Предсказания ученых мужей о кончине Китая - это последние утешительные иллюзии ленивой элиты, которая не видит, как искусственный интеллект идет на смену. Китай вкладывает больше средств в технологии повышения производительности, чем Соединенные Штаты.
НЬЮ-ЙОРК. Когда Covid-19 поразил Китай, прежде чем он поразил остальной мир, мем в западных СМИ назвал это «чернобыльским моментом в Китае». Замечательный успех Китая в подавлении пандемии положил конец этому. Но каждый сбой на китайских рынках вызывает новые предсказания экономического спада в Китае.
Джордж Фридман из Stratfor заявляет, что «мощь Китая была сильно переоценена» и что Китаю придется сдерживать свои глобальные амбиции из-за стесненных обстоятельств. Хэл Брэндс и Майкл Бекли пишут в журнале Foreign Policy, что «проблема в том, что Китай приходит в упадок». «С конца 2000-х годов», - заявляют они, - «движущие силы подъема Китая либо остановились, либо полностью изменились». Это самоутешительные иллюзии ленивой элиты, которая за последние 20 лет позволила ослабить производственные, технологические и образовательные преимущества Америки - элита, которой нечего сказать о том, чтобы обратить вспять упадок.
В Китае существует серьезная финансовая проблема в секторе недвижимости с чрезмерной заемной массой, но в странах с большим текущим профицитом и огромными нормами сбережений кризисов не бывает. У них есть реорганизации. И у Китая действительно есть демографическая проблема, не такая серьезная, как в Японии, Южной Корее или Тайване, и лишь немного более серьезная, чем у Америки. То, что punditeska считает светом в конце туннеля, - это, скорее, фара приближающегося экспресса, а именно Четвертой промышленной революции.
Американцы не помнят Панику 1873-го года и последовавшую за ней шестилетнюю Долгую Депрессию - ни Паники 1893-го, 1896-го, 1901-го и 1907-го годов. Они помнят трансконтинентальную железную дорогу, Жнеца Маккормака, лидерство Эндрю Карнеги в сталеплавильном производстве, предоставление Джоном Д. Рокфеллером дешевого керосина для освещения, электрификацию городов и массовое производство Генри Фордом модели T. Все, что действительно имело значение в Америке конца века, - это Вторая промышленная революция, которая подняла Америку до статуса власти над миром.
Карнеги позаимствовал свой процесс производства стали у британского изобретателя Генри Бессемера, а Эдисон отнял электрическую лампочку у британского изобретателя Джозефа Суона (который успешно подал на Эдисона в суд за нарушение патента). Таланты Британии зарабатывали легкие деньги на Империи, давая американцам возможность превращать британские идеи в массовое производство в доселе неизвестных масштабах. Сегодня американцы не хотят пачкать руки, и лучшие американские таланты программируют приложения для смартфонов в надежде мгновенно разбогатеть. США догоняют Китай в гонке 5G.
Через поколение китайцы не вспомнят ни о бедах Ant Financial, ни о крахе гиганта недвижимости Evergrande, ни о нехватке электроэнергии в этом году, ни о каких-либо незначительных сбоях в четвертой промышленной революции. Они будут помнить автоматизированные склады, интеллектуальные порты, работающие в сетях 5G, шахты с дистанционным управлением, фабрики, управляемые самопрограммирующимися роботами, и такси без водителя. Все это происходит сейчас в Китае и масштабно. Видео на Youtube предоставляют больше информации, чем все, что вы прочитаете в западных СМИ. Приложения искусственного интеллекта (ИИ) Китая выглядят как научная фантастика, но они реальны, как дождь, и происходят на наших глазах.
Применение больших данных и искусственного интеллекта в гибком производстве, интеллектуальной логистике, здравоохранении и других областях обещает изменить экономическую жизнь так же глубоко, как Вторая промышленная революция изменила Соединенные Штаты и Германию. Историки вполне могут датировать революцию искусственного интеллекта январем 2020-го года, когда пандемия Covid-19 поразила Китай. Как писали в августе прошлого года бывший генеральный директор Google Эрик Шмидт и историк из Гарварда Грэм Эллисон: - «Вирус также приоткрыл занавес одного из самых важных соревнований этого века: соперничества между США и Китаем за превосходство в области искусственного интеллекта (ИИ). Раскрытая сцена должна встревожить американцев. Китай не просто идет по траектории, чтобы догнать США; он уже превосходит возможности США там, где это наиболее важно».
Большинство американцев полагают, что лидерство их страны в области передовых технологий непреодолимо. Фактически, Китай уже является полноценным конкурентом как в коммерческих, так и в сфере ИИ-приложений в сфере национальной безопасности. Китай не просто пытается овладеть искусственным интеллектом; он осваивает его высшие ступени. Чтобы остановить распространение вируса, Китай заблокировал все население провинции Хубэй - 60 миллионов человек. Это больше, чем количество жителей в каждом штате Восточного побережья США от Флориды до Мэна. Китай поддерживал этот массивный санитарный кордон, используя усовершенствованные алгоритмы искусственного интеллекта для отслеживания перемещений жителей и расширения возможностей тестирования, пока строились новые огромные медицинские учреждения.
