Найти в Дзене
ТЕЛЕУЖИН

Свежевыжатые. 4 новых хоррора на любой вкус

Оглавление

Всем привет! Работники кинематографа изо всех сил стараются нас развлечь, рассмешить, заставить плакать или напугать. И, надо сказать, любая из этих задач оказывается непростой - по сути, это практически равнозначно сложные задачи. Пусть, комедия и самый сложный жанр, мастерам хоррора также приходится не сладко - уже на протяжении столетия производители фильмов ужасов изобретают всё новые трюки или пользуются приемом "новое - это хорошо забытое старое". Но зрители становятся всё более "насмотренными", так что прокатывает это не всегда. В сегодняшнюю подборку попали четыре фильма - один достаточно прямолинейный триллер с качественной картинкой, весьма интересная работа, которая грамотно пользуется старомодными средствами создания атмосферы, проходной ужастик с потенциалом и крепкий мексиканский хоррор с разовым эффектом.

Посторонние

shot from "Intrusion"/2021/Adam Salky/kinopoisk.ru
shot from "Intrusion"/2021/Adam Salky/kinopoisk.ru

Первый фильм, точный перевод названия которого - "Вторжение", делает акцент на качественной реализации, не особенно стараясь предложить нам что-то новое. Фильм недавно вышел на стриминговой платформе Netflix, что является залогом хорошей картинки, со всем остальным - опционально.

Итак, у нас есть два главных героя - довольно молодая супружеская пара Мира и Генри, есть их бэкграунд, конечно, в ограниченном объеме, и есть великолепный современный дизайнерский дом, в котором они живут. Вообще, возникает ощущение, что владельцы подобных домов за границей безбедно живут, просто сдавая свои виллы в аренду кинематографистам для создания экстерьерных кадров. И вы, конечно, спросите - откуда же у молодой пары деньги на такое роскошное жилище. А вот главная героиня об этом не задумалась. Муж работает архитектором, - подумала она, - так что всё закономерно. Зато её профессия психолога как-то вызывает вопросы к концу фильма. Но это потом.

shot from "Intrusion"/2021/Adam Salky/kinopoisk.ru
shot from "Intrusion"/2021/Adam Salky/kinopoisk.ru

Итак, Мира не задалась вопросом, откуда такой дом. Тем временем, этот вопрос, а также вопрос "для кого этот дом" будет иметь место в пространстве фильма. А пока герои наслаждаются жизнью после переезда в небольшой городок, ходят на романтические ужины и так далее. Цепь, приведшую к означенным вопросам, запускает достаточно простое событие - в один из вечеров, пока герои отсутствуют, в дом кто-то проникает. Генри оборудует дом системой защиты, однако, вскоре вторжение повторяется, и тут пара уже оказывается дома. Напряженная стычка заканчивается победой героев - Генри расправляется с вторженцами, и после упреков Миры в том, что Генри держал от нее в секрете пистолет, всё потихоньку устаканивается.

Однако, доверие уже несколько подорвано, да и шериф зачем-то ставит героев в известность о том, что дочь и сестра преступников (оказалось, они все были одной семьёй) недавно пропала. Мира начинает тянуть за очевидно торчащие ниточки, играет в мисс Марпл, и, конечно, находит улики, которые полиция...ну я не знаю, просто проигнорировала (?). Напряжение между героями растет, ведь Мира находит свидетельство того, что один из ночных посетителей работал на Генри при постройке этого самого дома...

shot from "Intrusion"/2021/Adam Salky/kinopoisk.ru
shot from "Intrusion"/2021/Adam Salky/kinopoisk.ru

Итак, повторюсь - технически всё грамотно, картинка визуально приятная. К игре актеров особых претензий нет. Но ждать откровений и нового слова от фильма не стоит - это простой незамысловатый триллер не без провисаний сюжета, в котором слишком быстро становится понятно, что к чему. Да, авторы добавили историю с болезнью и травматическим переживанием и прикрепили её к теме морального выбора. Но этого не совсем достаточно - так что, когда на титрах вы спросите вслух "и это всё", не сомневайтесь. Это всё. Фильм способен увлечь и занять вечер, но не более.

