Мы живем в обществе, в котором мужчины могут передвигаться, как им заблагорассудится, в то время как остальные из нас опасаются за свою жизнь во время простого путешествия домой. Укоренившиеся гендерные нормы и ожидания составляют значительную часть общей картины, но они усугубляются фактическим дизайном наших общественных пространств, который часто основан на потребностях мужчин — в особенности белых, цисгендерных и гетеросексуальных мужчин.
Развитие велосипедной инфраструктуры сможет помочь женщинам снизить риски попадания в опасные ситуации, считают британские специалисты.
Езда на велосипеде, конечно, полностью не устраняет риск домогательств или насилия для женщин, но, по крайней мере, дает больший личный контроль над маршрутом, скоростью и временем поездки и устраняет некоторые из уязвимостей, связанных с ходьбой или попаданием в опасную ситуацию в общественном транспорте или в такси.
Как говорит эксперт по велоспорту и городскому дизайну Тиффани Лам: «Когда в 2013 году я села на велосипед, то почувствовала себя освобожденной от уличных преследований. У уличных приставал просто не было времени и возможности меня преследовать. Я стала слишком быстрой для них. И даже , если бы ко мне пристали, я смогла бы быстро уехать».
Данные из других стран показывают, что женщины с большей вероятностью будут ездить на велосипеде, чем мужчины, если там есть поддерживающая велосипедная инфраструктура, такая как велосипедные дорожки, которые хорошо освещены и полностью отделены от движения, и безопасные маршруты, которые облегчают различные поездки.
Например, в Нидерландах и Копенгагене 55% поездок на велосипеде совершают женщины. В Париже и Лиссабоне число женщин-велосипедистов увеличилось благодаря недавним инвестициям в защищенные велосипедные дорожки.
Однако многие женщины не садятся на велосипед, потому что считают, что езда на велосипеде не совсем безопасна в той городской среде, которая сейчас существует.
Необходимо создавать велодорожки, которые будут учитывать желания и маршруты женщин. И менять именно инфраструктуру, а не в очередной раз поведение женщин.
Жизненно важен более точный анализ различий в видах путешествий, совершаемых женщинами и мужчинами. Большая часть «фирменной» велосипедных линий, такой как веломагистрали, предназначена для поездки людей в часы пик » с работы домой и обратно»- поездки больше соответствуют моделям путешествий мужчин, чем женщин.
Женщины ездят по другим маршрутам – и это надо учитывать при создании велозон. Им нужны маршруты с остановками — да, заезды за детьми и в магазины по-прежнему на плечах женщин. Чаще всего женщины пользуются специализированными бульварами, тихими улицами с успокоителями движения, парками, защищенными велодорожками. Стремление женщин ездить по безопасным маршрутам способствует увеличению спроса на создание серьезной и безопасной велосипедной инфраструктуры. Согласно предположениям, качественные велосипедные дорожки, защищенные велополосы, более широкие полосы для движения на автомагистралях, сеть связанных велодорожек и прямые маршруты привлекут большее количество женщин.
Больше внимания также необходимо уделять объединению безопасных велосипедных маршрутов с другими видами транспорта, с более широким обеспечением безопасных маршрутов и хорошо освещенных велосипедных стоянок на транспортных узлах.
К сожалению, на данный момент, в России велоструктура почти не развита. Москва в мировом рейтинге занимает всего лишь 86 место по уровню удобства для велосипедистов.
«Многие московские улицы воспринимаются как небезопасные. Об этом можно судить по двум показателям: высокий процент велосипедистов на тротуаре и очень низкий процент женщин на велосипедах. В городах с развитой велокультурой, там, где на велосипеде ездить безопасно, — в Копенгагене, Амстердаме и даже Токио — женщин на велосипедах больше, чем мужчин. У нас их больше всего на Бульварном кольце, около 30%. А, например, на Тверской — меньше 5%»- говорит Владимир Кумов, куратор проекта по развитию велокультуры Let’s bike it! и член правления Международной зимней велофедерации.
Инвестирование в инфраструктуру, которая дает женщинам больший контроль над собственной безопасностью и мобильностью — в обществе, которое одновременно отрицает опасность городских улиц и обвиняет женщин в том, что они не защищают себя, — было бы хорошим началом для изменения жизни в лучшую сторону.