Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Полк «Нормандия-Неман» всегда в нашей памяти

Оглавление

Сергей Елисеев

Мир движется к 80-летию начала Второй мировой войны и одновременно – к 75-летию победы нашего народа в Великой Отечественной войне, а в мировом масштабе – к юбилею победы антигитлеровской коалиции над германским фашизмом. Благодаря объединенным усилиям народов зло было повержено. Человечество чтит память воинов, отдавших свои жизни на полях сражений и бесконечно благодарно им за мирное небо над головой в течение многих десятилетий. Но мы, люди конца XX – начала XXI веков, к сожалению, всё реже ощущаем поддержку участников той ужасной войны, воспоминания которых давали стимул к работе над тем, чтобы подобные войны не повторились. В связи с этим российская общественность выступает с инициативой о дальнейшем увековечивании героизма авиационного полка «Нормандия-Неман». Память о замечательных летчиках этого полка должна оставаться в сердцах соотечественников и наших друзей во Франции. В этом аспекте инициатива России в 2019 г. будет ознаменована установкой бюста одному из четырех Героев Советского Союза – гражданину Франции Марселю Лефевру в Центральном музее Великой Отечественной войны в Москве. Установка бюста Герою будет проходить 11 июля и приурочена ко Дню Независимости Французской Республики – 14 июля. Французская сторона поддержала это начинание. В последующем планируется установить бюсты остальным трем гражданам Франции – Героям Советского Союза из авиационного полка «Нормандия-Неман». Память о героях не должна ослабевать!

В марте 1942 года Национальный комитет «Свободной Франции» (позднее «Сражающаяся Франция») обратился к Советскому правительству с предложением направить в СССР группу французских лётчиков и авиамехаников для участия в боевых действиях против фашистской Германии. 25 ноября было подписано советско-французское соглашение о формировании на территории СССР французской авиационной эскадрильи. Важную роль в этом сыграл генерал де Голль (1890–1970 гг.) – президент Франции в 1959–1969 годах.

Эта эскадрилья, а с 5 июля 1943 года – полк «Нормандия», прошли героический путь, активно участвуя в Курской битве, освобождении Белоруссии и Прибалтики, а также в Восточно-Прусской операции.

За вклад в освобождение Белоруссии при форсировании советскими войсками реки Неман полк получил наименование Неманского, или: «Нормандия Неман», к которому в 1945 году добавилось: «Краснознамённый, ордена Александра Невского». «Нормандцы» за войну выполнили 5,3 тысяч боевых вылетов, провели 869 воздушных боев, сбили 273 и повредили 80 гитлеровских самолётов, уничтожили значительное количество живой силы и боевой техники.

Четверо лётчиков старшие лейтенанты Марсель Альберт, Ролан де ля Пуап, Марсель Лефевр (посмертно) и младший лейтенант Жак Андрэ были удостоены звания Героя Советского Союза, 83 лётчика награждены орденами. Французское правительство отметило боевые подвиги полка наградами: орденом Почётного легиона, Боевым крестом с пальмой, Крестом освобождения и Военной медалью. Из 97 лётчиков полка «Нормандия-Неман» 42 погибли.

На родину лётчики «Нормандии-Неман» улетели 20 июня 1945 года на 41 самолёте Як-3, переданном Советским правительством в дар Франции.

А начиналось это так. 29 ноября 1942 года в г. Иваново прибыли 72 француза-добровольца (14 лётчиков и 58 авиамехаников). 4 декабря из них была сформирована истребительная эскадрилья. К 22 марта 1943 г. освоение личным составом самолёта Як-1 было закончено, и эскадрилья перебазировалась в полосу Западного фронта. Вскоре она была включена в состав 303-й истребительной авиадивизии (командир Г. Н. Захаров) 1-й воздушной армии, которой командовал Герой Советского Союза М. М. Громов. 5 апреля 1943 года лётчики приступили к боевым действиям. Их ходатайство названии эскадрильи «Нормандией» – в честь французской провинции, наиболее пострадавшей от гитлеровцев, – было удовлетворено.

