Я не сомневаюсь, что все читатели этого блога знают, что инвестировать лучше всего в конструктор Lego. Стоит сейчас купить какой-нибудь более-менее редкий набор и через несколько лет вы сможете продать его на вторичном рынке гораздо дороже. А вот подобное откровение в девяностых чуть не уничтожило целую индустрию. Всё началось с небольшой статьи в «The New York Times». В ней авторы рассказали, что первый выпуск комикса о Бэтмене продан за рекордную по тем временам сумму в 55 тысяч долларов. И это при первоначальной стоимости в 10 центов (в 1939 году). Кстати, в 2020 году подобный же выпуск продали уже по цене 1,5 миллиона долларов. После этой статьи многие осознали, что через десяток лет, за первый выпуск комикса, который сейчас продаётся за доллар, можно будет выручить несколько сотен. И он будет только дорожать. В дело вступило то, что сейчас называют FoMO (Страх упущенной выгоды). Ведь согласитесь, что будет печально, если этой возможностью не воспользоваться и потом пожалеть. Поэтому разверзлось.
Как грибы попёрла новая прослойка покупателей. Не каких-то там фанатичных подростков с парой центов в кармане и знаниями мелких деталей всей вселенной. А вполне себе обеспеченных взрослых, не понимающих чем Человек-паук отличается от Венома, но желающих «вложиться в хайп». То есть купить комиксы сейчас, а продать их всем фанатам позже. Понятно, что при таком обилии потенциальных покупателей любой ботаник хотел открыть свой магазин с комиксами и грести деньги лопатой. В те времена на этом рынке царили два дистрибьютора. Нет, не «Marvel» и «DC» — это издатели, не путаем. А «Diamond Comic Distributors» и «Capital City Distributing» оптом распространяли комиксы по различным магазинам, с которыми у них был заключён контракт. И видя желание людей открывать новые магазины, они резко снизили требования к розничным ритейлерам. До этого дистрибьюторы позволяли прямые покупки своей продукции только проверенным клиентам с объёмом товара на несколько тысяч долларов. А в девяностых, заказ уже на 300 баксов мог стать «началом хорошей дружбы» и дальнейшего сотрудничества.
В конце 70-тых во всех США было всего 800 специализированных магазинов комиксов. В 1993 году их число выросло до 10 тысяч. Любой фанат со страстью к рисованию выйдя на улицу и наткнувшись на подобный магазин тут же задумывался о том, чтобы стать новым Джеком Кирби и Стеном Ли в одном флаконе. И пофиг на талант. Поэтому на рынок графических романов хлынули довольно посредственные поделки от начинающих авторов. Которые тут же скупались — ведь это был «заветный первый номер». Мы же помним о тех, кто не разбирался в индустрии и просто хотел сделать на этом деньги? Им казалось, что каждый первый номер однажды станет золотым билетом в страну вечного богатства. Но это была лишь вершина айсберга. Всё покатилось, когда шумиха привлекла внимание мужчин в строгих костюмах из крупных корпораций. В частности, DC и Marvel решили, что люди вскрыли золотую жилу. Поэтому они достали динамит и подожгли запал. Их целью стали именно подобные коллекционеры, а не читатели. Для начала они принялись клепать «спецвыпуски». Те истории, которые привлекут внимание позднее. В новых сюжетных арках должна была происходить… да, полная дичь. Первое появление очередного персонажа, превращение героя в злодея, увечья Бэтмена, смерть Супермена. Лишь бы заставить людей купить этот комикс, лишь бы попасть в хайп, лишь бы создать лакомый кусочек для коллекционеров. Стремление выпустить «золотой выпуск» желанный для всех, привело к переизбытку диких событий в мире комиксов, которые вскоре начали раздражать преданных читателей, требующих порядка и логичности в их любимых вселенных.
Вторая проблема — именно в те годы зародилась «гениальная» идея разных обложек. Один и тот же комикс выпускался сразу в нескольких вариантах. Для чего? Естественно, чтобы заставить фанатов (и коллекционеров) собрать их все. Финальной формой этой хитрости стал первый выпуск комикса «Gen-13», который вышел аж с 13 разными обложками (в том числе с пустой, которую любой покупатель мог нарисовать самостоятельно). Чего только не появилось в мире комиксов в те годы. Теснённые обложки, голографические рисунки, движущиеся фигурки, пластиковые вставки, 3d изображения, стереокартинки. Комиксы шли с кучей дополнительных наклеек, вкладышей, постерами, очками и прочим хламом. В ход шла любая возможность, чтобы заставить людей купить сразу несколько книг. Обычно брали один выпуск нового комикса, чтобы прочитать, а другой, аналогичный — чтобы сохранить его не распечатанным и со всем набором дополнений. Вдруг его потом получится продать тем, кто не успел купить ? Фанаты просто обалдевали от происходящего, а пузырь надувался.
Чтобы с грохотом лопнуть в 1993 году. Юбилейный 500 выпуск «Приключений Супермена», по мнению многих мамкиных инвесторов, должен был принести миллионы. Но что ещё хуже, подобную точку зрения разделяли и издатели. Мало того, что это был юбилейный выпуск, но в нем герой должен был вернуться из мертвых. Существовало множество вариантов обложки, куча разных форматов. Магазины были буквально забиты этими комиксами. Но они так и остались нераспроданными на складах. Сейчас простое издание этого комикса можно до сих пор купить где-то в пределах 10 долларов. Различные платиновые будут стоить дороже, но не настолько, чтобы обеспечить безбедную жизнь их владельцам (в пределах 200 долларов). И подобное произошло не только с Супером. Другие комиксы тоже перестали интересовать публику. Многие покупатели поняли простое правило спроса и предложения. Чем меньше вещей на рынке, тем дороже они будут стоить. А тут станки буквально производят олимпиарды выпусков, комиксы были везде. Фанаты устали от низкого качества историй и новых серий. Множество книг тех лет до сих пор хранятся на складах, уже ненужные никому. В первый квартал 1994 года разорились и закрылись тысячи магазинов комиксов по всей стране. Marvel из-за долгов чуть не разорился. Читатели совершенно разочаровались в комиксах и их коллекционировали. Но, как мы сейчас знаем, не всё было потеряно. Хотя это уже другая история.
----
Тут обязательная просьба поставить лайк и подписаться. Собираюсь писать еще о многом интересном.
А еще у меня есть телеграм-канал: Массаракш Наизнанку . Там подобные статьи появляются раньше, но без подробностей. А еще там бывают всякие новости.