Если посмотреть на название, то этот вид субсидиарной ответственности представляется наиболее перспективным. И правильно, что тут думать: не подал директор заявление о банкротстве, когда общество начало сваливаться в яму неплатежей - ну и к суду его.
Но это впечатление обманчиво.
К сожалению для многих кредиторов, субсидиарная ответственность за неподачу заявления о банкротстве работает только в пользу тех из них, кто дал денег должнику, когда он уже имел признаки банкротства. Иными словами, ответственность за неподачу - это ответственность за пускание пыли в глаза контрагентам, обманутым мнимой платежеспособностью общества. Директор отвечает за то, что вместо похода в суд с заявлением о банкротстве общества он продолжал надувать щеки и делать вид, что все в порядке.
Размер субсидиарной ответственности за неподачу заявления о банкротстве ограничен только размером требований кредиторов, вступивших в отношения с должником после возникновения у него признаков объективного банкротства.
Вообще руководитель компании обязан подать заявление о ее банкротстве в течение месяца со дня возникновения признаков неплатежеспособности или недостаточности имущества. Или, как говорят суды, с момента возникновения объективного банкротства.
Но не все так однозначно. Так, директор может не подавать заявление, если у него есть реальный план выхода из кризиса. Или, например, если в деятельности должника характерны кассовые разрывы, то директора, который обоснованно рассчитывал в скором времени этот разрыв закрыть, также поймут и простят.
Кто еще может стать фигурантом заявления?
- ликвидатор и члены ликвидационной комиссии,
- собственник имущества должника - унитарного предприятия,
- иные контролирующие лица, которые могли инициировать внеочередное общее собрание акционеров или участников должника.
Но все они - только при наступлении определенных условий; заставить их отвечать за неподачу заявления о банкротстве - та еще задача.
В общем, размер ответственности за неподачу заявления о банкротстве ограничен, а у директора часто есть возможность доказать, что он пытался оставить компанию на плаву, но не смог. Так что перспективность этого основания субсидиарной ответственности для кредиторов как минимум сильно завышена.