Найти тему
Андрей Павлов

Рассвет республики Часть1. Глава 4. (продолжение)

(По мотивам игры Total War: Rome 2 Rise of the Republic)

Рим долго находился в радостном возбуждении. Всюду обсуждали прошедшее заседание сената. Луций Фурий своими предложениями приобрёл огромное влияние в обществе. Выбраны были дуумвиры (в древнем Риме это были два человека , которым государство поручало какое-нибудь совместное дело) для наделения огородами представителей второго, третьего и четвёртого классов среди плебеев. Закончив все государственные дела, которые требовали его вмешательства, Луций Фурий на седьмой день до октяьрских ид (9 октября) отпраздновал свою свадьбу с Децией Гемеллой.

Свадьба в Древнем Риме
Свадьба в Древнем Риме

Она была младше его на тринадцать лет. Луций относился к Деции с какой-то трепетной нежностью . Грозный государственный деятель, который словно могучий утёс, отражающий непрерывные волны и сильный ветер, выдерживал бурную политическую жизнь Рима, но в её присутствии оставлял свою непоколебимость и воинственность. С Децией он мог расслабиться и оставить за стенами дома шторма и грозы окружающего мира. Молодая жена любила и уважала его. Луций был воплощением её девичьих идеалов. Муж, занимающий высокий пост в государстве, имел огромное auctoritas (понятие включает в себя власть, положение в обществе, звание, влияние, значительность, авторитет, ручательство, надёжность, достоверность. Обозначается способность влиять на события при помощи личной репутации). Он приобрёл уважение у плебеев и патрициев. Возраст Лицуя как никогда подходил юной деве. Она могла довериться ему как в бытовом вопросе, так и в интимной сфере. Он стал её мужем, учителем и отцом в одном лице.

Как вознеслось самомнение и влияние главы плебейского рода Деция, отца невесты Луция Фурия. Он породнился с одним из самых могущественных и древних патрицианских родов.

Несколько дней, проведённых в сладостной истоме вдали от политической суеты, пролетели как один миг. Дела в Риме требовали его внимания и участия. Понимая, что его молодой жене будет трудно адоптироваться к новым реалиям и чтобы она не была изгоем в патрицианской среде, Луций предложил Альбании иногда собираться в его доме, организуя некий женский клуб Фуриев. Таким образом жена Марка брала на себя шефство над двумя девушками плебейками, а взамен получала искреннее и радушное общение, не обременённое политикой. Устроив семейные дела, Луций стал готовиться к предстоящему заседанию сената. Его очень насторожили известия от брата.

Марк Фурий Камилл собрал у себя военных трибунов и центурионов. Он осмотрел присутствующих. Военные трибуны пребывали в нетерпении их терзало любопытство. Это была их первая кампания. Марк, вспомнив себя, улыбнулся и перевёл взгляд на молчаливых центурионов. Те сидели невозмутимо.

-Я собрал вас сообщить, что наши доносчики в Анции, пока не точно, известили через торговцев о том, что к нашим границам выдвинулась небольшая армия вольсков, - начал Марк Фурий.

Центурионы устремили взгляд на полководца, но пребывали в молчаливой невозмутимости. В глазах военных трибунов, напротив, вспыхнул огонь. Они уже предвкушали воинскую славу. Марк ухмыльнулся: “Молодёжь мечтает о драке.”

-Наши силы пока малы, - продолжил полководец. – Есть, правда, небольшие надежды на местный гарнизон. Благодаря переселившимся патрициям, мы можем набрать две турмы всадников, одну центурию тяжёлых гоплитов (центурионов в игровом мире) и центурию лёгких гоплитов. Из плебеев мы можем сформировать три центурии мечников и две центурии левисов.

Военный совет
Военный совет

Военачальник задумчиво замолчал. Воцарилась глубокая тишина, изредка нарушаемая звуками проезжающих повозок и криком осла. Все понимали, что это самый оптимистичный взгляд на происходящее. Успеют ли они набрать, а, главное, натренировать достаточное количество воинов?

-Наш легион состоит из молодых новобранцев. У нас мало опытных воинов. На вас, центурионы, возлагается трудная и почётная обязанность сделать из молодых людей непоколебимых легионеров с высоким боевым духом и железной дисциплиной, - продолжил Марк.

-На вас, военные трибуны, возлагаются административно-хозяйственные обязанности. Кроме нашего легиона необходимо снабдить всем необходимым гарнизон Остии, - обратился военачальник к штабным офицерам.

Обучение воинов
Обучение воинов

-Работы много, а времени мало, - продолжил Марк. - Необходимо усилить и ужесточить тренировку. Каждый день. С утра до позднего вечера постоянная муштра. Вам, центурионы, предстоит за короткий период сделать из вчерашних сосунков бывалых вояк. Они должны знать строевой устав как второе “я”. Все действия они обязаны производить не задумываясь. Любое невыполнение приказа будет караться смертью. Да, чуть не забыл. Необходимо составить список ветеранов, которых мы пошлём в гарнизон Остии в качестве центурионов. К завтрешнему вечеру он должен быть готов.

Центуринам дано задание из новобранцев сделать опытных воинов.
Центуринам дано задание из новобранцев сделать опытных воинов.