Ведущие китайские технологические компании быстро отреагировали, создав приложения с кодами «состояния здоровья», чтобы отслеживать передвижения граждан и определять, нужно ли помещать людей в карантин. Затем ИИ сыграл решающую роль в оказании помощи китайским властям в обеспечении соблюдения карантина и тщательном отслеживании контактов. Благодаря крупномасштабным наборам данных Китая власти в Пекине преуспели там, где правительство в Вашингтоне, округ Колумбия, потерпело неудачу.
Все основные порты Китая находятся на стадии полной автоматизации или близки к ней. Промышленная автоматизация, хоть и впечатляет, но все еще находится в экспериментальной фазе: Huawei заявляет, что у нее есть 16000 частных сетей 5G в стадии разработки для автоматизации производства, что составляет небольшую долю от 2,8 миллиона заводов страны (по состоянию на 2015-го год), что более чем достаточно для подтверждения концепции. А китайский телекоммуникационный гигант установил сети 5G в 1800 из 34000 больниц страны. Китай превратил население натуральных фермеров в промышленных рабочих, переместив 600 миллионов человек из сельской местности в город менее чем за 40 лет, увеличив при этом доход на душу населения в десять раз.
США потребовалось с 1870-го по 1995-й год, чтобы повысить реальный ВВП на душу населения. Китай делал это в течение 28 лет с 1992-го по 2020-й год. Как пишут Брэнд и Бекли, Китай определенно воспользовался этим источником роста. Руководство Китая плохо во многих вещах, но оно очень хорошо в одном большом, а именно в планировании будущей производительности. Дэн Сяопин превратил китайских крестьян в фабричных рабочих, а Си Цзиньпин превращает сыновей фабричных рабочих в инженеров. Только 2% китайцев в возрасте 55 лет и старше - те, кому было 20 лет, когда Дэн Сяопин начал экономические реформы в Китае в 1989-м году, - получили университетское образование. Но 27% китайцев, которым сейчас 20 лет, имеют высшее образование, и эта доля будет продолжать расти.
Сейчас в Китае выпускников в семь раз больше бакалавров STEM, чем в США, и в три раза больше докторантов STEM. В китайском опросе 2020-го года утверждается, что доля китайских старшеклассников, намеревающихся получить высшее образование, выше, чем в случае с их американскими сверстниками. Индустриальная нация с западным уровнем жизни уже выращена в Китае. Экономист Линь Ифу, бывший сотрудник Всемирного банка, отмечает, что наиболее развитые провинции и города Китая - это страна внутри страны, а ВВП на душу населения приближается к США. В своей книге он пишет: - «В конце 19-го века Соединенные Штаты и Германия возглавили вторую промышленную революцию. В то время самые высокие уровни доходов и технологий были в Соединенном Королевстве. Соединенные Штаты и Германия приближались к их уровню доходов. Что касается паритета покупательной способности, ВВП на душу населения в США в 1870-м году составлял 76,6% от ВВП Соединенного Королевства, а ВВП Германии - 57,6% от ВВП Соединенного Королевства.
В семи провинциях и городах с самым высоким ВВП на душу населения в стране - Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Цзянсу, Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун - проживает 350 миллионов человек. ВВП на душу населения этих семи провинций и городов достиг 54,5% от ВВП США, что примерно соответствует уровню ВВП на душу населения в Германии по отношению к ВВП на душу населения Великобритании, когда Германия начала возглавлять вторую промышленную революцию. Инь добавляет: - «В технологических исследованиях и разработках человеческий капитал является основным вкладом». Он отмечает, что в Китае гораздо больше талантов, его население в четыре раза больше, чем в Соединенных Штатах. «Огромные размеры Китая дают ему «эффект масштаба» с «более низкой предельной стоимостью продуктов и услуг» и большей конкурентоспособностью на международном рынке». Когда новые технологические стандарты устанавливаются в условиях конкуренции с развитыми странами, население страны и размер ее рынка дают ей сравнительное преимущество».
Кроме того, «Китай - это страна с наиболее полным набором отраслей, поэтому время, необходимое для перехода новой технологии от концепции к производству, будет самым коротким и с минимальными затратами». Китай ведет серьезную, целенаправленную и дисциплинированную кампанию по Четвертой промышленной революции. США в лучшем случае на словах поддерживают эту концепцию, а в худшем игнорируют проблему, чтобы лучше сосредоточиться на «разнообразии» и «равенстве».
ДЭВИД П. ГОЛЬДМАН