Найти в Дзене
SCRIPT DOCTOR ОСОКИН

Слезы Николая I и тоска русских в Испании по квасу и соленым огурцам: из истории Большого театра

Юбилей одной из самых знаменитых русских опер. 185 лет назад в Петербурге состоялась премьера оперы Михаила Глинки “Жизнь за царя” - по легенде об Иване Сусанине.

На премьере Николай I демонстративно прослезился, и тут же весь зал огласился громкими рыданиями. Этим красноречивым жестом участие императора в судьбе оперы, впрочем, не ограничивалось: он курировал данный проект с самого начала.

Появление этой оперы в Большом стало результатом социального заказа.  Николай I решил, что в России должна появиться первая национальная опера, причем в народном стиле и в соответствии с официальной идеологией “Православие, самодержавие, народность”.

Фото с сайта: stuki-druki.com
Фото с сайта: stuki-druki.com

Наиболее подходящим материалом для этой задачи императору показалась легенда о крестьянине Иване Сусанине, который в начале XVII века спас от поляков Михаила, первого царя из династии Романовых.

Социальный заказ тут же выполнил весьма плодовитый драматург Нестор Кукольник, который сочинил пьесу “Рука Всевышнего отечество спасла”. Пьеса была с одобрением принята во дворе, причем одобрение было настолько сильным, что несколько врагов Кукольника из враждебного ему журнала, которые в своих публикациях высмеивали его пьесу, поплатились за это закрытием своего журнала. И эта же пьеса смертельно рассорила автора с Пушкиным - потому что Пушкину приписывали злую эпиграмму на патриотический проект Кукольника:

“Рука Всевышнего” три чудо совершила:

Отечество спасла,

Поэту ход  дала,

Его врагов сгубила.

Итак, представителям царского двора и самому Николаю I иделогический заряд этой пьесы понравился, но вот автор не подошел императору - опять же по идеологическим соображениям.

Фото с сайта: prosodia.ru
Фото с сайта: prosodia.ru

Кукольник был пьяницей и развратником - не такому человеку следовало воплотить на театральной сцене официальный тезис о любви народа к самодержавию.

В итоге оперу о Сусанине поручили создать Михаилу Глинке.  Написать либретто доверили прибалтийскому немцу барону Егору Розену, который еще в юности стал писать стихи на латыни, а затем и по-русски. Литератором он был малоизвестным, но ему помогли его связи при дворе.

Любопытная деталь, которая говорит о том, как по-разному в императорском театре относились к Глинке и к Розену.

Фото с сайта: aif.ru
Фото с сайта: aif.ru

Театральная дирекция заставила Глинку отказаться от гонорара за свою оперу – за его счет решили сделать приятное Николаю I, который много говорил о том, что надо экономить средства казны. А вот Розену гонорар за либретто выдали, и его потомки получали отчисления от постановок оперы вплоть до революции 1917 года.

Но, впрочем, в конечном счете Глинка тоже не остался без вознаграждения. Отсутствие у композитора гонорара за оперу позволило Николаю I тем более эффектно сделать широкий жест: Глинка получил от него подарок – перстень с топазом, окруженном двумя рядами бриллиантов.

Но главным подарком для Глинки стало закрепление за ним статуса главного представителя патриотического направления в музыке. До этого момента положение Глинки было еще неопределенным, и у него шла тяжелая борьба за такой статус – на звание главного создателя патриотических опер претендовал еще композитор Алексей Верстовский, руководитель московских театров.

Фото с сайта: 100oper.ru
Фото с сайта: 100oper.ru

Но Верстовского подвела опера, в который он попытался построить патриотическую конструкцию не на истории, а на современной жизни. Опера называлась “Тоска по родине” – о том, как мучается русский дворянин, который оказался в Испании.

Критиков особенно насмешило, как один из персонажей оперы жалуется на свою тоску по квасу, капусте и соленым огурцам. После появления массы сатирических пародий и эпиграмм “Тоска по родине” получила в литературных кругах насмешливое название “Тоска и пародия”.  И вот как раз в этот момент появился Глинка со своей оперой об Иване Сусанине – и спор о том, кто главный патриот в музыке, был решен его пользу.

Но с этой оперой еще активно поработал и самый главный патриот – император. Подробнее об этом - в следующей публикации, в продолжении наших театральных историй.