С 2017 года в России действует запрет на ввоз, производство и продажу алкогольных напитков в виде порошка. Мы уже рассказывали про порошковую водку и другие крепкие напитки, для которых российский рынок оказался закрыт этим запретом. Но, по-большому счету, они в нашу страну и не ввозились, и не пользовались заметным спросом. В отличие от пива. Которое, в виде порошка, в 2010-х импортировалось российским бизнесом в больших объемах и в конечном виде - как напиток - охотно потреблялось населением. Это странно, но для пива законодатели и лидеры общественного мнения выдвинули совсем иные обоснования запрета, нежели для водки.
Российский алкогольный бизнес, как экспортно-импортный, так и производственный, очень долго игнорировал существование в мире порошкового алкоголя. В то время как в тех же США и Японии алкопорошки стали обыденностью еще в начале 1970-х.
С водкой и другим крепким спиртным все было понятно: российские спиртокомбинаты, построенные еще при Советах с соответствующим размахом, гнали этанол в огромных количествах и по очень низкой цене. К тому же, с 2000-х значительную долю крепких напитков в стране производили из "паленого" северокавказского спирта, с которого не платили налогов и акцизов и который по этой причине был еще более дешев. Схемы с поддельными акцизами на водку применяли централизованно и в масштабах всей страны. В 2018 году глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян и его подчиненные были арестованы по обвинению в массовой торговле "левыми" акцизными марками, которые позволяли выводить из-под налогообложения целые железнодорожные составы спирта, причем по многу раз в год. Это позволяло опускать цены на спиртное буквально в пол.
Порошковая водка, предназначенная для индивидуального употребления, в порционных пакетиках (аналогично - коньяк, виски, ром и др.) просто не могла конкурировать по цене с производящейся внутри России. Она стоила в разы дороже и в то же время не отличалась высоким качеством - все же instant-продукт. А водочный порошок в промышленной таре поставлять в Россию было тем более бессмысленно.
На видео - реклама порошкового пива в Западной Европе. 2019 год. Продукт запрещен к ввозу в Россию.
С пивом вышла совсем другая история. Когда в середине 2010-х пивные производители, как крупные, так и мелкие, столкнулись с постепенным, но неумолимым падением спроса, они связали это с начавшимся падением доходов населения и начали искать способы удешевить самые дешевые сорта пива. И вот тут порошок оказался очень в тему. Состоящий из сухих солодовых концентратов и смеси спирта с мальтодекстрином, он позволял полностью исключить из производства этапы брожения, фильтрования и пастеризации. Порошок можно было даже не завозить на заводы, а сразу везти в магазины, где за стеночкой он разводился в нужных пропорциях обычной водой и тут же разливался за копейки радостным посетителям.
Объективно, ничего вредного в такой смеси не было. Сухие солода и декстроза (в принципе, тот же самый мальтодекстрин) продаются открыто в любом магазине для любителей самоварного пива. Более того, они спокойно и массово применяются в промышленном пивном производстве. (Мальтодекстрин или декстроза повышают плотность напитка. Если вы чувствуете, что пиво "густое", плотно, то скорее всего это не благодаря особой технологии брожения - в него просто насыпали модифицированного крахмала в виде того же мальтодекстрина.)
Однако "порошковые" схемы делали ненужными пивные заводы, бум строительства которых пришелся в России на нулевые. Тогда даже понастроили избыточных мощностей, которые потом не знали, куда девать. Порошок же грозил если не совсем разорить, то поставить в очень невыгодное условие местных производителей. В пользу иностранных компаний. Поэтому и была сначала заряжена кампания в СМИ о страшном вреде порошкового пива, а потом пивной порошок попал под тотальный запрет. Хотя в России, где пиво десятилетиями официально не признавалось спиртным напитком, его судьба могла сложиться совсем иначе - запрет порошка мог его и не затронуть. Но уж слишком болезненный удар наносился по пивному лобби.
Справедливости ради, отметим, что логические (а не только коммерческие) причины запрещать пивной порошок в России тоже были. В стране не было никаких стандартов и технологий обращения с подобным продуктом. Как, кем и где порошок должен был разводиться, чтобы не представлять санитарной опасности? В каких пропорциях? Под каким контролем? Что должен знать покупатель о порошковом пиве? Как продавать порошок в розницу? Как облагать налогами? Разработка законодательной базы для регулирования всех этих нюансов заняла бы долгие годы, в то время как в стране вырос был рынок почти нерегулируемого "химического" пива. Запретить было проще и надежнее. Тем более, что уж чего-чего, а дефицит обычного пива, сваренного по зарекомендовавшим себя промышленным технологиям, нашей стране никак не грозил.