Еще до начала серийного производства ВАЗ-2108 советские спортсмены были уверены, что будущее новой переднеприводной модели однозначно в большом спорта. Машина обладала удачной развесовкой, современной конструкцией подвесок, потенциалом, заложенным инжиниринговым отделением Porsche.
EVA
Проведение экспериментов с роторно-поршневыми моторами остановилось после запрета FIA, которая запретила группу Б. По этой причине ВАЗовские конструкторы и гонщики вернулись к обычной переднеприводной компоновке. Именно в это время прибалтийский конструктор и автогонщик Стасис Брундза из Прибалтики создал первый переднеприводный ВАЗ.
Дело происходило в 80-е, именно тогда конструктор переделал «восьмерку» в ВАЗ-2105-ВФТС. Для опытного раллиста казалось привычно использовать ВАЗ на новой платформе для конструирования собственного спортивного болида. Новый регламент группы Б позволил конструктору изменить исходную компоновку и силовой агрегат автомобиля.
Именно так Стасис на Экспериментальном Вильнюсском Автозаводе создал настоящий шедевр и дал ему имя EVA (по имени завода). Машина работала на двигателе в 300 лошадиных сил и напоминала серийный ВАЗ-2108, но лишь внешне. Из родных компонентов в авто остались лишь силовой каркас средней части, боковые двери и оптика. Центральная часть ВАЗ-2108 оснащалась подрамниками с независимыми подвесками подстать суперкарам. К сожалению, созданные экземпляры так и не были использованы на трассе из-за запрета FIA группы Б.
Lada Samara Т3
Для повышения рейтинга «восьмерки» на западе автомобилю было необходимо поучаствовать в международном соревновании. Чем больше был бы резонанс, тем быстрее бы вырос интерес зарубежных клиентов к отечественному автопрому.
Идеальным вариантом стало ралли «Париж-Дакар», т.к. французским импортером Lada Poch Жигули и Нивы могли быть подготовлены к известному ралли-рейду. В 1989 году создавались прототипы для участия в ралли-марафонах после вынесения FIA запрета на использование в подобных соревнованиях двигателей с турбонаддувом.
Разрабатывать будущую Самару для Дакара начали две компании: SERA и ORECA. «Восьмерку» перебрали подчистую: из родных деталей остались лишь оптика, лобовое стекло, замки дверей и эмблема. Автомобиль оснастили двигателем на 3,6 литра от немецкого суперкара модели 959. В Lada Samara Т3 установили 5 бензобаков, объем которых составил 390 л.
Участие в ралли Париж-Дакар 1990 года закончилось тем, что Lada Samara Т3 заняла 7 место. Самым свпечатляющим результатом авто стало второе место в марафоне Париж-Пекин в 1995 году. Уцелевшие автомобили разместили в музеи, так как ВАЗ перестал спонсировать данный проект.
#авто #ваз #лада #автотюнинг #гонка