Не все было гладко. Герой Советского Союза генерал Г. Н. Захаров вспоминал: «Жили и воевали французские летчики в тех же условиях и на тех же правах, что и наши. Пожалуй, в первое время им пришлось потруднее. По собственному опыту знаю, что воевать вдали от родины всегда тяжелее. Но кроме этой особенности были и другие, суть которых надо было искать во взглядах на современную войну и в умении воевать по законам своего времени. Будучи мужественными бойцами, имея прекрасную летную подготовку, французы, тем не менее, многому еще должны были научиться. Эта наука давалась не сразу и довольно дорогой ценой. Я видел, каких трудов – особенно летом сорок третьего года – стоило французским летчикам приобретение сурового опыта войны, но как командир не делал и не мог делать для них никаких скидок».

Далее Захаров приводит пример, когда французские лётчики возвратились из боевого вылета с неизрасходованным боекомплектом, хотя видели и могли уничтожить гитлеровские самолеты на земле. Учеба у советских летчиков быстро стала давать свои плоды. Счет сбитых фашистов в их эскадрилье стал расти, появилось боевое мастерство.

Французы воевали на истребителях сначала на Як-1, затем – на Як-9 и Як3. Первым командиром эскадрильи был майор Жан Луи Тюлян (погиб 17 июля 1943 года), который ещё до прибытия в СССР сбил шесть гитлеровских самолётов. Кроме Тюляна имели небольшой боевой опыт ещё шесть пилотов.

Вскоре и генерал-полковнику Громову пришлось встретиться с руководством «Нормандии». Позднее он вспоминал: «Я провел разбор деятельности французской эскадрильи «Нормандия». (…) Для этого я вызвал к себе командный состав. В начале боевой деятельности, как я узнал, французы несли неоправданные потери. Летали же они блестяще и виртуозно. Дрались безупречно храбро, никогда не считаясь с численностью вражеских сил. Однако они вели войну в воздухе в том же джентльменском стиле, который существовал в Первую мировую войну: бросали письма с малой высоты на аэродромы противника с вызовом на «дуэль» в воздухе и т. д. Немцы же встречали их зенитным огнем и нападали организованно превосходящими силами. Нужно было в корне изменить их методы и способы ведения войны в воздухе. Взаимодействие и организованность должны были стать во главу угла. Тактика и организация были для них новыми. Этот разбор вскоре дал положительные результаты. «Нормандцы» стали воевать эффективно».

Одним из первых, кто отказался от тактики ведения одиночного боя был Марсель Альберт, в будущем он стал Героем Советского Союза.

Особенно пилоты «Нормандии-Неман» отличились осенью 1944 года в Восточной Пруссии. День 16 октября 1944 года стал самым удачным днем в истории «Нормандии». Тогда летчики полка сбили 29 самолетов противника и около 50 уничтожили на земле.

Конструктор истребителей «Як» А. С. Яковлев, встречавшийся во время войны с лётчиками «Нормандии», писал: «Я не запомнил всех французских летчиков, с которыми тогда познакомился. (…) Когда Марселя Альберта за боевые заслуги удостоили звания Героя Советского Союза, он сказал на митинге авиационного полка: «Я делал и делаю все, что могу, для того чтобы скорее разбить немецко-фашистских захватчиков, которые осквернили мою родную Францию. Мне хочется поблагодарить советских механиков за подготовку самолетов «Яковлевых», которыми снабдила наш полк Советская страна».

А. С. Яковлев продолжает: «Лейтенанту Лефевру было 25 лет, родом он из старинного города Руана. Лефевр окончил летную школу на юге Франции, был инструктором. В момент подписания Петэном позорного мира с Германией Лефевр находился в Северной Африке. Перелетев Гибралтар, он сначала направился в Англию, где патрулировал на «Спитфайре» Ла-Манш. Узнав, что формируется лётная часть из французских пилотов-добровольцев, отправляющихся в СССР, Альберт Лефевр стал одним из первых пилотов «Нормандии».

Интересно сказал Лефевр о русских летчиках: «Они сражаются с яростью, и притом умно, не теряя головы, когда видят врага близко… Мне нравится в русских их холодная ярость в бою. Мы с ними спелись в воздухе. (…)

[На приёме в Кремле. – С. Е.] был предложен тост за французских летчиков. Командир полка «Нормандия» подполковник Пуйяд был среди приглашенных. Сталин спросил его мнение о «Яках». Пуйяд ответил, что французские летчики летали на американских истребителях, на английских «Спитфайрах», но предпочитают «Як-3».