shot from "Intrusion"/2021/Adam Salky/kinopoisk.ru
shot from "Intrusion"/2021/Adam Salky/kinopoisk.ru

Вообще, ситуация с конкурирующими стриминговыми сервисами создаёт ситуацию, когда любой платформе нужно очень много контента, что, в свою очередь, приводит к появлению достаточно средних работ. И тут большой вопрос - не мог ли выиграть фильм, будь он инди-проектом. Вероятно, в таком случае, авторы бы приложили больше стараний к ядру сюжета и деталям, а на худой конец - фильм обрел бы некоторую самобытность за счёт шероховатости реализации.

Как ни странно, недавние инди-проекты типа "Дыры в Земле" (в нашем прокате - "Другой") или того же "Короткого пути"( у нас - "Тьма. Монстры за поворотом"), казавшиеся достаточно слабыми, выглядят на фоне лощеных триллеров подобного толка весьма самобытным и изобретательным кино. Потому что платформы, дающие возможность добротной реализации с помощью профессиональной команды, приводят к принципу "сфотографируй на топовый фотоаппарат хоть дверной косяк - и будет красиво".

Улица мучеников

shot from "Martyr's Lane"/2021/Ruth Platt/bloody-disgusting.com
shot from "Martyr's Lane"/2021/Ruth Platt/bloody-disgusting.com

К счастью, не все злоупотребляют возможностью отыграться за счёт картинки. И, хотя у нашего сегодняшнего второго игрока - кстати, представляющего конкурирующую платформу Shudder - также нет шанса сказать новое слово в жанре или возможности перевернуть сознание зрителя, картина получилась на редкость запоминающейся, атмосферной и особенной.

Фильм сняла на основе собственной короткометражки актриса Рут Плэтт, отметившаяся на вторых ролях в фильме "Пианист" и сериале "Розмари и Тайм", и если её первые фильмы (это не дебют Плэтт в качестве режиссера) вышли сомнительными, то здесь Плэтт будто нашла себя, а её накопленная за счёт работы с мастерами, внутренняя эстетика, нашла выход в создании атмосферы этого фильма.

shot from "Martyr's Lane"/2021/Ruth Platt/collider.com
shot from "Martyr's Lane"/2021/Ruth Platt/collider.com

Кстати, название фильма с достаточно жутковатой обложкой может отпугнуть и настроить на неверный лад - на самом деле "Martyr's Lane" - это название улицы, хотя мучений у героев картины хоть отбавляй.

Девочка Лиа живёт в семье священника, и её жизнь непохожа на жизнь обычной девочки. Она помогает родителям по дому и на благотворительных обедах, беспрекословно занимается уроками, разучивает пьесы на фортепиано и так далее. Несмотря на строгий уклад и на то, что мать девочки Сара постоянно находит для дочери дела, Лиа чувствует себя одиноко - это авторам удалось показать точно и глубоко. Её сестра Бекс относится к Лие по-подростковому пренебрежительно, а мама настолько строга, что выбрасывает подаренный Лие одной из прихожанок торт.

Однако, строгость матери начинает казаться излишней, когда мы знакомимся с главой семейства - для служителя церкви это вполне весёлый и достаточно лояльный (это видно по общению с Бекс, которая собирается уезжать в студенческий кампус) человек. Мать же страдает депрессией и ночными кошмарами, которые отчасти будто передаются Лие. Вообще, тягостная атмосфера дома, которым управляет депрессивный человек, это довлеющее полотно, соткано в фильме на пятерку.

shot from "Martyr's Lane"/2021/Ruth Platt/deadline.com
shot from "Martyr's Lane"/2021/Ruth Platt/deadline.com

Итак, Лиа из любопытства открывает небольшой кулон, который Сара всегда носит на шее, и находит там локон светлых волос. Из-за пропажи у матери случается истерика в самом неподходящем месте, а Лиа, испугавшись наказания, просто выбрасывает локон. Но этой тайне не суждено потеряться - скоро Лия знакомится с загадочной девочкой, которая начинает приходить к героине в комнату через окно. Они играют в игру "отгадай ложь среди трёх фактов", и выясняется, что незнакомка знает, где Лиа может найти пропажу.

