«В начале славных дел»
В 317 году до н.э. в Сиракузах произошел государственный переворот, который возглавил Агафокл, сын горшечника, благодаря своей энергии и таланту, ставший полководцем, оратором и уважаемым в городе гражданином. На момент переворота, Сиракузами управлял «совет шестисот» - аристократическая верхушка города, так называемый олигархат. Их Агафокл и пригласил на встречу под предлогом обсуждения государственных дел, где перед своими сторонниками обвинил влиятельных граждан в замыслах убийства его, Агафокла. Сорок человек арестовали, а затем и лишили жизни, что спровоцировало массовые убийства противников Агафокла в Сиракузах. 4 000 человек было убито и еще 6 000, спешно покинули город. На народном собрании, Агафокл сложил с себя полномочия «стратега и защитника мира» и передал власть демосу, но народ, подстрекаемый сторонниками Агафокла, запятнавшими себя убийствами граждан Сиракуз, выбрал Агафокла стратегом-автократором и главой города. Таким образом, в республиканских Сиракузах появилось единоначалие - Агафокл стал тираном.
Аппетит приходит во время еды
Одних Сиракуз Агафоклу показалось мало, но скорей всего, его беспокоили действия оппозиции, нашедших пристанище в греческих полисах Сицилии. Так или иначе, он собрал войско и отправился в поход. Жители трех городов - Мессины, Гелы и Акраганта создали военный альянс против Агафокла и пригласили спартанца Акротата возглавить войска коалиции.
Война продолжалась не долго, так как карфагеняне, боясь усиления какого-нибудь одного сицилийского полиса, выступили в роли миротворцев и при их участии был подписан мирный договор.
После заключения договора, сиракузская оппозиция обосновалась в городе Мессена, единственном, кто продолжал оставаться во враждебных отношениях с Агафоклом. Стратег Агафокла Пасифил, во главе армии осадил Мессену. Мессенцы открыли ворота и признали власть Агафокла, но это не спасло сиракузских изгнанников - свыше 600 человек были казнены. Экспансия продолжилась и вскоре, почти вся греческая часть Сицилии попала под власть Сиракуз. Когда войска Агафокла подступили к городу Акрагант, являвшемуся опорным пунктом карфагенян на Сицилии, лидер сиракузской оппозиции Дейнократ, отправил карфагенянам послание, в котором просил не дожидаться захвата Агафоклом всей Сицилии и прислать войска.
Не все коту масленица
Карфаген быстро собрал экспедиционный корпус и отправил на Сицилию, командовать войсками назначили известного военачальника Гамилькара. Диодор Сицилийский сообщил точные цифры: 14 200 воинов на 130 триремах. Сильный шторм, уничтоживший добрую половину флота карфагенян (60 боевых трирем и 200 грузовых судов), не помешал Гамилькару высадиться на Сицилии. Он пополнил свои войска пунийцами из подвластных Карфагену территорий на Сицилии и отправился в морской поход вдоль побережья острова. Многие города, подчинившиеся Агафоклу, перешли на сторону Карфагена. Агафокл в это время находился в полисе Гела, в котором начались нездоровые брожения. Обвинив горожан в измене, он казнил около 4 000 граждан и конфисковал не только имущество казненных, но и выпотрошил всех остальных, тем самым существенно поправив свои финансы, так необходимые для ведения надвигающейся войны.
Гамилькар, узнав о местонахождении Агафокла, направился к Геле. Агафокл собрал свои войска и вышел навстречу, с намерением дать решающий бой. Обе армии встретились у реки Гимера, где и произошло сражение. Не буду описывать весь ход битвы, так как это займет целую статью. Коротко события развивались так: греки Агафокла стали одолевать пунийцев Гамилькара, но тут вступили в дело балеарские пращники, а подоспевшие ливийцы внесли перелом в ход сражения и Агафокл был разбит, сохранив боеспособное ядро войска. Пунийцы потеряли 500 человек, а греки 7000.
После поражения при Гимере, тиран Сиракуз с остатками войска укрылся в Геле. Отступать в Сиракузы Агафокл не стал, так как там наступило время сбора урожая и он не захотел привести за собой Гамилькара. Пунийский полководец осадил Гелу, но узнав, что город располагает большими запасами провианта, снял осаду и принялся приводить к покорности греческие полисы Сицилии. Агафокл воспользовался передышкой и вернулся в Сиракузы, где занялся любимым делом - пополнением казны: изъял из храмов сокровища, у купцов деньги, у опекунов сирот сиротское имущество. у женщин отнял их драгоценности. На Народном собрании он предложил всем, кто не желает подвергаться тяготам осады, покинуть Сиракузы. И когда те, кто не желал, оказались за стенами города, наемники Агафокла всех перебили, а имущество несчастных отошло к тирану. Годные к воинской службе рабы были освобождены и пополнили ряды армии.
Гениальный ход
Гамилькар блокировал Сиракузы и с суши и с моря. Агафокл оказался в отчаянном положении, вся Сицилия находилась под властью карфагенян, помощи ему ниоткуда ждать не приходилось, и тогда Агафокл решил бить врага на его же территории. Сохраняя свои планы в тайне, он подготовил в гавани 60 самых быстроходных судов и занялся подбором воинов - кровных родственников Агафокл разделил на две части, для обороны города и для морского похода. Кавалеристам приказал захватить с собой седла и уздечки, пообещав им добыть коней в походе.