По французской традиции победитель возвращается домой с оружием, которым он поразил врага. Перед отлетом во Францию майор «Нормандии» Луи Дельфино, командовавший полком с 28 октября 1944 года, заверил советских товарищей: «Мы будем проводниками нерушимой дружбы Франции и Советского Союза!». Этому слову французские лётчики остались верны всю жизнь.

-2
-3

Герой Советского Союза Марсель Оливье Альбер родился 25 ноября 1917 года в Париже в многодетной рабочей семье. По окончании школы работал на заводе фирмы «Рено». С 24 марта 1938 года – на военной службе. В ноябре 1942 года с группой первых добровольцев отправляется в Советский Союз в составе авиагруппы «НормандияНеман». Первый немецкий самолёт в небе СССР сбил 16 июня 1943 года.

30 августа 1943 года награждён орденом Отечественной войны 2-й степени за 47 успешных боевых вылетов, два лично сбитых самолета противника и три самолета в группе. К октябрю 1944 года на счету Марселя Альбера было 23 сбитых вражеских самолёта.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года за мужество, героизм и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими оккупантами, гражданину Французской Республики старшему лейтенанту Марселю Альберу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

После окончания войны продолжил службу в ВВС Франции, в 1948 году ушёл в отставку, женился на американке и уехал в Америку, где успешно управлял сетью ресторанов. Проживал во Флориде, затем – в штате Техас. Скончался 23 августа 2010 года.

14 сентября 2018 года возле школы №1 города Козельска (Калужская область) открыт памятник Марселю Альберу.

5 декабря 2017 года бюст французского летчика Марселя Оливье Альбера открыли на территории центра подготовки граждан Российской Федерации к военной службе и военно-патриотического воспитания Тульской области.

Герой Советского Союза Ролан де ля Пуап был одним из лучших французских летчиков-истребителей Второй мировой войны, сражался в составе авиаполка «Нормандия-Неман» на советско-германском фронте.

-4

Родился маркиз Ролан де ля Пуап 28 июля 1920 года в г. Прадо, в семье потомственных аристократов. Он с ранних лет был увлечён авиацией, и поэтому 15 августа 1939 года поступил в военную лётную школу в г. Анже. 15 марта 1940 года Ролану вручили диплом пилота и направили для повышения квалификации в лётное училище в г. Этамп. 10 мая 1940 года германские войска вторглись во Францию, а 21 июня 1940 г. Франция капитулировала. Де ля Пуап срочно эмигрировал в Великобританию и стал воевать там на истребителе.

В составе первых авиаторов-добровольцев 28 ноября 1942 года прибыл в СССР. В первых боях у Ролана не все получалось складно: побед добиться не удавалось. Особенно ожесточенным стал для Пуапа поединок с германским самолетом-разведчиком Fw-189, прозванным за двойной фюзеляж «рамой». Пуап так увлекся пикированием за ней, что у него от перепада давления лопнула барабанная перепонка. Советским врачам удалось восстановить французу слух и вернуть его в строй. Свою первую победу маркиз одержал 31 августа 1943 года, сбив пикировщик Ju-87. В сентябре добавил к своему личному счету еще две победы – Fw-190 и Ju-87. В одном из боев самолет Пуапа был подбит: одна стойка шасси не выпускалась, но Ролан посадил самолёт.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 ноября 1944 года старшему лейтенанту де ла Пуапу Ролану присвоено звание Героя Советского Союза.

Демобилизовавшись из ВВС Франции в 1947 году, занялся бизнесом, на вырученные деньги создал в г. Антиб морской зоопарк «Marineland». Изобрёл и построил пляжный автомобиль.

Умер 23 октября 2012 года в Сан-Тропе.

Герой Советского Союза Жак Андре родился 25 февраля 1919 года в Париже в семье известного французского аса Первой мировой войны. Лётное образование получил в г. Бурж. На военной службе с 15 апреля 1939 года. В начале июня 1940 года, когда итальянские войска оккупировали юг Франции, вместе с другими лётчиками эвакуировался в Северную Африку. Продолжил службу на территории Сирии, Алжира.

-5

В конце декабря 1943 года прибыл в СССР, где в городе Туле пополнялся личный состав поредевшего в боях французского авиаполка «Нормандия». Всего на советско-германском фронте им совершено 113 боевых вылета, сбито 15 фашистских самолётов. Указом Президиума ВС СССР от 23 февраля 1945 г. лейтенант Жак Андре награждён орденом Красного Знамени за 50 боевых вылетов, сбитие четырёх лично и двух в группе самолетов противника, уничтожение трех автомашин и двух паровозов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 июля 1945 года лейтенанту Андре Жаку было присвоено звание Героя Советского Союза.

