Давным-давно, в детстве, я был сильно удивлен, узнав, что венгры и финны говорят на языках одной языковой группы.
Эстонцы, ханты, мордва - ожидаемо. Не удивился бы, если бы на схожем с финнами языке говорили якуты или коряки - да любые северные народы.
Но где финны - и где венгры?!
Однако же вот, многие венгерские слова финны легко понимают. И наоборот.
* * *
Собственно, о чем речь.
На протяжении десятилетий после Второй Мировой финны демонстрировали удивительную практичность. Когда все западные страны шли на конфронтацию с СССР, а все социалистические сателлиты, наоборот, безоговорочно поддерживали КПСС - финны вели свою, уникальную, внешнюю политику. И не надо говорить про Албанию, Югославию, или даже Румынию: финны успешно вели дела с Советским Союзом, не будучи коммунистами-оппортунистами.
И да, я знаю об "особой роли" Финляндии в секретных операциях советских спецслужб. И о том, что финны выдавали СССР беглецов-диссидентов. И даже слышал о "секретных соглашениях", которые, якобы, были заключены между Сталиным и Маннергеймом после советско-финской "Зимней" войны - и которые, опять же, якобы, выполнялись даже во время Великой Отечественной.
Так или иначе, финны не упускали свою выгоду в торговле с СССР, при этом оставаясь представителем западного мира и не отказываясь от доктрины о приоритете личных свобод перед коллективными интересами.
В последние тридцать лет схожую, крайне прагматичную, позицию регулярно демонстрируют власти Эстонии. Да, они первыми из прибалтийских государств принимали дискриминационные законы против русскоязычного населения. Однако при этом они почти ни в чем не воплощали в жизнь следующую из них внутреннюю политику, стремясь скорее к компромиссам с русскоязычной общиной, чем к конфронтации. А законы - законы оставались "дамокловым мечом", висящим над головами эстонских русских, чтобы те были сговорчивее и не пытались давить на власти соседством с могучей "исторической родиной".
В экономике эстонцы тоже провели максимально прагматичную работу по сокращению неэффективных производств с сохранением наиболее выгодных. Да, в условиях распада экономических связей с другими частями бывшего СССР это привело к закрытию большого числа предприятий. Тем не менее, Эстония оказалась единственной страной, которая послы выхода из СССР быстро и в полной мере перестроила экономику на "капиталистические" рельсы, и тем самым успешно стабилизировала и внутриэкономическую, и внутриполитическую ситуации.
Последним примером прагматизма эстонцев, буквально в прошлом месяце, может служить возобновление работы сланцевых ТЭС: оказывается, "наследие социализма" было сохранено в работоспособном состоянии, и сейчас, в условиях обезумевшего газового (спекулятивного) рынка, его оказалось возможным расконсервировать и запустить в эксплуатацию буквально за пару недель.
Прагматизм - это слово может быть помещено на герб Эстонии в качестве национального лозунга.
* * *
Так вот, о венграх.
Привычно вспоминая все те долгие века венгров-воинов, которые пугали до одури всех соседей и сумели даже добиться равного "государствообразующей нации" статуса в Восточном Рейхе (Остер-райх, известный нам как Австрия), ожидаешь от венгров яростного напора и боевого безумия, но никак не прагматичного следования своим экономическим интересам.
Однако же вот! когда дело дошло до экономической выгоды - всё "восточное братство против России" было немедленно забыто, и был подписан договор, почти исключающий поставки газа по украинской газотранспортной сети.
А сегодня, когда Ирландия согласилась повысить налоги для крупных корпораций на своей территории, двумя странами ЕС, которые все еще не вступили в этот клуб "добровольно режущих кур, несущих золотые яйца", оказываются... Эстония и Венгрия. Причем Венгрия и вовсе не собирается повышать налоги (Эстония - обещает), и рассчитывает получить существенные доходы от обслуживания корпоративных счетов.
Политика - политикой, европейское единство - единством, а про свой карман забывать не надо!
И в этом общая черта всех "европейских" финно-угров.
* * *
Почему?
Думаю, это не случайность и не совпадение.
Финно-угорские племена были когда-то расселены по всему восточно-европейскому суб-континенту, от Вислы (а то и от Одры) до Урала... А вот сейчас от них остались лишь осколки. Причина - более низкий уровень технологий добывания пищи. Когда романские, германские, балто-славянские племена уже вовсю рыхлили землю мотыгами, финно-угры все еще охотились на зайцев и тетеревов. Когда германцы и прочие по списку переходили к плугу - у финно-угров все еще основным способом добывания пищи была рыбалка. Это, между прочим, вообще "исторические" времена, а не реконструкции палеоэтнографов.
Добавьте сложный язык, совершенно иной языковой группы (славянину куда проще выучить германский язык, а немцу - романский, чем любому из них освоить финно-угорскую мову). Добавьте иные традиции, существенно иной жизненный уклад (ну не индоевропейцы они, финно-угры! а мы с немцами, в каком-то роде, наследники одной культуры, хоть и давненько разошедшиеся). Другая религия, само собой...
И получается: там, где чужаков балтийского или славянского происхождения ассимилировали - финнов истребляли или вытесняли в неудобья.
Там, где германцы перенимали у романских народов плуг - финны продолжали коснеть в своем охотничье-рыболовецком хозяйстве.
Где славяне учились у норманнов строить мореходные суда - финны продолжали пользоваться долбленками.
В общем, финны всегда и везде жили хуже, чем окружающие их народы, да еще и испытывали постоянные притеснения.
Можно понять свирепых венгров, наводивших ужас на соседей - если бы не их свирепость, съели бы их и не подавились бы.
А образ жизни, он рано или поздно накладывает отпечаток на национальный характер. "Бытие определяет сознание" (С) Маркс, так сказать.
Вот и получились из всех финно-угорских племен народы очень прижимистые, экономные, и... прагматичные.
А иначе просто не выжили бы, как не выжили все те многочисленные племена финно-угорского корня, населявшие когда-то восточноевропейский суб-континент. Меря, веся, мещёра, мурома, чудь, водь, ливы, емь - это только те названия, которые дошли до наших дней. А сколько их было еще... Кто знает.