17 октября в рамках театрального фестиваля Кемфест Прокопьевский драматический театр показал зрителям спектакль «Город Н. Заметки на полях романа Л. Добычина». Режиссер спектакля - Артём Устинов. Художник - Игорь Каневский.
Как уже понятно из подстрочника, литературной основой постановки послужили автобиографические произведения Л. Добычина.
Леонид Добычин русский и советский писатель. Был раскритикован на собрании Союза писателей в 1936 году. А потом бесследно пропал.
Его проза характерна для ряда писателей того времени. Он писал автобиографичные и ностальгические тексты, с предчувствием будущих социальных потрясений. Примерно в этом же духе творили Н. Гарин-Михайловский и Г. Газданов. Насколько я поняла, Прокопьевский театр стал одним из первых театров, обратившихся к прозе Л. Добычина.
На мой взгляд, спектакль сделан изобретательно. Вероятно, режиссура спектакля построена на принципах популярного в последние пять лет документального театра. В основе - комментированное чтение текстов Л. Добычина, обращение в справочному и другому дополнительному материалу. Все действия актеров, чтение и игра сопровождалась манипуляциями со сценографическими предметами. Предметный мир связывал зрителей и актеров с тремя ментальными мирами – детскими воспоминаниями писателя о Двинске, архивом и современным миром технологических возможностей.
Я совсем не знаю актеров Прокопьевского театра, но их игра мне понравилась. Кстати, в программе были просто перечислены актеры, и я сейчас не смогу сопоставить имя артиста и его роль.
Актеры легко перевоплощались в героев и снова развоплощались в наших современников. Режиссер дал возможность зрителю наблюдать за сложным отношением актеров к своим ролям. В спектакле даже проскользнула мысль, что вся эта добычинская проза скучна и смысла нет это все играть. Зрителю дают минутку, для того, что бы осмыслить отвержение материала самими актерами. Но потом они возвращаются, снова входят в роли и все продолжается в с самой первой фразы. Ритм спектакля напоминал движение медленного дилижанса с остановками, раскачиванием, ускорением и замедлением, привычным скрежетом примерно в одном и том же месте.
Нотки психоанализа проскользнули в комментариях о судьбе Леонида Добычина, но сильно не повлияли на общий смысл спектакля. Также вскользь было сказано про исчезновение Л. Добычина после разгромной критики в Союзе писателей. Режиссер дает зрителю возможность зацепится за какую-то из линий в судьбе писателя. Но основным лейтмотивом спектакля становится создание атмосферы привычного уюта нестоличного городка и детской тревожности. Я думаю, что этот спектакль - ода провинциальному укладу российских городов.
В качестве программки выдали обширный изобразительный материал ностальгического характера. Почтовая марка, пасхальная открытка, паспорт спектакля, фотография, которую как бы сделали на самом спектакле. Это слишком мило даже для меня.
Спектакль стал лучшим на Кемфесте и это вполне объяснимо. В нем как в изысканном блюде все компоненты сочетаются в нужной пропорции, дополняя друг друга, раскрывая суть постепенно и создавая послевкусие.
Аудитория спектакля максимально широкая. Старые театралки, к которым я себя причисляю, найдут в спектакле отголоски постмодернистских деконструкций. (Я искала привычные для себя театральные формы, а в итоге пошла изучать «ломку инструментария» в современном театре) Визуально перенасыщенная молодежь погрузится в затейливый предметный мир и манипуляции с камерами и экраном. И практически все ощутят атмосферу уюта провинциальной жизни.