рассмотрим, как выделялась субсидия в 28 млн рублей. Ч. 2 ст. 13.2 ФЗ «Об отходах производства и потребления» определены требования к региональным программам в области обращения с отходами. Они содержат закрытый перечень мероприятий в области обращения с отходами (в том числе с ТКО), который направлен на конкретные мероприятия. Перечень состоит из шести пунктов. Каких-либо иных мероприятий не предусмотрено. Субсидирование деятельности региональных операторов данным перечнем не предусмотрено. Однако и. о. начальника департамента природных ресурсов Максим Кривов при подписании 31.07.2020 г. соглашения с ООО «Экология Новосибирск» заведомо противозаконно внес в текст соглашения пункт, предусматривающий возможность субсидирования деятельности регионального оператора за счет бюджета Томской области. Далее, отработав несколько месяцев и получив тариф, ООО «Экология Новосибирск» посчитало его экономически не обоснованным и свернуло свою деятельность. Однако 25.12.2020 г. было принято постановление администрации Томской области № 615а «О внесении изменений в постановление администрации Томской области от 27.09.2019 г. № 357а», где п. 1.1.1.9 было предусмотрено выделение 28 млн рублей из региональной программы на субсидирование деятельности ООО «Экология Новосибирск» в течение августа, сентября, октября, ноября 2020 г. Определив сумму, выделяемую из бюджета в адрес ООО «Экология Новосибирск», чиновники в тот же день — 25.12.2020 г. — приняли постановление № 616а «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат обществу с ограниченной ответственностью «Экология-Новосибирск». То есть сначала чиновники выделили сумму, а затем определили порядок ее предоставления.

Прозрачная схема

От редакции. Ранее на запрос нашей газеты и. о. начальника департамента природных ресурсов М. Кривов предоставил информацию о том, что расходы регионального оператора ООО «Экология Новосибирск» были заявлены в объеме 40 млн рублей.

— Сергей Янович, как вы это прокомментируете?

— Да, ситуация смешная, но правоохранители ее не видят. Получается, что 25.12.2020 г. выделили из бюджета точную сумму в 28 млн рублей, а следующим постановлением областной администрации за подписью и. о. губернатора Томской области Анатолия Рожкова приняли порядок определения этой суммы. 26.12.2020 г. ООО «Экология Новосибирск» были заявлены расходы в объеме 40 млн рублей. Но 25.12.2020 г. чиновники областной администрации уже знали, что подтвердится из них только 28 млн рублей, о чем и было издано соответствующее постановление. Данные факты свидетельствуют о том, что незаконное выделение бюджетных денежных средств для ООО «Экология Новосибирск» носило спланированный, обдуманный характер.

Как было сообщено прокуратурой Томской области, уголовное дело по данному факту было возбуждено по ч. 4 ст. 159 Уголовного кодекса РФ, а именно мошенничество в особо крупном размере, осуществленное группой лиц по предварительному сговору. Учитывая вышеизложенное, это конечно логично. Однако далее предварительный сговор группой лиц куда-то исчез, и в настоящее время обвинительное заключение утверждено только в отношении С. Шевченко за то, что он в отчетах о своих расходах внес заведомо ложные данные о 8,5 млн рублей. Как обычно, деваться было некуда, поэтому виновного попросту «обстрогали» от всех связей и отдали под суд в одиночестве.

И. о. начальника департамента природных ресурсов М. Кривов
И. о. начальника департамента природных ресурсов М. Кривов

Мусорный хозяин

23.09.2021 г. было сообщено, что Стрежевской регоператор прекратил свою деятельность в 4 зоне — уже третий по счету за год на данной территории.

С. Трапезников согласился прокомментировать эту ситуацию:

— Давайте разберемся. ООО «Транспортные коммунальные системы» действительно было организовано в г. Стрежевой более 10 лет назад. Действительно, с января 2021 г. после ухода ООО «Экология Новосибирск» с ООО «ТКС» было подписано соглашение об осуществлении деятельности регоператора в 4 зоне. Но мы же с вами помним, что в 2020 г. чиновниками областной администрации были созданы все условия для окончательной монополизации отрасли, о чем С. Шевченко публично заявлял и кулуарно вел себя, как мусорный хозяин Томской области. Так вот, в апреле 2021 г. у ООО «ТКС» сменился учредитель. То есть фирма была выкуплена. И кто же стал новым учредителем? А это, согласно открытым данным, некое ООО «ЕСК», которое зарегистрировано в г. Москва по ул. Б. Черемушкинская, д. 34, ком. 232.2. Кто же учредитель ООО «ЕСК»? Это некие А. Петров, и — господи, какое совпадение — наш щедрый инвестор С. Шевченко! Так что хоть мавр и сделал свое дело, но мавр не уходит.

Ожидается режим ЧС?

Вообще, следует учитывать, что ООО «ТКС» также является регоператором и во 2 зоне деятельности, в которую входят Каргасокский и Парабельский районы. Однако там иногородние бенефициары решили продолжить деятельность. Отметим, что тариф по 4 зоне для ООО «ТКС» был установлен только в конце мая 2021 г., и 5 месяцев предприятие вообще не имело возможности собирать платежи с потребителей — видимо, рассчитывая вновь получить щедрые субсидии из бюджета Томской области. Однако вскрытое УФСБ по Томской области мошенничество испугало одних и обломало других.

— Но в связи с тем, что во 2 зоне организация не прекращает деятельность, предположу, что отказ от деятельности в 4 зоне есть некий шантаж власти с целью отбить каким-либо образом деньги за работу с января по май 2021 г., — продолжает Сергей Янович. — Вполне допускаю, что такой механизм может быть осуществлен через введение режима чрезвычайной ситуации на территории четырех муниципальных образований. Однако хочу посоветовать главам данных муниципалитетов: проконсультироваться с юристами при принятии решения о введении ЧС местного масштаба и финансировании мероприятий по сбору и вывозу отходов из местных бюджетов. Дело в том, что ст. 6 ФЗ «Об отходах производства и потребления» говорит о том, что организация сбора, транспортирования обезвреживания, обработки, переработки и захоронение отходов является исключительными полномочиями субъектов РФ. В нашем случае это администрация Томской области, чиновники которой уже «облажались» по полной программе. Кроме того, финансирование мероприятий, не отнесенных законом к полномочиям муниципалитетов, из местных бюджетов может иметь признаки нецелевого расходования средств даже при условии последующего компенсирования областью.

У «ока государева» бельмо на глазу…

В заключении отметим, что даже неискушенному человеку, прочитавшему изложенные факты, становится ясным, что не мог один С. Шевченко провернуть аферу с мошенничеством. А что же наши правоохранительные органы? По мнению наших экспертов, им все прекрасно известно! Все вышеозначенные схемы и механизмы подробно изложены в заявлениях и жалобах в органы прокуратуры и следственного комитета, в том числе в их центральные аппараты. Но из Москвы эти документы пересылаются назад в Томскую область. А местные должностные лица по каким-то причинам не хотят принимать должных мер.

Ева Маденова