Закончив все приготовления, посадив войско на корабли и назначив своего брата Антандра руководить обороной Сиракуз, Агафокл стал выжидать удобный случай для выхода в море и через несколько дней такой случай представился. Несколько судов, груженых зерном, попытались проскочить в сиракузскую гавань. Карфагенский флот пошел на перехват, чем незамедлительно воспользовался Агафокл. Сиракузские корабли вышли из гавани и на всех парусах устремились в море. Карфагеняне увидели плотный строй греческих кораблей, решили, что они идут на выручку грузовым судам и стали строиться в боевой порядок. Флотилия Агафокла проскочила мимо, тогда карфагеняне поняли, что их одурачили и бросились в погоню. Грузовые суда беспрепятственно вошли в сиракузскую гавань, пополнив зерном начинающие скудеть запасы горожан. Дату, когда произошли описываемые события установили точно: 14 августа 310 года до н. э., так как Диодор Сицилийский сообщил о солнечном затмении, случившемся на следующий день.
Наступившая ночь дала возможность флотилии Агафокла оторваться от карфагенян. Шесть суток продолжалась гонка, пока наконец, не показался африканский берег. Войска греков переправились на сушу и Агафокл приказал сжечь все корабли, чтобы не было соблазна отступить. Крылатое выражение «сжечь корабли», напоминает нам о том событии.
Африканская одиссея Агафокла
Воиско Агафокла выступило в поход, который привел их под стены богатейшего города Мегаполис. В городе не было регулярных частей, никто не ожидал нападения и был легко захвачен прямым штурмом сходу, «и отдав его своим солдатам на разграбление, он одним махом нагрузил свою армию добычей и наполнил ее уверенностью». Следующей жертвой стал город Белый Тунис, расположенный недалеко от Мегаполиса. Войска предложили Агафоклу встать на отдых в захваченных городах, но он «уничтожил города и разбил лагерь под открытым небом».
Тем временем, Карфаген охватила паника. Появление Агафокла в Африке означало гибель армии Гамилькара. Паника в Карфагене прекратилась, когда командующий флотом прислал известие о продолжающейся осаде Сиракуз. Совет Карфагена назначил двух полководцев, Бормилькара и Ганнона, командовать городским ополчением, не стал дожидаться подкреплений из провинций и союзных городов, двинул войско в поход, чтобы не дать больше возможности грекам разорять карфагенские земли. Опять не буду описывать сражение, скажу лишь итог - карфагеняне были разбиты, полководец Ганнон погиб, остатки войска бежали в Карфаген. Оставим Агафокла под Карфагеном и перенесемся в Сиракузы.
Осада Сиракуз. Последний штурм
Пунийцы направили Гамилькару просьбу о помощи и бронзовые фигуры с носов сожженных греками кораблей. Приказав своим войнам молчать о реальном положении дел, он предъявил эти фигуры защитникам Сиракуз, как доказательства разгрома Агафокла. Пока граждане Сиракуз принимали решение, на горизонте возникли две триремы, несущие весть о блестящей победе Агафокла над Карфагеном. Пунийцы заметили корабли греков и погнались за ними. Свежие гребцы карфагенян имели преимущество над уставшими греческими гребцами и уже догнали корабли Агафокла, но оказались в зоне поражения снарядов городских баллист. Залп со стен, заставил карфагенян прекратить преследование. Горожане побежали в гавань за свежими новостями, этим то и воспользовался Гамилькар. На одном из участков стены, между двумя башнями, карфагеняне заметили отсутствие защитников и по приставным лестницам пошли на штурм. Уже находившихся на стене карфагенян, случайно заметил стражник и поднял тревогу. Греки успели сбросить со стен врагов, прежде чем к ним подоспела подмога. Пунийцы отошли от города, а Гамилькару пришлось отправить на помощь Карфагену 5 000 человек.
Осада Сиракуз продолжилась и в 309 году до н.э. В одну из ночей Гамилькару приснился сон, что в ближайшие дни он отобедает в Сиракузах и карфагеняне начали готовиться к штурму. Эти приготовления не остались незамеченными защитниками Сиракуз, которые приготовили карфагенянам сюрприз, устроив засаду. Ночью армия Гамилькара вышла из недавно захваченного предместья Олимпиум, без всяких мер предосторожности.
Внушительный отряд греков занял заранее господствующие высоты в местечке Еврилий и внезапно атаковал, шедшее походным порядком, войско карфагенян. Конница пунийцев смешалась, подалась назад и смяла свою же пехоту, которая приняла их за врагов и вступила в бой. Сверху, греческие лучники начали обстрел, чем окончательно дезорганизовали карфагенское войско. Началось отступление, превратившееся в паническое бегство. Сам Гамилькар попал в плен. Утром пунийского полководца провели по городу, затем долго мучили и принародно отрубили голову, которую отправили Агафоклу в Ливию.
Так закончилась осада Сиракуз.
Источник: