Найти тему
Александр Дедушка

Разминки Веры, Отечества и Любви - что это такое? (Дружба и коллектив)

Оглавление

День «ВОЛа» на природе

День по подобной тематике можно организовать и в походном варианте. Мы его про-водили в окрестностях нашего отрядного места.

По дороге давалась инструкция соотнести природные объекты и явления с одной из трех ценностей. Так, например, прямостоящие деревья, голоса певчих птиц ассоциировались с Верой, муравейники, птичьи гнезда и даже комары с Отечеством, а солнечный свет и различного рода симбиозы растений и насекомых с Любовью.

«Поселение русичей» - по приходу после разделения на три команды использовалась такая инструктирующая метафора:

«Во времена монголо-татарского нашествия многие города и села на Руси были разрушены, а остатки населения зачастую были вынуждены скрываться в лесах. Представьте, что вы и есть небольшая группа русичей, которая, скрываясь от захватчиков, решила ос-новать в лесу новое поселение. Выберите себе подходящее место и обустройте свое поселение. В нем обязательно должны проявить себя как-то ценности Веры, Отечества и Любви.

Ребята разошлись по группам и после соответствующей подготовки представили свои поселения. Тут были различные варианты «обустройства». Под Веру некоторые оборудовали храмы, кресты, кто-то приспособил кладбища. Ценность Отечества, как правило, выражалась в обустройстве различных вариантов защиты поселения, а Любовь проявилась в симбиозе и экологическом равновесии с окружающей природой, взаимном расположении и обустройстве жилищ.

«Обряды Веры, Отечества и Любви» - следующее инструктивное задание.

«Вы уже довольно долго живете в своем новом поселении, и за это время у вас успели сложиться некоторые новые обряды, в которых вы выражаете свои основные ценности. В одном поселении преобладающей ценностью стала Вера и главный обряд сложился, связанный именно с нею. В другом поселении в основном проявилась в обряде ценность Отечества, а в третьем руководящим принципом стала Любовь. Придумайте их и пред-ставьте».

Команды распредели по жребию, какой обряд они будут готовить и представлять. После соответствующей подготовки опять в виде «хождения в гости» два поселения отправлялись к третьему, где становились свидетелями, а порой и участниками соответствую-щих обрядов.

Как и в первом случае в ходе короткого последействия обсуждалась и выявлялась победившая команда.

По возвращении из леса на «часе искусства» было дано задание «Моя главная цен-ность в природе».

Новым ценностям Веры, Отечества и Любви нашлось место и на палубе общения в виде специфических разминок. За основу была взята разминка «Противоположности», модифицированная в соответствующей тематике.

«Разминка Веры» - первая такая модификация. Ее можно проводить в двух вариантах – негативном и позитивном.

В позитивном варианте при инструктаже говорится следующее:

«Ценность Веры в душах тех людей, которые ее разделяют, преломляется в двух вари-антах. Одних людей условно можно назвать «монахами». Для них главное – спасти свою душу, и ради этого они готовы отказаться от общения с другими людьми, всячески огра-ничивать себя, вести аскетический образ жизни, в общем, стать монахами. Но есть и дру-гой тип людей, разделяющий ценность Веры. Это условно называемые «учителя». Это те люди, которым важно не просто самим разделять ценность Веры, но и передать ее другим, привести к Вере как можно большее количество других людей. Даже так: если б им пришлось выбирать – спасти свою душу или привести к Вере других, они вполне возможно выбрали бы второй вариант. То есть, это действительно «учителя». В отличие от «монахов», во главу угла поставивших спасение собственной души, «учителя» пытаются достучаться до душ других людей, порой пренебрегая собственной.

Предварительно каждый делает собственное самоопределение между этими «образами Веры». Далее выбранному «по коробочке» протагонисту предлагается определить всех сидящих по кругу, кто это – монах или учитель? Он получает «обратную связь» по этому поводу от всех участников. После этого еще один человек «по коробочке» делает повтор-ное присвоение образов и получает «обратную связь». Далее идет обсуждение. Были ли тройные совпадения? Кто идентифицировал себя с одним образом, но дважды был опре-делен другим? То есть, кратко обсуждаются разного рода неадекватности.

