Четвертая волна коронавируса накрывает не только Нижегородскую область, но и всю страну, весь мир. И ответственность за результативность принимаемых для сдерживания заболеваемости мер возложена на региональных руководителей.
Важно не только то, что происходит, но и то, как это воспринимает бизнес и широкие слои населения. И в России все очень серьезно осложняется взаимным недоверием власти и общества.
В преддверии выборов в Государственную думу, по общему мнению, распространенному среди самых широких слоев общества, статистика существенно занижала количество заболевших и число смертельных случаев. Каждый день нам давали примерно одну цифру, не менявшуюся от месяца к месяцу, и все понимали, что умирает больше, просто есть указание смягчать данные, чтобы меньше волновать людей.
После выборов цифры стали ожидаемо расти, хотя, похоже, и сейчас их несколько придерживают. Есть ли в этом большой смысл? Число умерших все равно выплывет, когда будут подводить итоги за год, его невозможно полностью скрыть. Можно перераспределить данные между неделями и месяцами, но результат за год не скроешь.
В этих условиях в сравнении с развитыми странами у нас значительно больше доля тяжелых и летальных случаев. Это говорит о том, что принимавшиеся меры оказались недостаточными.
При этом у меня не повернется язык упрекать власть за то, что она не принимала жестких мер – все-таки общество очень устало от ограничений. Люди очень негативно реагируют на призывы к вакцинированию, тем более на давление.
Мы видим, что и в других странах прибегают к принуждению – тот же президент США Байден объявил, что все государственные служащие должны привиться, но и все частные фирмы, работающие по заказам государства, должны привить своих сотрудников. Однако это давление соседствует с бо́льшим доверием общества к власти, и люди там прививаются охотнее.
У нас же доля антиваксеров – тех, кто не только сам не прививается, но и активно агитирует других не прививаться, – угрожающе велика. И дело не в дремучести наших людей, а в их недоверии к власти. Между тем, российский «Спутник V», по всеобщему мнению, это хорошая, действенная вакцина.
Стоит ожидать, что региональные власти будут пользоваться возложенной на них обязанностью по сдерживанию пандемии и будут вводить ограничительные меры. И результативность этих мер будет зависеть уже от доверия к региональной власти. Где-то это доверие будет несколько сглаживать противоречие. Если же региональная власть не пользуется доверием, то результативности на этом фронте ждать не приходится.
Я не ожидаю таких глубоких локдаунов, какие мы наблюдали год-полтора назад, массового закрытия бизнесов – власть на это сегодня не решится. И даже увеличивающееся число смертельных случаев не вынудит власть прибегнуть к крайним мерам, хотя мириться с определенными ограничениями все же придется.
Сегодня мы расплачиваемся за глубокие недоработки в плане взаимодействия государства и общества. Это взаимное недоверие и отсутствие нормальной взаимосвязи для нас уже стала привычной, но в критических ситуациях – а сегодня ситуация критическая – мы за это расплачиваемся. Наше отставание от развитых стран по доле вакцинированного населения уже бросается в глаза.
Александр Мазин, профессор НИУ РАНХиГС