Речка Харауз этим летом прибыла, рыба на крючок стала попадаться чаще. Частенько Рома Барышников стоит с удочкой на мосту между Кударой и Корсаково. Иногда искупается. Возле моста глубоко, сильное течение, но плавает он хорошо, с самого раннего детства на реке всё свободное время проводит.
Скоро закончатся каникулы, начнётся школа. На рыбалку останется меньше времени. Но в школу тоже охота. Там сейчас после ремонта всё красивое, много нового. И по урокам соскучился, по друзьям, которые на лето уезжали из Кудары, и по тем, кто живёт на другом конце деревни. Так размышлял будущий шестиклассник Ромка, глядя на поплавок и леску, туго натянутую силой течения. Клевало плохо. Дружок Артёмка Гладышев от скуки прыгал с моста в речку, выплывал на берег и снова поднимался для прыжка.
Ромка почти не знал того мальчика – так, несколько раз видел в Кударе. Слышал только, что зовут Шурик. Мальчишка был явно не местным. Наверное, приехал летом к бабушке в деревню отдохнуть. Скорее всего, из города. Ромку совсем не интересовало, умеет ли он плавать. Не до таких мелочей ему – рыбалка требует серьёзности, за другими наблюдать некогда.
Шурик-горожанин стоял тут же и наблюдал за пацанами. Он был младше, на вид – лет семи. По его глазам сразу было ясно, что он очень хочет быть похожим на них. Но больше рыбалки его всё-таки привлекали прыжки в воду. Вдруг и он тоже решился прыгнуть в воду. Но как-то замешкался в нерешительности. Ромка заподозрил неладное. Спросил:
- Плавать-то хоть умеешь?
- Умею, — не очень уверенно ответил паренёк. Насмелился и прыгнул. Рома наблюдал за ним. Скрывшись под водой, тот вынырнул на поверхность. Но поплыл как-то не так – то ли по-собачьи, то ли по-лягушачьи. Видимо, грёб, как мог. И вдруг закричал:
- Я соврал! Я не умею плавать!
Делать было нечего: надо спасать неумеху!
- Здесь тётя Галя рыбачила, — вспоминает Рома. — Она протягивала ему удочку, но он не видел её, видно, сильно испугался. Да и не дотянулся бы – удило не доставало до воды.
Скинул футболку, а вот штаны снимать было уже некогда. Шурика относило течением всё дальше, он отчаянно бил руками по воде, поднимая фонтан брызг и сам же от них захлёбываясь. Ромка прыгнул с моста…
Мальчик где-то слышал, что тонущие люди паникуют и цепляются за спасающего мёртвой хваткой. Могут и его за собой под воду потащить. Поэтому он не стал подплывать к нему спереди или сбоку, а поднырнул под него и на своей спине потащил к берегу. Вскоре ноги начали доставать дно, и Рома понял: спасательная операция удалась!
Он говорит, что страха за себя не было, а вот за Шурика – да. Скорее всего, страх был, но он не подал виду. Хотя и шестиклассник, но такой обстоятельный парнишка, настоящий мужичок. Спасённый Шурик быстро оделся и побежал к бабушке. Ромка тоже пошёл домой – рыбачить расхотелось.
Дома мама удивилась: почему штаны мокрые? Неужели в штанах купался? Такого с ним никогда не бывало. Но сын сделал равнодушный вид и сказал:
- Да на речке парнишка маленький прыгнул в воду, а плавать не умеет, ну я его и вытащил.
В тот момент Елена Анатольевна не придала значения словам сына:
- Я подумала, что просто забрёл в воду и вытащил. Он у меня не особо разговорчивый, лишнего не скажет, но я и подумать не могла, что всё было так серьёзно. Он ведь и сам рисковал!
Конечно, рисковал, да ещё как! Очевидец того происшествия Галина Ивановна (фамилию просила не называть) вспоминает:
- Я стояла на мосту, рыбачила. Видела, как мальчик разделся и приготовился прыгать. Я ему говорю: «Куда собрался? Ты же маленький, наверное, и плавать не умеешь, утонешь!» А он: «Я умею плавать! Что хочу, то и делаю, речка общая!» Я его ещё предостерегла, чтобы прыгал не головой, а ногами в воду. Как словом, так и делом: прыгнул ногами, вынырнул, и его потащило течением. Я ему крикнула: «Плыви к берегу!» Он в ответ: «Я не могу, меня тащит куда-то!» И здесь я догадалась: «Так ты не умеешь плавать?» Он, кажется, заплакал: «Нет, не умею!» И тут же: «Спасите, я тону!» Никогда не забуду его испуганных глаз, в которых стоял неописуемый ужас…
Его уносило всё дальше от удочки, которую она протягивала ему. В голове лихорадочно мелькали мысли: а что, если попытаться самой спасти тонущего ребёнка, зайдя в речку с берега? Но ведь она тоже не умеет плавать, а там, куда несло мальчика, было явно глубоко. И тут она увидела, как с моста прыгает Ромка. Почему-то сразу поверилось: он спасёт мальчишку:
- Рома поднырнул под него, и как-то из-под низу стал толкать его к берегу. Если бы не он, малец, наверное, утонул бы… Тут уже тонули ребятишки, я слышала, что Рома уже не первый раз спасает, ещё наша местная жительница Наталья Юрьева спасала, тоже молодец.
1 сентября отважного шестиклассника Рому Барышникова наградили школьной грамотой, книгой «Слышишь, я снова живой!» о героях России, сельская администрация – благодарностью, семья спасённого мальчика – тортом. Его родственники попросили не указывать настоящее имя мальчика, и мы их понимаем. А вот про Романа Барышникова люди должны знать: герои не должны оставаться в тени!