Полководец оглядел присутствующих в ожидании вопросов.

-Как далеко вольски? – спросил Гай, центурион тяжёлых гоплитов (центурионов в игровом мире) . Он был участником битвы под Вейями, служил влегионе, когда Марк Фурий отличился в битве с эквами.

-Точно не известна ни их численность, ни дислокация, - ответил Камилл. – Их видели выходящими из Анция по дороге в Остию. Но по сообщениям наших разведчиков, к границе вольски не подошли.

-Значит, есть вероятность того, что нападения не будет? – спросил Гай.

-Да, есть. Лучше подготовиться к битве заранее, чем потом в панике метаться среди домов, - ответил Марк.

Полководец ожидающе осмотрел присутствующих. Все молча переваривали услышанное.

-Раз нет вопросов, то можете разойтись – сказал Марк.

Когда присутствующие потихоньку покидали совет, Камилл сидел, задумавшись. Его терзали тревожные мысли: «Успеют ли они сформировать боеспособный гарнизон? Удастся ли Луцию набрать ещё одну центурию гоплитов и отправить её в Остию? Одно радует, что вейнеты пока не в силах пойти войной. Его товарищ Потит очень хорошо пощипал врага.”

А тем временем Луций Фурий созвал сенат. Курия после прошедших событий находилась в радостно возбуждённом состоянии. Никто ещё не знал, по какому поводу было объявлено заседание. Луций, после принесения жертвы, вошёл в зал. Его серьёзное выражение лица насторожило присутствующих.

-Уважаемые сенаторы! – начал Луций, - Возможно, что чрезмерной радостью, мы прогневали кого-то из богов или богинь.

Курия внимательно слушала его. Прекратились всякие шепотки. Слова были, словно гром среди ясного неба.

- Ко мне прибыл вестник от Марка Фурия с недоброй вестью. Его слова подтвердили купцы герники. Вольски направили армию к нашим границам, - продолжил Луций.

В курии поднялся шум. Кто-то гневно потрясал кулаками, кто-то взывал к богам, а некоторые сидели в оцепенении, оглушённые этой новостью. Луций немного подождал, когда спадёт накал страстей, и призвал всех к тишине. Ещё слышалось где-то ворчание и ругань, но в большей части курия подчинилась председателю. Луций продолжил речь:

-Мы пока не знаем, где находится эта армия, не знаем её численность, а главное, нам не известно, что задумали вольски. Рим не в состоянии объявить им войну. У нас нет ни одного полноценного легиона. Наша задача - предотвратить войну. Поэтому предлагаю уважаемому сенату отправить к вольскам особое посольство во главе с Публием Лицинием.

Курия молчала в недоумении. Публий взял слово:

-Большей наглости от тебя, Луций Фурий, я не ожидал. У тебя не получилось подстроить мне смерть при первом посольстве, так ты решил не оставлять своего плана и вновь хочешь направить меня в логово змей. На прошлом заседании, сговорившись с народным трибуном, ты, любитель плебейских шлюх, унизил меня, выставив всеобщим посмешищем. Я патриций, а не твой раб, которого ты волен безнаказанно убить.

Заседание сената
Заседание сената

Дождавшись паузы и едва сдерживая свой гнев, Луций произнёс:

-Дорогой Публий! Если бы я имел умысел убить тебя, то сделал бы это куда более изощрённее и незаметнее. На прошлом заседании ты унизил себя сам . Тебя разъедает зависть к твоему более удачливому товарищу. Неужели личные амбиции для тебя выше гражданского долга? Бьющий себя в грудь и утверждающий свою уникальность, ты предстаёшь для себя великим героем, защищающим древние традиции. Но наши славные предки жертвовали своими жизнями ради государства. Сейчас тебе предоставляется великая честь пойти к врагу и спасти Рим. И даже не ценой своей жизни, а лишь могучим красноречием. На тебя все надеются и ждут, что ты отвернёшь беду от государства. В прошлый раз тебе удалось улучшить отношения с вольсками. Поэтому сенат и народ Рима взирают на тебя, как на спасителя.

Курия одобрительно загудела. Местами стали звучать аплодисменты. Публий хотел возразить, но брат Гай остановил его :

-Не стоит. Сенаторы настроены на принятие предложения Луция Медуллина. Ты только опозоришь себя. Лучше смирись и обратись к защите Юпитера. Мы же, твои родственники, будем приносить каждодневные жертвы и мольбы, чтобы боги сохранили тебя.

-Я уже понял, - ответил Публий. – Этот любимец плебеев что-то ещё говорит.

Оба брата замолчали и прислушались к речи Луция.

-Прошу уважаемый сенат попросить коллегию понтификов узнать и провести необходимые обряды, чтобы умилостивить богов. А также объявить набор ещё одной центурии гоплитов, -продолжил свою речь председатель.

Сенат одобрил все предложения Луция. К концу октября был проведён лектисерниум (“стлать постели” – особого рода умилостивное жертвоприношение богам, когда на подушки ставили статуи богов, а перед ними ставили столы с кушаньями). Затем на Марсовом поле был произведён набор центурии лёгких гоплитов и отправлен под командованием Луция Валерия Потита в Остию.

Набор войск
Набор войск

(Продолжение следует)