Глава 2
— Гер, ну какие шахматы? Ребёнку три года! — Надя по привычке противостояла мужу. На самом деле, ничего против шахмат она не имела. Ей было всё равно, какие игрушки в конце дня сгребать в коробку.
Папа с дочкой “играли в шахматы” одинаково увлечённо. Все фигуры, кроме ладьи и слона, приобрели глазки, носик и ротик. Короли и ферзи были наряжены в одежды, сшитые папой из Сашиных носочков.
В три с половиной года девочка знала, как ходят фигуры. В четыре папа показал дочке простой дебют и объяснил, как решать шахматные задачи. Оказалось, что с логикой и системным мышлением у девочки всё в порядке. Хромала только усидчивость.
Отдав предпочтение шахматам, с компьютером для дочери Герман решил не спешить. Свой собственный ноутбук появился у Александры только в пять лет.
***
— Как прошёл день? — Папа с дочкой шли домой после первого дня в школе.
— Пап, можно я не буду ходить в школу?
— Предложение интересное. Мы с тобой обязательно его обдумаем. С мамой надо ещё посоветоваться.
— Давай обдумаем без мамы.
— Хорошо. Твои аргументы. — Герман остановился и приготовился слушать.
— Глупо всё. И скучно. Если бы не Анжелка, совсем тоска.
— Кто это?
— Подруга моя. Она очень смешная.
— Александра, ты была в школе два часа. На мой взгляд, этого мало, чтобы понять, что всё глупо и скучно, а Анжела — подруга.
Девочка молчала набычившись. Папа присел на корточки, заглядывая дочери в глаза.
— Саш, ты обсуждала с одноклассниками последнюю версию Пайтона?
— Да они даже о первой ничего не знают! Я просто спросила, кто на каких языках программирует, а меня никто не понял.
— А Анжела поняла?
— Да. Она слушала меня очень внимательно, а потом сказала: “Да, это проблема”.
Герману было не смешно. Он неожиданно понял, что отсутствие контакта со сверстниками, это действительно, проблема. И создал её для дочери он.
***
— Конечно. А ты как хотел? — У Славы детей не было, но разбирать чужие проблемы он любил и умел. — Твой ребёнок в первом классе знает два…
— Три.
— ...три языка программирования. А все остальные — нормальные дети. Точки соприкосновения должны быть. Найди их.
— В танцы её отдай. — Люда оторвалась от монитора и с удовольствием потягивалась, распрямляя спину. — Девочка должна танцевать. Я, конечно, понимаю, что ты мальчика хотел, но Сашка не мальчик.
Гера пошёл домой пешком. Он всегда так делал, когда надо было подумать. Танцы, конечно, это хорошо. Наде идея понравится. Но проблему общения дочери с детьми это вряд ли решит. Она же и на танцах молчать не будет. Решение где-то рядом. Герман чувствовал это.
— Ты чего так поздно? Опять пешком шёл? Что на этот раз? — Надя выглянула в окно. Машины нет. “Точно пешком”.
— Люда предложила в танцы Сашу отдать, чтобы хоть какие-то точки соприкосновения с ровесниками были. Ты как считаешь?
— Я считаю, что танцы — дело хорошее, но проблему это не решит.
Удивлённые брови Германа поползли вверх. Взгляд на жену поменял ракурс.
— Думаю, что выход есть. — Надя взяла из рук мужа пакет с хлебом. — Наш ребёнок не сможет стать глупее, значит надо подтянуть до её уровня остальных детей. Предложи директору школы организовать курсы по программированию для младших классов. — Надежда громко чихнула, подтвердив разумность своей идеи.
***
— Герман… э-э-э...
— Николаевич.
— Да. Мысль ваша не свежа. Информатика у нас преподаётся с 7-го класса. И по оценкам, наша школа одна из лучших в районе. — Директор, по выработанной годами манере, разговаривала поучительно-снисходительными интонациями.
— Валентина Михайловна, информационные технологии развиваются быстрее, чем школьная программа. Я предлагаю бесплатные курсы для начальных классов. Это разовьёт у детей логику, память, умение ставить и решать задачи…
— Герман…
— Николаевич.
— Вам, простите, зачем всё это надо? — Пожилая женщина устало разглядывала странного папашу. “Программист, одно слово”.
“Права Саша — глупо и скучно”. — Герман поднялся со стула и направился к выходу из кабинета. — Старшеклассников подрядите на обучение первоклашек. Хоть делом займутся ваши хакеры.
***
— Мам, познакомься, это Анжела, моя подруга. — Говоря это, Саша смотрела не на маму, а на Анжелу. Дочь явно гордилась подругой.
Болезненно худая девочка в колготках, висящих “гармошкой”, смотрела на Надю большими радостными глазами. Широкий рот улыбался по-детски искренне.
Саша стала приводить Анжелу каждый день. Надя оставляла в холодильнике обед на двоих. Девочки сами разогревали, ели, мыли посуду и шли делать уроки.
Саше нравилось кормить подругу, помогать ей с учёбой, объяснять непонятное. Александра пробовала учить Анжелу игре в шахматы, но у той не пошло. Каждый вечер, после ужина, они с папой провожали Анжелу домой.
— Пап, давай возьмём Анжелку себе? Она очень добрая и весёлая.
— Мы не можем этого сделать. Это нарушение закона. У Анжелы есть официальный опекун — её бабушка.
— А что будет, если нарушить закон? В тюрьму посадят?
— За такое нарушение, может, и не посадят. Сажают воров и убийц.
Девочке стало страшно. “Ладно, будем просто кормить её”.
На день рождения Анжела получила от Уваровых куртку, ботинки, платье, джинсы и комплект белья. Саша на накопленные деньги купила подруге шапочку с разноцветным помпончиком.
Переполненная эмоциями Анжела, согласилась изучать скретч, не представляя, что это и зачем надо.
Саша обняла подругу. — Это очень простой язык. У тебя получится. Вот увидишь, — тебе понравится программировать.