Аэроскоп (первоначальное название «автоплеограф») — первая в мире ручная кинокамера, прототип репортёрских кинокамер, сконструированная в 1909 польским изобретателем Казимиром Прушинским.
Как это работало?
Камера использовала сжатый воздух от ножного или ручного насоса для зарядки блока цилиндров. Использования привода на сжатом воздухе был в то время поистине революционным методом. Изобретение позволяло оператору не вращать ручку камеры, тем самым освободить обе руки и производить съемки легче и быть более мобильным. А функцию вращения пленки выполнял сжатый воздух, заранее нагнетаемый в специальный резервуар. Простой велосипедный насос наполнял камеру сжатым воздухом, которого хватало на 10 минут работы. Воздух приводил в движение пленку и раскачивал тяжелый маховик, который помогал стабилизировать камеру при переноске (да-да, стабилизацию камеры придумали уже в 1911!). Отдельный отсек камеры вмещал 122 метра 35-мм киноплёнки.
По словам историка кинотехники Коу, изобретение было успешно запатентовано во Франции и в Великобритании, а первые камеры были готовы на фабриках к концу мая 1911 года.
Аэроскоп» применялся операторами кинохроники большинства ведущих кинокомпаний с 1912 года до появления звукового кино.
27 декабря 1910 года Прушинский представил первую в истории ручную кинокамеру, легкую, нивелирующую дрожание и не требующая крутить ручку. Так аэроскоп или автоплеограф стал революционным изобретением.
В 1911 году Прушинский снял в Великобритании фильм о коронации короля Георга. В тот же год в Англии запускается массовое производство аэроскопов, а в 1913 году Прушинский получает за изобретение устройства золотую медаль на Международной кинематографической выставке в Лондоне.
Британское министерство обороны тоже заинтересовалось «Аэроскопом» -- впоследствии его использовали операторы военной кинохроники (Combat Cameramen) на полях сражений на Западном фронте во время Первой мировой войны. Также камеры были приспособлены военными для аэро- и фотосъёмки.
Об истории изобретения и о жизни изобретателя
Любовь к фотографии маленький Казимир унаследовал от деда, Станислава Антония Прушинского, владельца фотографической студии в Минске с 1839 года. Уже подростком Казимир становится членом Варшавского фотографического общества, а когда побывал на выставке «живой фотографии Оттомара Аншютца» — снимков, представляющих разные фазы движения, — начинает мечтать о кино.
Фотографии Аншютца, 1889:
Окончив гимназию, Казимир уезжает в Бельгию -- учиться в политехническом институте в Льеже. И там у него зарождается мечта создать собственный кинематографический аппарат... Он бросил учебу и вернулся в Варшаву, где в 1894 году сконструировал плеограф, устройство, позволяющее записывать движение и воспроизводить изображение на экране. Плегораф стал прототипом аэроскопа.
Но Прушинскому не удалось привлечь внимание к изобретению, а год спустя братья Люмьер успешно представляют всему миру свой кинематограф. Поэтому отцами кинематографа называют именно их, а Прушинского, часто в шутку -- «третьим братом Люмьер».
Но изобретатель не сдался и усовершенствовал плеограф. Так и получился аэроскоп!
Прушинский пошел дальше и сумел победить большую проблему тогдашнего кино - мелькание изображения.
Дело в том, что в то время обычно снимали фильмы с частотой 16 или 24 кадра в секунду, из-за чего снятое движение казалось дерганным. А Прушинский начал записывать 50 кадров в секунду! Чтобы технически улучшить процесс записи, он создал биоплеограф: добавил к объективу еще один, а изображение начал записывать на две катушки пленки. Во время воспроизведения снятого движения объективы попеременно бросали свет на экран и мелькание изображения становится все менее раздражающим. Наконец, в 1909 году Прушинский патентует трехлопастный обтюратор — механизм, перекрывающий световой поток 40 раз в секунду и позволяющий показывать фильмы без эффекта дрожащего изображения. Французская Академия наук оценивает его очень высоко, а французская влиятельная компания Gaumont начинает широкое использование устройства.
Также плеограф становится инструментом театральной революции. Благодаря ему в опере «Валькирия» в Большом театре в Варшаве осуществляются первые видеопроекции.
Помимо работы с техникой съемки и воспроизведения изображения в 1910—1915 годах Прушинский разработал методы синхронизации изображения и звука. Но начавшаяся Первая мировая война прервала исследования.
Но в то же время во время Первой мировой войны при помощи аэроскопа активно записывали военную хронику. Камеры Прушинского репортеры использовали до середины 30-х годов, то есть вплоть до распространения звукового кино!
Прушинский и кино
В 1901 Прушинский организовал в Варшаве паевое общество «Pleograf», которое позже станет первой польской киностудией, и увлекся самостоятельным созданием фильмов, сначала хроникальных — «Каток в Лазенковском дворце» (Ślizgawka w Łazienkach), а позже игровых — «Повеса возвращается домой» (Powrót birbanta), «Францисканская улица» («Ulica Franciszkańska»), «Приключения извозчика» (Przygoda dorożkarza). Премьеры проходят весной 1902 года в Летнем театре Саксонского сада.
Прушинский и камера «Oko», прабабушка камер GoPro
В США в 1920-е Прушинский сконструировал аппарат «Oko», прабабушку камер GoPro. В корпус размером с лист A4 и толщиной 10 сантиметров Прушинский поставил механизм, позволяющий снимать фильмы на узкую кинопленку. Легкое переносное устройство не только записывало фильмы, но и благодаря специальной 450-ваттной лампочке было одновременно кинопроектором.
В 1923 году Прушинский вернулся в Польшу и запустил производство аппарата «Oko», но рынок устройство не завоевало. Ни одна из 100 камер-проекторов не была продана из-за слишком высокой цены.
Жизнь Прушинского оборвалась трагично. В августе 1944 года началось Варшавское восстание. Прушинского, его жену и дочь арестовали немцы и увезли в лагерь в Прушкове, а потом — в лагеря Гросс-Розен и Маутхаузен. Там изобретатель умер 13 марта 1945 года.