Найти в Дзене
Дмитрий Гаврилов

Не много о "Титанике"

Ну и как если пишу статьи о флоте, о знаменитых мореплавателях и кораблях, можно не упомянуть знаменитый «Титаник». Конечно, об этом судне уже известно все. От того как он погиб, и до любовных интриг на этом романтическом судне. Ежегодно в мировом флоте происходят сотни различных катастроф: столкновений, посадок на камни, разломов на волне, пожаров и многих других. Каждый год гибнут от 100 до 300 судов и сотни людей. И одной из самых великих морских катастроф признана гибель «Титаника». «Титаник» - новейший лайнер, чудо судостроительного искусства, был построен по заказу компании «Уайт Стар Лайн». Мир не видывал еще ничего подобного, его габаритные и технические характеристики просто потрясали. Длина - 260 м, ширина - 28,2 м, осадка - 10,54 м, водоизмещение - 66000 т, мощность двигателей - 46000 л.с., максимальная скорость - 25 узлов. 11 палуб соединялись между собой 9 электрическими лифтами. Экипаж судна вместе с обслуживающим персоналом составлял 855 человек. Салоны и каюты-люкс были

Ну и как если пишу статьи о флоте, о знаменитых мореплавателях и кораблях, можно не упомянуть знаменитый «Титаник». Конечно, об этом судне уже известно все. От того как он погиб, и до любовных интриг на этом романтическом судне.

Ежегодно в мировом флоте происходят сотни различных катастроф: столкновений, посадок на камни, разломов на волне, пожаров и многих других. Каждый год гибнут от 100 до 300 судов и сотни людей. И одной из самых великих морских катастроф признана гибель «Титаника».

«Титаник» - новейший лайнер, чудо судостроительного искусства, был построен по заказу компании «Уайт Стар Лайн». Мир не видывал еще ничего подобного, его габаритные и технические характеристики просто потрясали. Длина - 260 м, ширина - 28,2 м, осадка - 10,54 м, водоизмещение - 66000 т, мощность двигателей - 46000 л.с., максимальная скорость - 25 узлов. 11 палуб соединялись между собой 9 электрическими лифтами. Экипаж судна вместе с обслуживающим персоналом составлял 855 человек. Салоны и каюты-люкс были отделаны с фантастической роскошью.

Компания «Уайт Стар Лайн» разрекламировала по обоим берегам Атлантики «Титаник» как непотопляемое и вообще неуязвимое и совершенно безопасное судно: двойное дно по всей длине корпуса, если появится пробоина в днищевой обшивке, вода все равно не проникнет дальше междудонного пространства; корпус разделен на 16 непроницаемых отсеков; приняты все меры пожарной безопасности. В случае появления огня или дыма на центральном пульте загорится лампочка, которая укажет, где именно возник пожар. При этом в аварийное помещение автоматически подается углекислый газ, чтобы прекратить пожар даже без вмешательства человека. На случай несчастья на судне имеется радиосвязь, с помощью которой можно всегда вызвать помощь.

Все сказанное было верно, весомо и убедительно. А в действительности было далеко не так. Да, лайнер имел двойное дно и 16 отсеков, но в корму от четвертого котельного отделения отсеки были водонепроницаемыми только до нижней палубы. Так что в случае появления пробоины выше этой палубы (как это фактически и произошло) непотопляемость лайнера уже не обеспечивалась.

Но компания «Уайт Стар Лайн» была настолько уверена в безопасности лайнера, что установила на нем шлюпки, вмещавшие лишь одну треть общего количества пассажиров и экипажа. Большим счастьем оказалось то, что на первый рейс «Титаника» была продана лишь половина мест (1316 из 2603).

Капитан Смит тридцать лет прослужил в штате компании на командных должностях. И перед выходом на пенсию ему доверили почетное право - повести в первый рейс новый суперлайнер.

Капитан Смит Эдвард Джон
Капитан Смит Эдвард Джон

«Титаник» вышел в свой первый (и последний) рейс из Саутгемптона 10 апреля 1912 года. Совершив заходы в порты Шербур (Франция) и Кингстаун (ныне Дан-Лоре, Ирландия), он взял курс на Нью-Йорк. Погода была тихая и «Титаник» шел с большой скоростью. У него был твердый график рейса, который он обязан был выдерживать.

В воскресенье 13 апреля с полудня начали поступать сообщения от находящихся поблизости судов о появлении айсбергов и ледовых полей. Сообщали об этом пароходы «Болтик» и «Афины». Опытный капитан Смит, получив грозные предупреждения о близости айсбергов, должен был или резко изменить курс, чтобы пройти опасный район южнее, или хотя бы сбавить скорость. Но ни того, ни другого капитан не имел права сделать: «Титаник» должен был прейти в порт назначения без опоздания, иначе его репутация будет подорвана. И главное - слишком велика была уверенность и владельцев, и строителей, и экипажа, и пассажиров в абсолютной безопасности «Титаника».

В 19 ч. 30 м. принята радиограмма с парохода «Калифорниан»: «Вижу три крупных айсберга». В 21.40 пароход «Месаба» сообщил: «Много пакового льда. Большие айсберги». Но радисты были заняты передачей в Европу и Америку деловых сообщений и сотен личных радиограмм от скучающих пассажиров, поэтому грозные предупреждения своевременно не были переданы капитану.

В 23 часа «Калифорниан» сообщил, что он окружен льдом и остановился. «Титаник» продолжал идти полным ходом.