Вот только девочка водит Лию по неверным следам, каждый раз обещая дать точную подсказку. В каждом означенном месте Лия находит разные артефакты, а сами места и ситуации, в которые из-за них попадает Лиа, почему-то вводят мать Сару в исступление.

shot from "Martyr's Lane"/2021/Ruth Platt/imdb.com
shot from "Martyr's Lane"/2021/Ruth Platt/imdb.com

Что ещё отлично удалось авторам - создание небольшого замкнутого мира, будто принадлежащего к прошлому веку - так что, когда вдруг обнаруживаешь в этом мире современные автомобили, ощущаешь некий диссонанс. Вообще, как я уже говорил, фильм берет атмосферой - это готический триллер, старомодный, но в самом что ни на есть хорошем смысле этого слова. Это картина, каких сейчас не снимают, и оттого её ценность высока, а то, что авторы пользуются "паззловыми головоломками" будто из компьютерных квестов типа "Сибири", не только не отталкивает, но идёт фильму к лицу. И если в фильме и есть огрехи, простота и мистика без объяснений и разгадок - ему хочется это прощать.

С актерской игрой все хорошо, технически фильм реализован на отлично, но не за счёт стоковых приемов и выхолощенной картинки, а за счёт честного внимания к деталям, в том числе, визуальным. Повторюсь - от фильма не стоит ждать невероятного твиста или крепкого объяснения - он не о том, это штучный фильм со своей внутренней красотой, который, как минимум, запоминается.

Мама. Возвращение из тьмы

shot from "Unlit"/2020/Kate Whitbread/kinopoisk.ru
shot from "Unlit"/2020/Kate Whitbread/kinopoisk.ru

Этот фильм больше подошёл бы для рубрики "Переводы названий, ужасные и исковерканные", если бы она была. Оговорюсь сразу - у фильма вполне честный рейтинг, не дотягивающий до 5/10, и советовать этот фильм к просмотру сложно. Но, в то же время, в нем что-то есть, поэтому обойти его стороной не вышло. Так что вкратце.

Ну а начнем всё же с названия. Оригинальное название этого австралийского хоррора "Witches of Blackwood", и тут всё просто - "Ведьмы из Блэквуда". В ряде стран в прокат он вышел под названием "Unlit", что переводится, как "Неосвещенный". Откуда взялось "Мама. Возвращение из тьмы", думаю, никто не имеет ни малейшего представления. И хотя это название имеет смысл и связь с сюжетом, оно вызывает ощущение, что кто-то очень хотел внушить нам ощущение очень дрянного и низкобюджетного кино, как часто бывает с фильмами ужасов (в описании "Посторонних" я приводил пару примеров). Однако, в этом случае, если название отпугнёт вас от посещения сеанса, то, пожалуй, сделает вам одолжение.

shot from "Unlit"/2020/Kate Whitbread/kinopoisk.ru
shot from "Unlit"/2020/Kate Whitbread/kinopoisk.ru

Итак, фильм начинается с небольшого интро, в ходе которого какая-то женщина делает вынужденную остановку в лесу, и, продолжая общаться с кем-то по смартфону, отходит в кустик, откуда до нас доносится истошный крик. Уже здесь ощущается низкобюджетность картины во всей красе. Не знаю, какой смысл имеет это интро, но дальше мы знакомимся с главной героиней Клэр, которая переживает ПТСР после трагического случая на работе (она патрульный полицейский) и которую ждёт встреча с городком детства после вести о смерти отца. Городок оказывается пустынным, редкие прохожие оказываются почти сплошь женщинами, при чём с какими-то явными отклонениями от здорового поведения, да и внешний вид их несколько болезненный.