После окончания войны продолжил службу в ВВС Франции, стал полковником. Кавалер ордена Почётного легиона. Уйдя в отставку, занялся садоводческим бизнесом. Был участником летних Олимпийских игр 1948 года в Лондоне, где выступал на соревнованиях по лёгкой атлетике. В беге с барьерами на 400 метров дошёл до полуфинального забега, заняв итоговое 12-е место. Скончался 2 апреля 1988 года.

Герой Советского Союза Марсель Лефевр родился 17 марта 1918 года во Франции в г. Лез-Андели вблизи Руана в рабочей семье. В 1937 году окончил лётную школу, работал лётчиком-инструктором.

-6

С 1938 года – на военной службе. После капитуляции Франции в июне 1940 года перелетел в Англию, где вступил в движение «Сражающаяся Франция». Правительством Петэна был заочно приговорён к смертной казни.

Патрулируя на истребителе над Ла-Маншем, одержал свою первую победу. В 1942 году записался добровольцем в создаваемую в Советском Союзе французскую авиационную эскадрилью. В конце ноября 1942 года прибыл в город Иваново и начал освоение самолёта Як-1.

Первую свою победу на фронтах Великой Отечественной войны Марсель Лефевр одержал 2 мая 1943 года, сбив штурмовик Hs-129, а на следующий день – истребитель Bf-109. Одновременно Марсель Лефевр осваивал новый самолёт Як-9 и обучал лётчиков, прибывших в полк. В мае 1944 Марсель Лефевр был назначен командиром эскадрильи.

28 мая 1944 года во время ознакомительного полёта в районе Витебска Лефевр сообщил своему ведомому Ф. де Жоффру, что у него «неприятности» и попросил прикрыть его. На неисправном самолёте он перелетел через линию фронта и произвёл посадку на своём аэродроме, после чего самолёт загорелся. Вытащить лётчика из машины удалось только после того, как разорвался последний снаряд и пламя начало проникать в кабину. Его доставили в госпиталь в Москву, где советские военные врачи сделали всё возможное, чтобы спасти жизнь мужественному французскому лётчику. Но, несмотря на все усилия медиков, Марсель Лефевр от полученных ожогов скончался 5 июня 1944 года. Был похоронен в Москве на Введенском кладбище. В феврале 1953 года прах Героя перезахоронен на его родине, во Франции.

Приказом министра обороны СССР старший лейтенант Марсель Лефевр был навечно зачислен в списки 1-й авиационной эскадрильи 18-го гвардейского истребительного авиационного полка «Нормандия-Неман».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 июня 1945 года за мужество, героизм и воинскую доблесть, проявленные в боях с германской армией, гражданину Французской республики старшему лейтенанту Лефевру Марселю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Всего за время войны Марсель Лефевр совершил 105 боевых вылетов, провёл 30 воздушных боёв, сбил десять и подбил два самолета противника.

Авиаполк «Нормандия-Неман» был единственной воинской частью другой страны, воевавшей на территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Прибыли они к нам в разгар Сталинградской битвы, когда весь мир, стоял перед вопросом, выстоит ли Советский Союз?

Вследствие предательства г. Петэна французские войска лишились возможности сражаться с врагом на родной земле. Наше правительство не возражало против участия французских летчиков в боях на советско-германском фронте. Хотя французских летчиков прибыло в СССР немного, но они своей боевой работой с честью демонстрировали единство в борьбе против общего врага.

Представитель французского «Сопротивления» генерала де Голля г. Гарро говорил 13 марта 1942 г.: «Может быть, это капля воды в океане, но сердца всей французской нации с нашими солдатами, которые будут сражаться вместе со своими русскими братьями. Братство наших народов на поле битвы имело бы большое значение не только для Франции, но и для всей Европы».

Установкой бюстов французским героям-лётчикам мы отдаём должное их вкладу в нашу Победу. Полк «Нормандия-Неман» был одним из тысяч полков на фронтах Великой Отечественной войны, но его борьба с фашизмом на нашей земле – есть заверение того, что силы добра и мира всегда объединяются и будут объединяться против мирового зла для блага жизни и мира на планете.

Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Сергей Елисеев | Литературный салон "Авиатор" | Дзен