Почувствовал себя отщепенцем и маргиналом, когда утром во вторник узнал, что накануне произошел серьезный сбой в работе Facebook, Instagram и WhatsApp. А я этот момент пропустил, не заметил, проспал…
«Ты ретроград, — мрачно глянул на меня коллега в курилке. — Все об этом только и говорят… Цукерберг потерял семь миллиардов, Доу — Джонс упал, у людей по всему миру проблемы, а ты.. Что ты вообще делал вчера с шести до двенадцати?»
Пристыженный, хотел было убежать на рабочее место искать новостную информацию в интернете — исправляться, вливаться в социально-коммуникационный континуум, но вместе этого, сам того не ожидая, выпалил вопросом на вопрос: «А где был ты и что делал в молодости, когда вечером во всем районе вырубался свет?»
Коллега, открыв рот, замешкался и как школьник начал розоветь. У нас так, помню, нежно розовели окошки от пламени свечей, когда зимним вечером дома и улицы вдруг погружались во мрак. В нашем подъезде спустя положенный срок после одной из таких аварий у соседа родилась прелестная девчушка. Точно помню, хотели вначале назвать новорожденную Светланой, но потом решили, что имя не соответствует моменту истины, и нарекли Маргаритой.
Смех смехом, но в былые времена, когда гас свет и вместе с ним телевизоры, семьями собирались на кухнях и под оплывающие свечи пили чай, говорили по душам, в полумраке листали старые фотоальбомы…
Вот и сейчас — осанна нерадивым сотрудникам Цукерберга! — мы вернулись к жизни на пять часов. Сегодня было бы забавно провести соцопрос: что вы делали с шести до двенадцати, когда отключился Facebook? Думаю, немалая часть опрошенных женщин удивила мужей понедельничным ужином, мужья заметили понедельничный макияж у супруг и предложили прогулку по ночному городу, старшие школьники внепланово повторили английский — Not Found, а какой-нибудь старенький дедушка вспомнил наконец, какие у дочки, внучки и зятя глаза.
Вы видели, как срывается с насиженного места в троллейбусе молодая особа, которая, растворившись в соцсетях на смартфоне, едва не проехала свою остановку? Сначала ее лицо возвращается к жизни — блуждающая дельфинья улыбка сползает с него, потом оживает мозг, следом глаза приобретают осмысленность, быстрый взгляд за окно и — старт! Один раз сам был свидетелем, как молодая хрупкая девушка с «лопатой»-смартфоном в судорожно сжатой руке, рванув к выходу, почти борцовским приемом отбросила толстого контролера, и тот только шепотом ругнулся, глядя ей вслед.
Конечно, кто-то лишенный Инстаграма выпил сто грамм — не без этого. Но в целом… зря Цукерберг извинялся перед пользователями — мы получили даже не пять часов передышки, а вернули на это время самих себя.
И все-таки я не удержался, позвонил товарищу с вопросом, заметил ли он (жена, дочь, кот…) отключение Facebook, Instagram и WhatsApp. «А то! — был воодушевленный ответ. — Не поверишь, лет пять или больше в прихожей вместо светильника висла лампочка на проводах. Всё было недосуг… До того момента она ее не замечала. Так вот, отбросив планшет, наконец обратила внимание. Пришлось срочно лететь в магазин. Потом три часа крепил светильник к потолку, сломал табурет, отдавил коту хвост… И в кои-то веки она сказала, что я лучший на свете мужик!»
Мы перестали доверять живому общению, знакомиться на улицах — трагедия для обоих полов. Если Facebook, Instagram etc. будут сбоить чаще, то демографической ситуации это пойдет только на пользу. Драгоценные мои, милые старушки и старички, сидящие на лавочках у подъездов, уже не подмога стране в этом вопросе.
Если нерадивый Цукерберг отключится в будний день — производительность труда крупных клерков поднимется в полтора раза, мелких — в два, а вахтеров, секретарш, охранников и заместителей по идеологической работе – зашкалит вообще. Представляете, какая польза для государства?
Власти США заявили, что хакеры к сбою соцсети не причастны. Данные пользователей, как выяснилось, вроде бы тоже никто не крал. Так еще не поздно… Чем больше и дольше будет сбоить Цукерберг, тем скорее мы приведем наше общество к процветанию. Как это провернуть… У меня есть знакомый хакер по фамилии Сахаров. Предлагаю всем миром сброситься ему, дать техническое задание. Пусть от всех нас насолит Цукербергу.
Андрей Мякиш