Найти тему

Как поддержать ребёнка в выборе профессии

Как поддержать ребёнка в выборе профессии, рассказывает мама четверых детей Алсу Копылова.

В жизни каждого родителя наступает тот ответственный и волнующий этап, когда его ребёнок вырастает и должен определиться с будущим видом деятельности и университетом.  Как показывает статистика, большинство российских подростков на момент окончания школы не способны решить, какая профессиональная стезя подходит именно им.

-2

Мы же, родители, переживаем и задумываемся о том, стоит ли настаивать на определённом варианте, который с высоты нашего опыта кажется нам для любимого чада наиболее подходящим и благоприятным.

Конечно, родители и учителя, заинтересованные близкие изначально задают множество вопросов: «Кем ты хочешь стать?», «Какие планы на будущее?», «Есть ли хотя бы приблизительное понимание, куда идти?»

-3

Однако неужели мы можем быть уверены, что подросток от 14 до 17 лет, стесняющийся зачастую задать банальный вопрос прохожему, может иметь чёткое представление о том, что ему уже сейчас делать со своей жизнью? Такое удачное стечение обстоятельств порой встречается, но это скорее исключение из правил.

Раньше детям было куда проще. Во-первых, был ряд известнейших и вдохновляющих профессий. Мальчики спокойно и вполне уверенно говорили, что хотят быть космонавтами или лётчиками из-за престижности или в память о своём герое.

-4

Более того, гендерные роли имели чётко очерченные рамки и позволяли выбирать из меньшего количества вариантов. Так, для девочек предлагали сферу танцев, а мальчики уходили в спорт.

Разумеется, большую роль играла тенденция преемственности: если папа и мама были уважаемыми врачами, речи не шло о том, чтобы рассматривать другие направления.

Современность

Сейчас мир сильно изменился. Количество и разнообразие профессий может заставить всерьёз задуматься не только ребёнка, но и зрелого человека. Вспомните, сколько вы знаете примеров своих знакомых, которые до сих пор сомневаются в своём выборе или резко поменяли его в довольно зрелом возрасте?

-5

Дети в век торжества социальных сетей и индивидуализма тоже уже не настроены продолжать семейное дело или выбирать социально полезные профессии. Если вы придëте в любой выпускной класс и спросите, кто хочет быть трактористом, как думаете, сколько ребят откликнутся? А если зададите вопрос: «Кто мечтает стать блогером?» — лес рук не удивит.

-6

Современные профессии в целом овеяны атмосферой быстрого и оглушительного успеха. А для того, чтобы стать тем же космонавтом или профессиональным спортсменом, необходимо иметь железное здоровье и такие же нервы, работая над собой всю жизнь.

Когда можно вмешиваться?

Я благодарна моей маме, которая поддерживала меня и видела мой потенциал: худоба и хорошая растяжка указывали на сферу танцев. Я хотела этого, и она видела серьёзность моих стремлений. Но настал момент столкновения с реальностью. Из-за высокого роста мне не давали выходить на сцену. Предстояло найти для себя другой путь.

-7

Именно в этот момент родитель должен подключаться к выбору, руководствуясь не только знаниями, но и эмпатией — видеть наряду со способностями и склонностями ещё и интересы ребёнка. Мама повезла меня в школу искусств в другой конец города, где рост не был важен.

Далее наступил этап, когда мне нужно было поступать в училище. Но и там ответ был прежний: «Прекрасная девочка, всё хорошо, но у неё слишком высокий рост, нам некуда её ставить». И если бы моя мама совместно со мной не продолжала искать решение проблемы, мы бы никогда не узнали, что в 16 лет мне предложат уехать в Санкт-Петербург, где нужны высокие девушки.

Обратная сторона медали

Всё ещё существуют ситуации, когда родители настаивают на том, чтобы подросток шёл по их стопам: дескать, хватит заниматься ерундой, ты должен продолжать моё дело, 15 лет сидеть именно в этом кабинете, где работал я.

-8

Давно пора понять, что никто никому ничего не должен.

Да, вы можете продавить неокрепшую личность, но будете пожинать плоды: ребёнок либо не состоится в профессии, либо в последний момент «обрадует» вас тем, что ему эта профессия не нужна, и бросит её.

Мой опыт

Моя дочь София изначально ходила на художественную гимнастику до определённого момента, сейчас же она учится в Пансионе воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации. Там представлена широкая предметная направленность, при этом уже сейчас, в 9-м классе, дочь должна определиться с факультетом. И вдруг София мне говорит, что ей интересно было бы обучаться на дизайнера.

-9

Разумеется, новость в какой-то мере выбила меня из колеи, ведь такой профессии нет в пансионе.  Конечно, я всегда понимала, что София не будет экономистом, юристом или специалистом по общественным связям. Но у неё горят глаза, когда она говорит о своём выборе. И я понимаю, что сделаю всё для того, чтобы поддержать дочь, и приложу все усилия, чтобы она в этой профессии успешно реализовалась.

-10

Для меня важно понимание того, что в дальнейшем это не помешает ей заниматься чем-то ещё. Мы живём в то время, когда можно переквалифицироваться в любом возрасте: платформ для доступного обучения очно, заочно и онлайн — превеликое множество.

Задача родителей

Родительская задача и состоит в том, чтобы не ограничивать ребёнка и помогать ему реализовываться. При этом нельзя пускать всё на самотек. Крайне важно не позволить ребёнку из-за страха и других отвлекающих факторов заходить в режим вечного ожидания и оттягивания — взрослые должны мотивировать определяться, пробовать и искать.

-11

Материальную составляющую тоже не стоит упускать из виду. Необходимо совместно рассматривать те сферы, где подросток в будущем не только станет получать удовольствие от процесса, но и будет зарабатывать, — хорошим примером выступают игры, где люди получают миллиарды! При этом ребёнок должен осознавать, во-первых, что траты на тот же компьютер — это не развлечение, а вложение в его становление. И во-вторых, выбор рода деятельности — это выбор не хобби, а именно профессии.

Напоследок — правило трёх вопросов, которое поможет в профессиональном определении:

1. «Хочу». Есть ли у подростка желание работать в выбранной сфере?

2. «Могу».  Есть ли у ребёнка способности, которые помогут успешно развиваться в этой профессии?

3. «Надо». Эта профессия сейчас пользуется спросом и сможет приносить прибыль?

-12

Однозначные ответы есть? В любом случае они найдутся, если вы будете не решать за ребёнка, а поддерживать и направлять его.