Найти тему
Постижение истории

Армяне в Османской империи

А Вы знали, что османские сановники и султаны именовали армян «Millet-i sadika» или «Tebai sadika» что означает «верная нация» или «верноподданные»? В Османской империи армяне занимали высокие посты при дворе, занимали ведущие позиции в финансовой сфере и в торговле. Османские армяне так же занимали важные посты на государственной службе. Например, согласно османским историческим реестрам, в Османском государстве 29 выходцев из армянской общины имели титул «паша» (самый высший государственный титул в Османской империи), 7 человек были министрами, 32 членами парламента, 7 послами, 11 генеральными консулами и консулами. Среди министерских постов, занимаемых армянами, были такие в высшей степени важные, ключевые должности, как министр иностранных дел, финансов, торговли и почты, в 1913 году должность министра иностранных дел занимал армянин Габриель Норадугян. Так же был в империи маршал армянин Карапет Артин Давут паша. По судебным законам Османской империи не мусульманина не мог судить мусульманин, то есть христианина судил христианин, а еврея судил еврей (так называемая система «миллет»).
Как пишет в своей книге «Кемаль Ататюрк» Александр Жевахов: «В империи султаны никогда не ставили ни одну из наций в привилегированное положение, в том числе и турецкую: империя должна быть многонациональным сообществом».
В 1461 — году по инициативе султана в Стамбул был перенесен армянский патриархат, Ховаким I (в некоторых источниках Хоаким из Бурсы) стал первым армянским патриархом в Стамбуле. Султан также даровал патриархату бывший греческий монастырь в Саматье (округ Фатих). Затем патриархат переехал в район Кумкапы.
На территории Османской империи действовали католические миссионеры. Им удалось обратить некоторую часть армян в католичество. В 1829 году османские власти позволили армянам католикам создать свою церковь и избрать архиепископа. В 1846 году архиепископ был наделен теми же административными полномочиями, что и армянский патриарх (несмотря на недовольство армян не-католиков из «Армянской апостольской церкви»). Османское государство признало армян католиков, как отдельный миллет (rpyппa людей одной веры).
К середине XIX века в одном только Стамбуле было более 40 французских католических школ, из них половина женские.
Так продолжалось до тех пор, пока на сцену истории, с подачи английской антитурецкой пропаганды (со времен англо-турецкой войны 1807-1809 гг.), не вышел новый политический фактор - армянский национализм. Англичане умело сыграли на чувстве «величия» и «древности» армянского этноса, а сами армяне превратились во врагов османского государства, которому совсем недавно верно служили.

Закончилось все это взаимным недоверием, враждой, терроризмом, бандитизмом и гибелью многих простых людей, как армян, так и турок.

Для людей, которые хотят более подробно познакомиться с этой темой, рекомендую замечательного армянского автора, историка Филиппа Экозьянца. Его можно найти, например, на ютуб площадке. Рекомендую!