Клэр находит какие-то письма с предупреждениями для её дяди, который вызвал её в город, о том, чтобы он не вызывал её в город (непослушный дядька оказался). Потом она встречается с дядькой, и вскоре сталкивается лицом к лицу с силой, которая её всё это время поджидала, и носителем которой она сама также является.

shot from "Unlit"/2020/Kate Whitbread/kinopoisk.ru
shot from "Unlit"/2020/Kate Whitbread/kinopoisk.ru

Сюжет плоский и линейный, прикручивание травматического эпизода, несмотря на наличие связи с основной канвой, мало что даёт, развязка преждевременная и мало понятная, концовка глупая, игра актеров средняя, техническая реализация примерно такая же. Есть пара жутковатых сцен, остальное очень похоже на контент, купленных на платном видеостоке.

Но у фильма был потенциал, и он местами даёт о себе знать. Во-первых, разыгрывается достаточно редкая карта странного, сонного городка, почти вымершего кроме кучки странных индивидов. Во-вторых, есть нечто вроде самобытной атмосферы, а шероховатость реализации местами тянет на оригинальность и авторский почерк. Но - лишь местами. Да, какой-то туманный намек на самобытность есть, но густая атмосфера разжижается откровенно слабым сюжетом и игрой актеров. Стоит ли ради призрачных намеков на особое настроение и получения ощущений, что смотришь один из плеяды странных хорорров начала 2000-х, смотреть 80-минутный фильм - решать вам. Не могу сказать, что я сильно страдаю из-за того, что потратил время на этот фильм, но, не посмотри я его, потерял бы немного.

Кукла

-12

А вот сегодняшнему участнику подборки из Мексики простота, в целом, к лицу. Здесь получаешь ровно то, на что настраиваешься - небольшой по хронометражу, количеству персонажей и сцен ужастик, не перегруженный социальными и моральными посланиями, которые некуда прикрутить и щекочущий нервы набором типовых скримеров, пугалок и кричалок, а не треплющий их же (нервы) претензиями на новаторство. Авторы сказали ровно то, что хотели сказать - просто маленькая история о служанке, приехавшей на новое место работы. Хотите чего посложнее - обратите внимание на "Усадьбу Блай".

Впрочем, небольшое послание в фильме всё же есть, и звучит оно примерно так - "хватит уже запугивать детей своими байками-бабайками". Серьезно, прекратите это делать. А то так можно невзначай вызвать какую-нибудь сущность, чувствительную к детским считалочкам, а ещё хуже - понять, что ты и сам в неё веришь. Ведь в глубине души мы все немного дети.

-13

Итак, после введения, которое в стилизации кадров под популярную игрушку "Granny" знакомит нас с главной героиней Софией и её детской травмой из-за запугивающей бабушки, уже подросшая героиня приезжает в богатый особняк для работы няней по рекомендации её сестры, которая работает там же домоуправительницей. Конечно же, старшие дети оказываются достаточно вредными и заносчивыми, так что сестра Софии к ужасу последней рассказывает детишкам Сесилье и Габриэлю считалочку про некоего Мормо, и обещает, что он придет к ним поиграть, если они будут вести себя скверно.

Всё бы ничего, только кашу расхлёбывать приходится Софии, которая вынуждена остаться наедине с детьми, когда родители уезжают на свадьбу, а сестра Софии отправляется на свидание. Тут то и объявляется призванный поиграть, и он не собирается никуда уходить - его серьезные намерения становятся понятны, когда из-за стола пропадает младший сын, грудной Бруно.

-14

Итак, героине приходится столкнуться с ужасом своего детства, которым её запугивала бабушка, да впридачу нести ответственность за деток. И единственным выходом остаётся принять участие в игре Мормо, чтобы вернуть Бруно и прекратить кошмар. Череда жутких событий в ходе пряток и догонялок, несколько скримеров - и выход на простоватую развязку.

Как я уже сказал, фильм не хватает звёзд с неба, но авторы и не ставили это задачей. Есть небольшая скомканность, может, быть, лишние 5-7 хронометража исправили бы ситуацию, но, в целом - ладная страшилка про игру в жмурки с жуткой сущностью с достаточным набором скримеров и путевых визуальных решений. Хотите того же, но с мощным драматическим финалом - смотрите "Приют".