В 23 часа 40 минут впередсмотрящий Фредерик Флит крикнул: «Прямо по носу айсберг!» и трижды ударил в колокол. Вахтенный штурман Мердок среагировал мгновенно: «Лево на борт! Стоп машина! Полный назад!» Рулевой резко переложил штурвал влево, но было уже поздно.

Даже если бы айсберг был замечен с большего расстояния (а до него оставалось не более 750 метров), вряд ли судну удалось бы уклониться от столкновения, тем более, что уже команда Мердока «Стоп машина!» была ошибочной, а команда «Полный назад!» при положенном руля на левый борт прямо вела к тем трагическим последствиям, которые произошли, потому что она не уводила нос от айсберга, а прижимала его к айсбергу. Острая кромка подводной части айсберга как бритва разрезала обшивку на одной трети корпуса, т.е. около 90 метров. Но удар был не сильным, пассажиры даже не почувствовали толчка. В машинное отделение хлынула вода. Судно остановилось.

Капитан Смит обратился к главному конструктору лайнера Эндрусу, -определить размер повреждений. Вскоре Эндрус разыскал капитана и кратко обрисовал обстановку. Затоплен форпик и трюмы 1-й, 2-й, 3-й. Лайнер получил дифферент на нос. Вот-вот начнет затоплять котельные отделения. В заключение Эндрус сообщил Смиту страшный вывод: «Титанику» осталось жить примерно полтора часа. Капитан приказал радистам дать сигнал SOS.

в 00.30 радисты связались с трансатлантическим лайнером «Карпатия», он находился в 60 милях от «Титаника». Капитан «Карпатии» запросил, уверен капитан Смит, что нужна срочная помощь. Радисты к это времени могли сообщить, что «Титаник» имеет дифферент на нос и погружается в воду.

Капитан «Карпатии» приказал поднять по тревоге свободных от вахты кочегаров, развести все пары и идти на помощь. Обычно, скорость парохода не превышала 14 узлов, но теперь механики «выжимали»» 17 узлов.

На «Титанике» в 00.20 прозвучала команда: «Вывалить шлюпки за борт!» Еще через 10 минут: «Женщины и дети – в шлюпки!» Разбуженные и наспех одетые пассажиры. В полном неведении о случившемся, не верили в катастрофу. Воспринимали все как шутку. Первая шлюпка была спущена в 00.45. Вместо положенных 65 человек в ней находилось 25, во второй шлюпке вместо 40 – 12 человек. Однако скоро, когда судно стало заметно погружаться носом в воду, приглашение занять места в шлюпках дважды повторять не приходилось. Наоборот, слишком активных пассажиров пришлось отгонять от переполненных шлюпок пистолетными выстрелами.

В условиях катастрофической ситуации, когда множество людей было обречено на близкую гибель, в полной мере проявилась вся гамма человеческих чувств - и низких, недобрых, и высочайших, благородных. Были здесь трусость, подлость и наглость, ярый индивидуализм, но были и высокое самопожертвование, мужество и героизм.

Владелец лайнера Исмей трусливо, по-воровски бежал с борта корабля, прыгнув в шлюпку с женщинами и детьми. Поэтому даже через много месяцев со дня гибели «Титаника» под окнами дома Исмея бегали дети и кричали: «Трус! Трус!». Такого же мнения придерживались и судьи на процессе.

Женщины и дети садились в шлюпки первыми. Многие мужчины, разлучаясь с женами, невестами, детьми добровольно уступали свои места в шлюпках женщинам. Из находившихся на судне 1662 мужчин спаслись лишь 315 - 19%, женщин спаслось 77%, детей - 49%.

Теплых слов заслуживает экипаж лайнера во главе с капитаном Смитом. Никто из моряков не струсил, не бежал с судна как его владелец Исмей. Каждый до конца оставался на своем посту, и большинство погибло геройской смертью.

Судовой оркестр во главе с дирижером, отказавшись от мысли спастись, до конца играл свои лучшие мелодии.

Из судового экипажа спаслась всего одна четверть. Остался на борту главный конструктор «Титаника» Эндрус. В последние минуты его видели на палубе, сбрасывающим за борт стулья и другие плавающие предметы, чтобы люди могли хоть какое-то время продержаться на поверхности.

Почти сразу после двух часов ночи люди, которые находились в шлюпках, увидели страшную картину. «Титаник» уходил носом в воду все глубже и глубже. Раздался оглушительный грохот, это сорвались с фундаментов машины, и рушились переборки. На какое-то время «Титаник» застыл в вертикальном положении кормой вверх, словно огромная башня, а затем ушел в воду. Но еще несколько часов в ночной тишине слышались отчаянные крики людей, умирающих в ледяной воде.

В 4 часа утра к месту катастрофы подошла «Карпатия» и через 10 минут подобрала первую шлюпку. От старшего на шлюпке, капитан «Карпатии» узнал, что самого крупного лайнера в мире уже нет. К 7 часов 30 минут подошли и другие суда, принявшие сигнал бедствия. Решили, что «Карпатия» быстро доставит спасенных в Нью-Йорк, а остальные суда будут искать, не осталось ли живых в районе катастрофы. Но, увы, в течение нескольких суток суда поднимали на борт только застывшие трупы. Спасательные жилеты не дали им утонуть, но не спасли от переохлаждения. На «Титанике» погибли 1490 человек. Вышли в рейс 2201 человек, спаслись 711 человек.

-3

Весь мир был потрясен гибелью «Титаника». Общие убытки в результате трагедии составили два миллиона фунтов стерлингов, но главное - одновременная гибель полутора тысяч людей. Таких мрачных рекордов человечество еще не знало.