Найти в Дзене
Большая перемен@

Тесты — зло? Что такое обратный эффект тестирования и как с ним бороться

Замечали, что учеников больше беспокоят результаты контрольной, а не то, как они усвоили материал урока? В научной литературе есть понятие washback effect — обратный эффект. Рассказываем, в чем суть этого явления, как оно может мешать учебному процессу и как усилить его позитивную сторону (она тоже есть!). Поделитесь своим мнением в комментариях: вы за или против проверки знаний тестами? Почему? Как работает обратный эффект Многолетние исследования показали, что тестирование учащихся ощутимо меняет подход к преподаванию. Нередко преподаватели иностранных языков начинают «натаскивать» на тестовые задания в ущерб развитию навыков. В итоге ученики успешно сдают тесты, но в обычной жизни не могут общаться на другом языке. Ценным становится только то, что проверяется и оценивается тестированием — из-за этого другие важные знания и навыки выпадают из содержания обучения. Вместо того, чтобы учиться мыслить и искать нестандартные решения, школьники зацикливаются на том, чтобы побыстрее справит
Оглавление

Замечали, что учеников больше беспокоят результаты контрольной, а не то, как они усвоили материал урока? В научной литературе есть понятие washback effectобратный эффект.

Рассказываем, в чем суть этого явления, как оно может мешать учебному процессу и как усилить его позитивную сторону (она тоже есть!).

Поделитесь своим мнением в комментариях: вы за или против проверки знаний тестами? Почему?

Как работает обратный эффект

Многолетние исследования показали, что тестирование учащихся ощутимо меняет подход к преподаванию. Нередко преподаватели иностранных языков начинают «натаскивать» на тестовые задания в ущерб развитию навыков. В итоге ученики успешно сдают тесты, но в обычной жизни не могут общаться на другом языке.

Ценным становится только то, что проверяется и оценивается тестированием — из-за этого другие важные знания и навыки выпадают из содержания обучения. Вместо того, чтобы учиться мыслить и искать нестандартные решения, школьники зацикливаются на том, чтобы побыстрее справиться с заданием, порой даже не задумываясь над его сутью.

Исследователи пишут, что обратный эффект способен захватить как отдельных учителей и учеников, так и целые организации, которые начинают подстраивать академические учебные планы и методы преподавания под итоговое тестирование. Не подумайте, что это касается только России — такая же ситуация и в США, и в других странах.

Плюсы обратного эффекта

Обратный эффект не стоит воспринимать как абсолютное зло. У него есть и положительные стороны:

  • ученики больше стараются, чтобы достигнуть желаемого результата;
  • высокие баллы подбадривают и вдохновляют учащихся;
  • прорешивая тесты на занятиях, ученики меньше волнуются на итоговом тестировании;
  • тесты помогают быстро найти пробелы в знаниях.

Как усилить позитивное влияние

  • Проверяйте владение навыком, а не только знание отдельных терминов/формул/прочего.
  • Сделайте небольшие проверки постоянной частью ваших уроков. Объясните ученикам, что они нужны для того, чтобы провести работу над ошибками и закрыть проблемные вопросы.
  • Тестируйте навыки, которые с трудом дались ученикам на уроках и/или на предыдущем тесте.
  • Подстраивайте тестирование под программу обучения, а не наоборот.
  • Собирайте вместе с тестовыми карточками черновики, чтобы увидеть ход мыслей или вычислений учеников.
  • Отмечайте успехи детей. О том, как сформировать установку на развитие читайте в материале Как детям захотеть учиться, и почему похвала "умница" этому мешает.

ОГЭ, ЕГЭ, ВПР, КДР — в школьной жизни не избежать тестирований и контрольных. Но с каждым годом задания становятся все сложнее, требуют понимания, анализа, рассуждения, а не бездумного выбора или угадывания ответа. Только глубокое знание предмета поможет ученику получить достойный балл, поэтому нельзя отказываться от учебных практических целей в пользу «натаскивания» на тест.

А как вы считаете, от тестов больше вреда или пользы? Поделитесь своим мнением в комментариях!