Итак, первый позитивный вариант разминки Веры можно назвать так – «Монах или учитель».

В негативном варианте рассматривается образы отрицательного отношения к ценно-сти Веры. Такую разминку можно назвать «Атеист или чертенок».

«Атеист» – это тот, кто полностью не признает существование Бога, отвергает все с Ним связанное по причине нереальности последнего. «Чертенок» в отличие от «атеиста» знает, что Бог существует, но он сознательно противится всему тому, что связано с Богом, всем Его заповедям, повелениям и требованиям. Тут важно уловить разницу: «атеист» не слушается Бога, потому что верит, что Его нет, а «чертенок» - потому, что ему не нравится то, что Бог требует от него.

К сожалению, в каждом человеке есть темная сторона, в которой как бы и проявляются «антиценности» - ценности, противоположные Вере, Отечеству и Любви, и в плане самопознания тоже очень важно знать, по какому типу они проявляются. В данном случае: кто ты – скорее «атеист» или скорее «чертенок»?

Далее проходит процедура «идентификации» по тому же самому алгоритму. Последейственное обсуждение тоже очень важно. Пусть выскажутся все те, кто не согласен с ре-зультатами «идентификации». В особых случаях на самых несогласных можно направить психологическое зеркало группы, уже все всяких процедур идентифицировав его с той или иной «антиценностью».

«Разминка Отечества» - ее также можно провести в позитивном и негативном варианте. Позитивный можно назвать «Солдат или политик».

По отношению к Отечеству в позитивном ключе людей можно разделить на две категории. «Солдаты» - это простые служаки, которые верны своему Отечеству, готовы служить ему не за страх, а за совесть и даже «не щадя живота своего», но при этом они редко задумываются о том, что нужнее всего своему Отечеству, какими путями этого лучше достичь. Они просто ждут прямых указаний и приказа к началу выступления. Это – «солдаты».

«Политики» же, напротив, не могут обойтись без тщательного продумывания послед-ствий своих действий, они взвешивают каждое свое возможное решение и только после этого начинают действовать. Им мало организовать только самого себя, нужно помочь организоваться и другим, чтобы принести наибольшую пользу своему Отечеству.

После подобного разъяснения можно проводить идентификационную процедуру.

Негативный вариант разминки с использованием «антиценностей» можно назвать так – «Эгоист или лентяй». «Эгоист» думает только о себе, о своем благополучии и своих удовольствиях. Ему наплевать на свое Отечество, лишь бы ему было хорошо. «Где хоро-шо, там и Отечество» - так можно сформулировать девиз «эгоиста».

«Лентяй» в отличие от эгоиста может быть неравнодушен к своему Отечеству, но ведь для его благополучия нужно что-то делать, нужно служить ему, а вот этого как раз и не хочется – лень. Ему очень трудно себя заставить служить Отечеству, даже тогда, когда он и хотел бы, в отличие от эгоиста, ему послужить.

Итак, кто же из сидящих в кругу является большим приверженцем той или иной «анти-ценности»?

Теперь, так сказать, «Разминка Любви».

Вариант разминки с положительной ценностью Любви – «Любящий или любимый». Пусть каждый участник предварительно самоопределится, что для него важнее – когда ты сам любишь или когда любят тебя, быть любящим или любимым. И далее – идентификации по обычному алгоритму с последующим обсуждением ее результатов

Негативный вариант разминки связан с отношением к ситуации, когда тебя не любят. Как ты себя поведешь: будешь ли впадать в отчаяние или станешь ненавидеть в ответ? И то и другое плохо, и то и другое – грех. Плохо и ненавидеть, и впадать в отчаяние, но если все-таки заглянуть на «оборотную сторону» каждого? Итак – «Ненавидящий или отчаявшийся».

Теперь, мне думается, логично рассмотреть процедуры и рейтинги итогового дня, как обобщающего все направления деятельности Лагеря друзей, фиксирующего результаты продвижения по всем трем целям и дающего итоговый срез развития коллектива и дружбы.

(продолжение следует... здесь)

начало - здесь