За окном октябрь и яркое солнышко.
Поэтому котики принимают солнечные ванны.
Дядя Жорик и Шушуня вместе, как водится, а Басенька - особливо и отдельно. Но её уже отпустил синдром "последней сиротинушки на Земле".
Буквально вчера она решительно сгоняла всех со своей нашей кровати. Тумаков получила и суета-Шуня и надоеда-Жорик. Правда Бася не заметила, что я за ней наблюдаю. Она улеглась, прикрыла лапкой глазки и со вздохом :"Всякий норовит маленькую кошь обидеть!" - погрузилась в сон.
Все наши хвостики перешли на трехразовое питание, это здорово помогло в плане дневной активности.
Они играют, валяются в лучах осеннего солнца с удовольствием, гоняются друг за другом, деятельно участвуют в моих рукоделиях.
Итак готов ещё один альбом, почти реплика предыдущего, но все-таки он другой.
И поедет он со мной прямо-таки сегодня вечером в Питер. Внезапно так организовалась моя поездка на выходные, чтобы повидаться с младшей доченькой Софьей. Я теперь точно знаю, что спонтанные поездки мне удаются лучше, чем запланированные за полгода.
Но я ещё не рассказала о выставке японской графики! Исправляюсь:
Когда я смотрю на японские картинки в этом стиле, то представляю себе мастера, который тоненькими кисточками-перышками выводит красивые контуры на бумаге. Ан нет! Не совсем так, вернее вообще не так!
Это не рисунки, а оттиски на бумаге. Ксилография - укиё-э. Изначально техника печати проникла в Японию через Корею из Китая приблизительно в восьмом веке и использовалась для печати буддистских текстов. Вплоть до 1740-ых г.г. оттиски были монохромными и печатались с одной доски черной краской ( сажа + рисовый клей). Затем их стали раскрашивать от руки суриком, так добавился оранжевый цвет. В восемнадцатом веке ввели технику двухцветной печати, при которой использовались розовая и зеленая краски. Революцию в укиё-э произвел выдающийся мастер Судзуки Харунобу (1725-1770), в 1764 году впервые применивший технику полихромной печати.
Изначально популярность приобрели картинки с изображениями красивых гейш, актеров театра Кабуки. Затем сады и птицы, самураи и горожане, пейзажи.
Качество фото получилось не очень, картинки под стеклом, в помещении солнце от окон, увы, большая часть засвечена. Любоваться ими вживую конечно было очень интересно.
Мне понравилось, что на выставке можно было посмотреть два документальных фильма. О великом мастере Кацусика Хокусай (1760-1849), наверное каждый из нас видел его волну :
По его дневниковым признаниям до 70 лет он не создал ничего значительного ( поучиться бы многим скромности у Мастера!) и только позже начал непрерывно развиваться ( ну и кто еще продолжает говорить: " Ой, мне уже поздно..."). Художник преуспел во многих жанрах ксилографии: среди них портреты популярных актеров, иллюстрации к книгам, поздравительные открытки , манга. Но именно в пейзажном жанре соединились все находки Мастера.
Поищите в инете серию "36 видов Фудзи" (1823-1831г.г). Издатель Нисимура Ёхати был настолько впечатлен, что планировал расширить серию до 100 гравюр. Но были изданы ещё только 10 работ (1831-1832 г.г.), поэтому серия включает в себя 46 видов Фудзи с различных ракурсов и в разное время года и суток.
Для японцев Фудзияма является священным местом паломничества, как символ незыблемости и постоянства. Наверное так и есть в мире, где цунами могли в секунду стереть деревеньку или город с лица земли, а рассерженный господин мог немедленно отнять у вас жизнь.
Второй фильм был посвящен технологии укиё-э и работам молодого мастера суриси Огава. Парень сверстник моей старшей дочери 1990г.р., закончил университет, собирался продолжить спортивную карьеру, но гены дедушки перевесили, И он стал печатником -суриси. Работает под началом дедушкиного ученика, и сам учит малышей азам ксилографии.
Процесс создания ксилографии был разделен на стадии. Эскиз создавался художником, утверждался издателем. Затем резчики по дереву готовили доски для каждого цвета. Среди граверов-резчиков существовала узкая специализация: касирабори выполняли изображения лиц и причесок, добори вырезали менее сложные линии тела и костюмов, а ханчия были подмастерьями - они заполняли фон. От граверов доски переходили к печатнику -суриси, который последовательно наносил краски и делал оттиски при помощи овального диска барэн. При необходимости мастер создавал градуировки цвета - бокаси.
Традиционно печатали 200 оттисков с каждой композиции. По мере продаж тираж гравюры мог допечатываться. Доски выполняли из твердых пород дерева: вишни, самшита. В случает истирания их подрезали, чтобы все цвета идеально совпадали по линиям.
Вы вообще можете представить себе этот кропотливый труд? Каждая линия - точечка должны быть на своем месте, иначе все оттиски в топку. Внимательность, твердая рука, зоркий глаз, терпение - все это должно быть у мастера суриси.
Сожалею, что на выставку я попала буквально в последние дни, кстати сейчас эта выставка в Питере. Очень хотелось долго-долго разглядывать картинки, а еще больше хотелось потрогать эти картинки на шероховатой бумаги васи. Кстати Огава сказал, что копии гравюр на этой бумаге не теряют цвет и четкость более двухсот лет, представляете?
Так что, если выставка приедет в ваш город - непременно посетите! А мне уже пора собираться на вокзал. До встречи в Питере!