Продолжаю разбирать наиболее значимые фигуры христианской демонологии. Сегодня на очереди Левиафан и Лилит (без нее обойтись не смогу).
Левиафан стал символом чего-то гигантского, мощного, хтонического и ужасающего. По христианской версии, которая и на этот раз была позаимствована из оккультизма, Левиафан был одним из основных идеологов бунта против Яхве.
В демонологии, не связанной с христианством, он считался знатоком потаенных сокровищ, но в христианской трактовке Левиафан стал демоном алчности.
Разумеется, своими деяниями он вдохновляет людей на богопротивность. Это подразумевает, что Левиафан хочет, чтобы люди жили собственной жизнью и собственными стремлениями, которыми не следует жертвовать во имя Яхве.
Яхве это, само собой не по вкусу. К XVII-XVIII веку образ Левиафана обрастает еще и такой подробностью как небесный противник в лице апостола Петра.
Признаться мне не очень понятно, каким именно образом идет их вражда (идет ли она вообще?) и почему всесильный Яхве (всесильный ли?) не добавит силенок Петру, чтобы добить злого Левиафана? Или это не более чем петушиные бои, нужные чтобы позабавить «бога из пустыни чахлой и скупой»?
За Левиафаном закрепилась и еще одна очень интересная черта, которая проникла в христианство из околоиудейских сказаний. Считается, что именно он представил Сатане Лилит.
Знакомство было удачным, отношения наладились, и от встречи Сатаны и загадочной Лилит родился Каин. Правда, в библии он считается сыном Адама и Евы, но, видимо, они маловато нарвали плодов с Древа познания добра и зла, поэтому так и не поняли, кто им дитятю подкинул.
Важный нюанс: если читать книгу Бытия вдумчиво, то станет ясно, что до того как сожрать тот запретный плод, Адам и Ева вообще не знали добра и зла, иными словами, они даже не знали, что нарушать заповеди Яхве опасно для здоровья.
Сейчас таких считают дураками и Яхве явно хотел, чтобы они такими и остались. Так что двум идиотам подкинуть ребенка и сказать, что, мол, он ваш, труда бы не составило.
В некоторых преданиях считалось, что именно Левиафан принял облик Змея и проник в Эдемский сад. Там он колоссально уменьшился в размерах и провел с дурой Евой разъяснительную беседу, после чего та дала нужный харч своему дураку-мужу, благодаря чему сегодня (если верить Библии) мы может хоть как-то шевелить извилинами. Так и хочется воскликнуть «Ave Zmei! Ave Leviafan!»
Между тем, все укладывается в традиционный сценарий: большая часть христианской мифологии обрела свои черты всего за несколько веков до нас – уже ближе к эпохе Просвещения, а иногда даже позже – в XIX веке!
Ко не верит, может прочесть сам текст Танаха (Ветхого Завета) и Нового Завета, предварительно выгнав комментаторов и толкователей душистыми влажными тряпками на мороз.
Сами увидите, что в тексте с современным христианством просматриваются разве что определенные параллели, некоторые общие имена, топонимы и не более. Вы будете там искать подробности жизни Сатаны, Белиала, Люцифера (да хоть Гулливера!) и в лучшем случае отыщете легкий намек, а то и вовсе ничего.
Ничего вы не узнаете о встречах Сатаны и Лилит, как и о самой Лилит, а Левиафан окажется просто морским змеем огромных размеров.
Причем, если обратиться к книге Иова, то можно увидеть, что сам Яхве описывает Левиафана в таких восторженных словах, что создается устойчивое впечатление, что он и сам не способен устоять перед его мощью, красотой и смелостью.
Рекомендую прочесть это место (если что, то это 40 и 41 главы книги Иова). Особенно привлекает внимание это место: «НЕТ НА ЗЕМЛЕ ПОДОБНОГО ЕМУ; он сотворён бесстрашным; на всё высокое смотрит смело ОН ЦАРЬ НАД ВСЕМИ СЫНАМИ ГОРДОСТИ.»
Первое наводит на мысль, что высший статус человека весьма условен, ибо Левиафан тоже в своем роде является вершиной творения.
Второе же (гордость), видимо и подвигло толкователей библии причислить величественную морскую зверюгу к числу демонов, ибо одно упоминание о гордости заставляло их впадать в истерику и поносить ее обладателя на всю Дерибасовскую.
Стоит отметить, что текст Библии подливает здесь масла в огонь, говоря, что в какие-то неопределенные будущие времена, когда Яхве сделает так, что все будет хорошо, Левиафан будет убит.
За что? А просто потому, что идеалом библейской мысли является мир, в котором нет ничего и никого опасного, где все пресно и приторно, как в детском саду.
Все же рекомендую вам читатель, прочесть упомянутое место из Книги Иова: займет всего пару минут. Это одно из тех немногих библейских мест, которые действительно классно написаны. А после того как прочтете – учтите: в раю этого не будет, ибо подобным диким и вольным там не место! А когда учтёте – задумайтесь: рай ли это?
За сим откланиваюсь! Комментируйте, высказывайте свои мнения и ничего не бойтесь: здесь не яхвины небеса, здесь есть место для вольной воли.