Два года назад к списку книг, которые продаются с надписью «Бестселлер № 1 New York Times», добавилось новое имя: сценарист Алекс Михаэлидес выпустил свой первый триллер — «Безмолвный пациент».
Роман стал самым продаваемым в 2019 году, его перевели на 50 языков.
Интересно, что в литературе Алекс Михаэлидес отнюдь не случайный человек: он изучал английскую филологию в Кембридже и имеет степень магистра сценарного мастерства.
В одном из интервью он говорит: «Знаете, я писал «Безмолвного пациента» для себя и не думал, что кто-нибудь вообще его прочтет».
Думается, эта важное замечание и роман можно рассматривать как опыт проживания детской травмы, если учесть, что автор посещал психотерапевта с двадцати лет, 3 года изучал терапию и работал в клинике с трудными подростками. Хотя, это личное дело автора все же.
А вот героев Михаэлидеса бесконечно жаль, и вроде бы законченный сюжет не дает понять, как сложится их дальнейшая жизнь. По крайней мере окончательные точки не расставлены, а герой первого романа появляется во втором, но события во втором происходят раньше, чем события первого. Может быть, автор создает вселенную по примеру своей любимой Агаты Кристи.
Теперь о «Безмолвном пациенте».
В романе два главных героя: художница Алисия Беренсон и психотерапевт Тео Фабер. Однажды вечером Алисия стреляет в своего любимого мужа и замолкает на шесть лет. Тео, пораженный ее историей и творчеством, решает ей помочь, наталкиваясь как на сопротивление коллег, так и самой Алисии. Запутывает историю картина, на которой Алисии изобразила себя и назвала «Алкестой» — по имени героини пьесы Еврипида.
По сюжету древнегреческого автора, Алкеста согласилась пожертвовать своей жизнью ради мужа Адмета, но Геракл вернул ее в мир живых. По Еврипиду, Алкеста потеряла дар речи. Алисия после убийства мужа также не сказали ни слова. Психотерапевт вообразил себя детективом и пытается найти связь между молчанием и тайной картины.
В романе хорошо все: и Лондон, и художница, и психотерапевт, (оба пострадавшие от жестокого обращения родителей в детстве), и размер книги — это вам не привычные 700-900 страниц современного детектива, а всего лишь — 352.
Что касается самого повествования: часть идет от первого лица Тео, другую часть составляет дневник Алисии. Сюжетные повороты типичны для современного кинематографа, финал предполагал вызвать у читателя изумление.
Мне показалось, что в романе есть отсылки к «Волхву» Фаулза, но на самом деле особую близость автор чувствует с Агатой Кристи. «Она сделала меня читателем и писателем. Это первый взрослый автор, которого я прочел. Я очень детально изучал ее романы, неоднократно перечитывал». Видимо, от Агаты Кристи у Михаэлидеса и прием «недостоверного рассказчика».
В 2021 году вышел второй роман — «Девы».
В центре его — расследование убийств студенток в Кембриджском университете, которое снова ведет непрофессиональный детектив, психотерапевт Мариана. У Марианы недавно умер муж, она пытается справиться с потерей, одновременно посещая места, где училась и познакомилась с ним. Снова в сюжете мелькают имена из древнегреческой мифологии: Деметра и Персефона, а подозревает Мариана профессора древнегреческой литературы Эдварда Фоску, который окружил себя прекрасными студентками и явно что-то скрывает.
Также в сюжете идет повествование от лица предполагаемого преступника, но мы пока не подозреваем кем же он является. Возможно, это Фоска, или пациент, посещающий терапевтическую группу Марианы и следящий за ней. Или новый знакомый из поезда.
Книга также небольшая и интересная.
Темы, которые здесь появляются: переживание потери близкого человека, снова детские травмы. Мариана такая же одинокая и замкнутая, как и герой первого романа Тео.
Не знаю, что ждет меня в финале, но эта книга точно не хуже «Безмолвного пациента».